Игровые упражнения для развития скоростных способностей баскетболистов


В занятиях с юными баскетболистами, чтобы избежать стабилизации (застоя) в развитии скоростных способностей, необходимо широко использовать подвижные игры, предусматривающие выполнение заданий в условиях постоянного и неожиданного изменения ситуации, противодействия и взаимодействия партнёров. Для развития скоростных способностей в подвижные игры и эстафеты следует включать быстрое реагирование на внезапные сигналы, стартовые рывки, бег с максимальной скоростью.
Подвижные игры для развития простой двигательной реакции
«Неуловимый шнур». На пол кладут шнур длиной 2 м. С обеих сторон шнура лицом к его концам встают по одному соревнующемуся (шнур находится между ступнями игроков). Игроки выполняют различные движения по указанию учителя (руки вверх, в стороны, вперёд, на пояс, приседания, наклоны и др.). По сигналу игроки быстро наклоняются и пытаются выдернуть шнур из-под ног. Выигрывает тот, кому удастся это сделать первому.

«Салки в парах».

Вариант 1. Один из игроков располагается на лицевой линии, он салка. Второй на расстоянии 1,52 м лицом к партнёру. По сигналу игрок, стоящий спиной к площадке, выполняет поворот кругом и стремится убежать за обозначенную линию, расположенную в 6 м, а первый пытается его догнать и осалить (рис. 1).
Вариант 2. Один из игроков располагается на лицевой линии спиной к площадке, он салка. Второй на расстоянии 1 м от партнёра лицом к площадке. По сигналу игрок, стоящий спиной к площадке (салка), выполняет поворот кругом и стремится осалить убегающего партнёра, прежде чем тот пересечёт обозначенную на полу линию, расположенную в 6 м (рис. 2).

3. «Успей поймать мяч». Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии четырёх-пяти шагов, держа в руках по баскетбольному мячу. По сигналу оба подбрасывают мяч вверх на обусловленную высоту и быстро меняются местами, чтобы успеть поймать падающий мяч партнёра.
Можно постепенно увеличивать расстояние между партнёрами или уменьшать высоту, на которую подбрасываются мячи
«Поймай мяч». Играющие становятся по кругу и рассчитываются по порядку. Каждый запоминает свой порядковый номер. Водящий находится с мячом в центре круга. Подбросив мяч вверх над головой или ударив его о пол (землю), водящий называет любой номер. Игрок под этим номером устремляется к мячу, стараясь поймать его, прежде чем мяч упадёт на пол. Если он не успел это сделать, то идёт на место водящего, а тот занимает его место в кругу. А если успел, то водящим остаётся прежний игрок.

Варианты. 1. Игроки занимают по кругу различные исходные положения: а) стоя спиной к водящему; б) сидя на полу лицом к водящему; в) сидя на полу спиной к водящему; г) упор присев.
2. Игроки передвигаются по кругу ходьбой, медленным бегом, прыжками на обеих ногах, одной ноге, в приседе и т.п.

«Вызов номеров».
Вариант 1. Игроки в составе двух равных (по численности) команд встают за линией старта с обеих сторон баскетбольного щита и рассчитываются по порядку. Каждый запоминает свой порядковый номер. На расстоянии 5 м от команд проводят линию финиша. Учитель громко называет какой-либо номер, и игроки под этим номером бегут к линии финиша. Команда, чей игрок первым пересечёт линию финиша, получает 1 выигрышное очко. После финиша игроки снова занимают свои места в командах. За 3 мин. нужно набрать большее количество очков.
Вариант 2. Игроки в составе двух равных (по численности) команд встают за лицевой линией с обеих сторон щита и рассчитываются по порядку. Каждый игрок запоминает свой порядковый номер. Перед командами на расстоянии 35 м кладут по баскетбольному мячу. Учитель по своему усмотрению называет порядковый номер любого участника игры, например, «три». Оба третьих номера выбегают вперёд, берут мяч и выполняют его ведение до поворотных стоек, расположенных в 1024 м, обводят их и возвращаются назад, положив мяч на прежнее место. Затем вызываются другие номера. За каждого игрока, выполнившего задание первым, команда получает 1 выигрышное очко. За 5 мин. нужно набрать большее количество очков (рис. 3).
Игру можно разнообразить, изменяя исходное положение: а) стоя спиной к направлению бега; б) сидя лицом или спиной к стартовой линии; в) упор присев.
6. «Мячи и кегли». На площадке проводят три параллельные линии, на расстоянии 57 м одна от другой. На центральной линии находятся игроки. С одной стороны от них на соответственно расположенной линии кладут мячи, с другой стороны на оставшейся линии расставляют кегли (по числу игроков). Учитель объявляет исходное положение игроков (стоя, сидя, упор присев и др.), а затем произносит «сигнальное» слово. Если он произносит слово «мячи», то все игроки устремляются в сторону мячей, быстро берут их в руки и поднимают вверх, если же он произносит слово «кегли», то все бегут в сторону кеглей и т.д. Игрок, выполнивший задание последним, выбывает из игры. Игру проводят несколько раз до выявления победителя.
Подвижные игры и игровые упражнения для развития двигательной реакции на движущийся объект
При тренировке реакции на движущийся объект основное требование заключается в выработке умения фиксировать глазами движущийся предмет, который перемещается с большой скоростью.
«Салки». Наиболее универсальная игра у баскетболистов для тренировки реакции на движущийся объект. Все играющие свободно располагаются на площадке. Учитель назначает водящего. По сигналу водящий пытается осалить одного из игроков. Осаленный игрок становится водящим. Если игроков очень много, можно выбрать сразу несколько водящих.

«Подвижная цель». На площадке чертят круг диаметром 68 м. За границами круга на равном расстоянии друг от друга встают 58 игроков, в центре круга водящий. Находящиеся за кругом игроки стараются попасть в водящего мячом. Водящий, бегая внутри круга, увёртывается от мяча. Игрок, который попал в водящего, встаёт на его место. Игрокам запрещается переступать линию круга.

«Живая цель». Участники игры распределяются на две команды. Игроки обеих команд стоят через одного по кругу. Каждой команде дают один мяч. Внутри круга водящий игрок одной из команд. Задача водящего увёртываться от мяча, которым его стараются осалить игроки команды соперников, одновременно ловить мяч, направленный ему партнёрами, и возвращать его снова в свою команду. Как только водящего осалили, его место занимает игрок другой команды. Так в роли водящего поочерёдно выступают игроки то одной, то другой команды. Победительницей становится команда, игроки которой, лучше увёртываясь от мяча, выполнили больше передач. Способ передачи мяча заранее оговаривается.

4. «Не давай мяч водящему». Пятеро игроков становятся в круг, разомкнувшись на вытянутые руки, шестой водящий в центре круга. По сигналу игроки начинают выполнять между собой разнообразные баскетбольные передачи мяча, а водящий, бегая в круге, старается помешать передаче и перехватить мяч. Если это ему удалось, он меняется местами и ролями с игроком, потерявшим мяч, и игра продолжается на тех же условиях.
Не разрешается передавать мяч игрокам, стоящим рядом справа и слева.
Вариант. Игру можно усложнить путём введения двух водящих и выполнения перебрасывания двумя мячами.

«Ловец и перехватчик». Играющие располагаются по кругу, в руках у одного из них мяч. В центре круга два игрока: ловец и перехватчик. Стоящие по кругу выполняют передачу мяча друг другу и, выбрав удобный момент, осуществляют передачи ловцу. Ловец старается открыться, чтобы получить передачу а перехватчик прикрыть ловца и перехватить мяч. Через 1 мин. ловец и перехватчик меняются ролями. Игра длится до тех пор, пока все игроки не побываю в роли перехватчика. Побеждает тот, кто допусти меньше передач ловцу.

«Перехвати мяч». Участники игры распределяются на команды по пять человек: три игрок выполняют передачи мяча друг другу, а два стараются перехватить мяч или отнять мяч у соперника Игра ведётся на четверти баскетбольной площади Игрок, сумевший перехватить мяч или коснуться его рукой, заслуживает 1 премиальное очко. Игрок, допустивший выход мяча за пределы площадки, или нарушивший правила ведения или перехвата мяча получает 1 штрафное очко.
Побеждает команда, набравшая большее количество очков за перехваты мяча (за вычетом штрафных очков).

7. «Передачи в парах с перехватом мяча: Участники игры образуют пары. Каждая пара представляет собой отдельную команду. Одна пара (нападающие) выполняет передачи мяча в любых направлениях, а другая пара (защитники) старается перехватить мяч. Через определённое время команды меняются ролями.

Побеждает команда, игроки которой большее количество раз сумели перехватить мяч.

8. «Овладей мячом в движении». Участники игры распределяются на две команды. Игроки одной команды осуществляют ведение мяча в разных на правлениях с использованием финтов и обманных движений, а игроки другой команды пытаются овладеть мячом соперника. При перехвате мяча происходит смена водящих. При неправильной атаке игрока с мячом штрафуют защитника. В конце игры подсчитывается количество потерь мяча и определяется победитель.
Вариант. Игроки каждой команды выполняют ведение мяча в течение определённого времени.

9.«Игра в одно кольцо 1 х 1» (один нападающий один защитник). Игру проводят на половине баскетбольной площадки. Каждому игроку предоставляется по 10 атак с определённой точки площадки. Задача нападающего: используя различные финты (обманные движения), обыграть защитника и выполнить результативный бросок в корзину. За каждый меткий бросок начисляют 1 очко. Если мяч не попал в корзину и его подобрал нападающий, то он имеет право повторно выполнить бросок в кольцо. Если мяч перехватил защитник, то нападающий не получает очков и начинает вторую попытку и т.д. Выигрывает игрок, набравший больше очков.

10.«Игра в одно кольцо 2 х 1» (два нападающих один защитник). Нападающий передаёт мяч партнёру, делает ложное движение, чтобы уйти от опекающего его защитника, затем, резко изменив направление бега, устремляется к кольцу. Получает мяч и совершает бросок. Затем нападающие меняются местами.

11. «Игра 2x2, 3x3». Нападающие владеют мячом выполняют ведение и передачи мяча друг другу. Они пытаются осуществить как можно больше передач. Защитники опекают своих нападающих, стараясь перехватить или выбить у них мяч. Если защитники овладели мячом, они становятся нападающими. Игру проводят до 10, 15, 20 передач мяча.

12. «Двумя мячами с нейтральными». Игра проходит на баскетбольной площадке. В каждой команде от 5 до 8 человек и свой мяч. Кроме того, выделяется ещё один игрок нейтральный. Игроки каждой команды вводят мяч из-за лицевой линии с задачей атаковать корзину соперников. Одновременно игроки обеих команд пытаются перехватить мяч у соперников. Нейтральный игрок не участвует в игре до тех пор, пока у одной из команд не окажется два. Тогда он начинает действовать в составе этой команды, помогая партнёрам разыгрывать и бросать мяч в корзину.

Играют по баскетбольным правилам. За каждый меткий бросок дают 2 очка. Если мяч попал в корзин с линии трёхочкового броска, то команда получав 3 очка. При нарушении правил мяч передают сопернику для введения в игру из-за боковой линии.
Если один мяч заброшен в корзину, а второй etui разыгрывается, то игра продолжается до меткого броска. Только после этого снова вводят в игру два мяча
Игру проводят на время. Победителем объявляется команда, набравшая большее количество очков.
Подвижные игры для развития стартовой скорости
«Старт с выбыванием». Группа из 56 игроков по сигналу стартует от лицевой линии баске" больной площадки и пробегает 14 м с максимально! скоростью. Два игрока, финишировавшие последними, выбывают из игры. Игра ведётся до выявления победителя.
«Встречный бег». В игре участвуют две команды, построившиеся в колонны по одному на противоположных сторонах баскетбольной площадки (у лицевой линии). Расстояние между командами 28 м. Линия финиша расположена в 14 м от каждой команды. По сигналу первые номера команд одновременна начинают бег из одинакового стартового положения и бегут к финишной линии. Бегун, финишировавший первым, приносит своей команде 1 выигрышное очке. После подсчёта очков, полученных каждой командой определяется команда победительница.
«Кто дальше положит кубик?». Подбросит баскетбольный мяч повыше, выбежать из центрального круга площадки, положить на пол возможно дальше от круга кубик и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч на лету. Выигрывает тот, кто сумеет положить кубик дальше всех.

«Вызов». Игроки распределяются на пары. Пути, по которым пробегают пары, не должны пересекаться. Двое играющих становятся лицом друг к другу. Тот, кто начинает игру, стоит спиной к направлению бега, а второй игрок лицом, вытянув правую руку. По сигналу первый игрок ударяет три раза правой рукой по ладони партнёра и с третьи ударом, повернувшись кругом, убегает от него. Тот стремится догнать убегающего и осалить касанием по плечу или спине, пока первый не пересечёт линию, расположенную в 1520 м от линии начала бега.

«Догнать переднего». Игроки распределяются на две команды, которые разомкнутыми на вытянутые руки шеренгами строятся одна позади другой. Расстояние между шеренгами 2 м. В 1520 перед первой шеренгой проводят финишную линию. По сигналу обе команды с высокого старта или упора присев, упора лежа, упора лежа сзади или другого исходного положения бегут к финишной линии. При этом игроки задней шеренги стремятся догнать и касанием руки осалить бегущего перед собой игрока передней шеренги, а тот старается не допустить этого. Игроки, которых осалили до финишной линии, должны остановиться и поднять вверх правую руку. Подсчитывается их количество. Возвратившись обратно к стартовой линии, команды меняются местами и ролями, и игра повторяется ещё раз.
Выигрывает команда, осалившая большее количество соперников.

6. «День и ночь». Две команды стоят на середине площадки спиной друг к другу на расстоянии 12 м. Одна команда «День», другая «Ночь». У каждой команды на своей стороне площадки «дом» в 1020 м от середины площадки. Учитель, стоя сбоку, называет одну из команд её игроки должны как можно быстрее убежать за линию дома, игроки другой команды их догоняют. Сколько игроков они сумели осалить до линии дома, столько и получают очков. Затем все становятся на прежние места, игра повторяется (рис. 4).
В игре следует применять различные исходные положения, например, упор присев, упор лежа, сидя и т.п., или выполнять различные двигательные действия в исходном положении (например, подскоки на месте, бег на месте, приседания и т.п.).

«Рывок к мячу». В центральном круге кладут баскетбольный мяч. Рядом с кругом спиной друг к другу становятся двое играющих. Перед каждым из них на расстоянии 57 м поставлена поворотная стойка. По сигналу участники стараются быстрее обежать стойку и, вернувшись к центральному кругу, коснуться мяча (или взять его). Коснувшийся мяча первым выигрывает. Игру повторяют несколько раз (рис. 5).

«Встречная эстафета». На расстоянии 1428 м друг от друга проводят две параллельные линии. В эстафете могут принять участие две и более команд, каждая из которых делится на две группы, занимающие места в колоннах по одному у противоположных линий. По сигналу стартующие игроки бегут вперёд, касаются ладонью ладони своего партнёра (или передают теннисный мяч) и занимают место в конце колонны. Выигрывает команда, чьи участники быстрее поменяются исходными позициями.
В дальнейшем можно менять способы передвижения: а) бег спиной вперёд; б) прыжки на одной ноге.

Подвижные игры и эстафеты для развития скоростной выносливости
1. Команды строятся в колонны по одному за лицевой линией баскетбольной площадки. Напротив каждой команды кладут два гимнастических обруча, один на центральной линии (обруч с 3-5 баскетбольными мячами), другой на противоположной лицевое линии (обруч без мячей). Одновременно стартуя по сигналу, игроки команд должны перенести мячи из первого обруча во второй. Каждый следующий игрок стартует только после возвращения предыдущего партнёра и переносит мячи в обратном направлении, то есть в пустой обруч (рис. 6).
Мячи переносить из обруча в обруч надо не все сразу, а последовательно один за другим. Побеждает команда, выполнившая игровое задание первой.

Команды строятся в колонны по одному за лицевой линией. На центральной линии баскетбольной площадки, напротив каждой команды, устанавливают 57 кеглей. По сигналу первые игроки команд должны перенести все кегли с центральной линии на противоположную лицевую линию. Как только задание выполнено, следующие игроки команд переносят кегли в обратном направлении и ставят их на центральную линию и т.д. Кегли переносить не все сразу, а последовательно одну за другой. Побеждает команда, выполнившая игровое задание первой.

На лицевой линии баскетбольной площадки устанавливают 5 кеглей одного цвета (например, синего), а на центральной линии столько же кеглей другого цвета (например, красного). Задача игроков каждой команды как можно быстрее поменять кегли местами.
На лицевых линиях баскетбольной площадки устанавливают поворотные стойки (кегли) или кладут набивные мячи и т.п. Команды строятся в колонны по одному у одной из лицевых линий. По сигналу первые игроки команд бегут б х 28 м с обеганием стоек (челночный бег). Затем бегут следующие игроки и т.д. Выигрывает команда, закончившая челночный бег первой.

Игрок стоит в углу спортивного зала на расстоянии 34 м от обеих стен и выполняет быстрые передачи то в одну, то в другую стену в течение 20 сек. Победитель определяется по наибольшему количеству передач за указанное время.

Подвижные игры и эстафеты для совершенствования скоростной техники
«Быстрые передачи». Игроки стоят парами на расстоянии 57 м друг от друга. Пары соревнуются между собой в количестве передач баскетбольного мяча, выполненных от партнёра к партнёру двумя руками от груди за 1520 сек.

2.«Десять ударов с передачей мяча». Игроки строятся в 34 шеренги. Дистанция и интервал 2 м. Каждая шеренга представляет собой отдельную команду. Правофланговые игроки всех шеренг получают по баскетбольному мячу. По сигналу они начинают скоростное ведение мяча на месте с десятью отскоками от пола, а одиннадцатым ударом направляют мяч с отскоком следующему игроку своей шеренги. Тот без остановки выполняет то же самое упражнение с передачей мяча очередному игроку, и так далее до конца шеренги. Последний игрок шеренги, выполнив задание, поднимает мяч над головой.
Побеждает команда, завершившая игровое задание раньше всех.

3. «Преследование с ведением мяча». Игру проводят на половине баскетбольной площадки, в каждом из четырёх углов которой ставят по поворотной стойке. Игроки распределяются на 4 команды, каждая из которых занимает угол площадки, построившись внутри него колонной по одному. Направляющие игроки всех четырёх колонн с баскетбольными мячами выходят из строя и становятся за свою поворотную стойку, являющуюся одновременно места старта и финиша после обводки игровой зоны.
По сигналу стартующие игроки начинают ведение мяча по периметру игровой зоны против часовой стрелки, обегая поворотные стойки снаружи. Па этом каждый игрок, выполняющий ведение мяча стремится догнать находящегося впереди и осалить его, за что начисляется 1 премиальное очко. Добежав до своей команды, игрок быстро передает mi следующему номеру, который тут же вступает в игру и т.д. (рис. 7).
Игрок, потерявший мяч на дистанции, обязан подобрать его и продолжить ведение мяча с места потери.
Команда-победительница определяется по наибольшему количеству набранных очков.

4. Эстафета с ведением и передачей мяч Игроки распределяются на 34 команды по 4 человека, каждая из которых становится в колонну по одному за линией старта. Направляющие игроки колонн получают по баскетбольному мячу. По сигналу первые номера команд выполняют ведение мяча правой рукой до поворотной стойки, расположенной в 14 м от линии старта, огибают её слева, возвращаются назад с ведением мяча левой рукой и осуществляют передачу мяча следующему игроку своей колонны, а сами становятся в её конец. Следующий игрок, приняв мяч, выполняет то же задание и т.д.
Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Эстафета «Слалом». Команды построены в колонны по одному за линией старта. Состав команды 45 человек. На дистанции «слалома» 35 поворотных стоек на расстоянии 23 м одна от другой. У направляющих каждой команды в руках по баскетбольному мячу. По сигналу участники выполняют ведение мяча, по пути зигзагами обводят все стойки и тем же способом возвращаются назад, передавая мяч следующему игроку, и т.д. Выигрывает команда, выполнившая задание первой (рис. 8).

Эстафета «Кто быстрее?». Команды построены в колонны по одному за линией старта. Состав команды 45 человек. На дистанции 45 гимнастических обручей (или пластмассовых колец) на расстоянии 3 м один от другого. У каждого игрока в руках баскетбольный мяч. По сигналу первые номера выполняют ведение мяча до первого обруча, кладут мяч в обруч, «змейкой» обегают остальные обручи, возвращаются по прямой назад и передают эстафету (касанием руки) вторым номерам, которые осуществляют ведение мяча до второго обруча, третьи номера до третьего обруча и т.д. Когда все мячи разложены по обручам, первые номера команд бегут к последнему обручу, берут мяч, выполняют ведение мяча, «змейкой» обводя все обручи, и касанием руки передают эстафету следующим участникам, которые бегут до предпоследнего обруча и т.д. (рис. 9).
Выигрывает команда, выполнившая задание первой.

7. «Встречная эстафета баскетболистов». Команды делятся на две подгруппы и строятся в колонны по одному на противоположных линиях. У направляющего одной из колонн каждой команды в руках баскетбольный мяч. По сигналу он выполняет ведение мяча к противоположной колонне. По пути обводит стойки, встречную колонну и передаёт мяч её направляющему, а сам становится в конец этой колонны. Направляющий, получив мяч, выполняет это же задание в обратном направлении. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание (поменяются местами в колоннах).

«День и ночь» с ведением мяча». Игроки распределяются на две команды: «День» и «Ночь». У каждого игрока баскетбольный мяч. Команды располагаются в шеренгах вдоль центральной линии площадки. Если учитель называет команду «День», то её игроки с ведением мяча убегают в свой «дом» (за лицевую линию), а игроки команды «Ночь» также с ведением мяча стараются их осалить. Каждый раз ведётся подсчёт осаленных игроков команды соперников.

«Салки в парах с ведением мяча». Все участники игры получают по баскетбольному мячу и расчётом на первый-второй распределяются на соревнующиеся пары, которые свободно расходятся по баскетбольной площадке. По сигналу учителя первый номер каждой пары ведением мяча левой рукой убегает от своего второго номера, который ведением мяча правой рукой старается догнать и свободной рукой осалить первого, за что начисляется 1 премиальное очко. После этого партнёры меняются ролями, и игра продолжается. Выигрывают игроки, набравшие большее количество очков.


10. «Трёхочковый бросок». Два баскетболиста, представляющие собой одну команду, становятся за линию штрафного броска. У каждого в руках баскетбольный мяч. Их задача как можно больше забросить мячей в кольцо за 2 мин. За каждое попадание дают 1 очко. Эти игроки выполняют броски мяча в одно кольцо, а их соперники в другое. Выигрывает та пара, которая наберёт большее количество очков за 2 мин. Соревнование начинается и заканчивается по свистку.
Применение специализированных подвижных игр, эстафет в учебно-тренировочном процессе баскетболистов создаёт дополнительный стимул для предельного проявления скоростных возможностей за счёт повышения интереса, мотивации, эмоционального деятельности бас подъёма, духа соперничества занимающихся.
Общий принцип данного подбора подвижных игр и игровых упражнений разнообразие условий, постепенное их усложнение, приближение к специфике баскетболистов.
































f Заголовок 14 Заголовок 2Ў: 15тz Основной текст с отступом4 Основной текст