МЕТОДТЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ПЛОВЦОВ 10-12 ЛЕТ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА – 1»
3136900150495 ЗАВЕРЯЮ
Директор МАУ ДО
«ДЮСШ-1» г. Усинска
____________ А.А.Сакерин
020000 ЗАВЕРЯЮ
Директор МАУ ДО
«ДЮСШ-1» г. Усинска
____________ А.А.Сакерин
МЕТОДТЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ПЛОВЦОВ 10-12 ЛЕТ
Выполнила:
тренер по плаванию
Филиппова А.Е.
Усинск 2016
ВВЕДЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 3
5
Изменение физиологических систем организма под влиянием занятий плаванием 5
Физиологические особенности юных пловцов 10-12 лет 10
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 18
ВЫВОДЫ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ВВЕДЕНИЕ
Изучение адаптивных возможностей организма спортсменов с целью дальнейшего повышения спортивного мастерства, расширения функциональных резервов и сохранения здоровья является актуальной проблемой многолетней спортивной подготовки (Козлов А.В., 2005; Гоготова В.Л. и др., 2009; Булгакова Н.Ж., 2009; Бранкевич Д.А., 2015).
Непрерывный рост спортивных достижений в плавании, высокая конкуренция на международной спортивной арене требуют неустанного поиска эффективных методических, организационных и управленческих решений в многолетней подготовке спортсменов (Воронцов А.Р. и др., 1989;. Викулов А.Д., 2004).
Важное место в этой системе занимает процесс совершенствования комплексного контроля и отбора перспективных пловцов на всех этапах многолетней подготовки (Тимакова Т.С., 2006; Костикова С.Д., 2014).
Комплексный контроль должен включать в себя полный спектр медико-биологических исследований с целью определения наиболее точного уровня подготовленности пловцов, выявления возможных предпатологических состояний организма спортсмена, а также для проведения отбора (Булгакова Н.Ж., 1986; Плавание…, 1993; Плавание…, 2000; Ключникова М.В., 2000; Соломатин В.Р., 1999; 2010).
В настоящее время существуют достаточное количество научных работ по вопросу функционального состояния кардиореспираторной системы у спортсменов различных специализаций, в том числе и пловцов (Кузнецов А.А. и др., 2006; Валеев А.М., 2009; Абакумова Т.В., Величко Т.И., 2011; Водянский С.Н. и др., 2011; Калинина И.Н. и.др., 2013; Давыдов В.Ю. и др., 2015), однако эти работы включают в себя либо отрывочные данные только по определенным показателям, либо отсутствуют данные именно в том возрастном периоде, в котором мы изучаем данную проблему.
Цель исследования – изучение особенностей функционального состояния кардиореспираторной системы пловцов 10-12 лет.
Объектом исследования является кардиореспираторная система пловцов.
Предмет исследования – особенности кардиореспираторной системы пловцов 10-12 лет.
Задачи исследования.
Охарактеризовать физиологические особенности организма пловцов 10-12 лет.
Выявить особенности функционирования кардиореспираторной системы у пловцов 10-12 лет.
Определить реакцию сердечно-сосудистой системы на предъявляемую нагрузку у пловцов 10-12 лет.
Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Изменение физиологических систем организма под влиянием занятий плаванием
Спортивная деятельность в условиях водной среды (плавание) имеет ряд физиологических особенностей, отличающих ее от физической работы в обычных условиях воздушной среды. Эти особенности определяются механическими факторами, связанными с движением в воде, горизонтальным положением тела и большой теплоемкостью воды (Коц Я.М., 1986; Крылов А.И., Кононов С.В., 2006).
Плотность воды примерно в 775 раз больше плотности воздуха, а отсюда затруднение движений, ограничение скорости и большие энерготраты. При плавании основная мышечная работа затрачивается не на удержание пловца на воде, а на преодоление силы лобового сопротивления. Ее величина зависит от вязкости воды, размеров и формы тела и скорости плавания (Солодков А.С. и др., 2001).
Так как плавание относиться к циклическим видам спорта, то можно утверждать, что эти занятий расширяют возможности кардиореспираторной системы и соответственно повышают физическую работоспособность (Ганчар И.Л., 1998).
Под влиянием тренировки у пловцов хорошо развивается сила мышц. При плавании основные мышечные группы выполняют динамическую работу. Мышцы должны быть адаптированы к работе, как в аэробных, так и в анаэробных условиях. При этом, чем длиннее дистанция, тем большее значение приобретают аэробные процессы (Валеев А.М., 2009).
Деятельность вегетативных органов и систем у пловцов также имеет свои особенности. Тренированным пловцам свойственны брадикардия, умеренное повышение артериального давления, усиленный венозный приток к сердцу, увеличение ударного и минутного объемов крови, расширение полостей сердца и умеренная гипертрофия миокарда.
У нетренированных (в плавании) людей максимальное потребление кислорода (МПК) при плавании в среднем на 15-20% ниже, чем в наземных условиях (например, при беге на тредбане). Чем выше тренированность пловца, тем ближе его «плавательное» МПК (максимальное потребление кислорода) (определяемое при плавании) к абсолютному («наземному»). У высокотренированных пловцов «плавательное» МПК в среднем примерно лишь на 6-8% ниже абсолютного, выявленного во время бега в «гору» на тредбане, и примерно равно МПК при работе на велоэргометре. У выдающихся пловцов МПК при плавании такое же, как и при беге, или даже немного выше.
Эти данные говорят о высокой специфичности плавательной тренировки, что связано с такими уникальными особенностями плавания, как горизонтальное положение тела в воде (в отличие от обычного вертикального положения при работе в наземных условиях), активация меньшей мышечной массы к преимущественная работа мышц рук и пояса верхних конечностей (в отличие от преобладающей работы мышц ног и туловища при наземных локомоциях).
Следовательно, МПК измеряемое в наземных условиях, не может быть полноценно использовано для оценки аэробной работоспособности пловца, а его тренировка, направленная на увеличение максимальной аэробной мощности, должна быть в основном плавательной (Уилмор Дж. Х. и др., 2001).
Во время плавания различными способами МПК достигается при неодинаковых скоростях: в брассе – при меньшей скорости, чем в других способах. При одинаковом способе плавания менее тренированные спортсмены достигают своего уровня МПК при более низких скоростях, чем более тренированные пловцы (Булгакова Н.Ж., 1996).
Выдающиеся пловцы, особенно стайеры, отличаются высоким МПК – в среднем 5,2 л/мин (4-6 л/мин) при плавании и 5.4 л/мин (4,7-6,4 л/мин) при беге на тредбане, т.е. разница составляет в среднем 5,6%. Соответствующие показатели у женщин – 3,4 л/мин (2,9-3,7 л/мин) и 3,6 л/мин (3,4-4,0 л/мин). Относительное «беговое» МПК (на 1 кг веса тела) у мужчин составляет в среднем 68,6 мл/кг/мин (62,5-76,4), у женщин – 55,3 мл/кг/мин (47,8-61,2), что ниже, чем у представителей «земных» видов спорта, требующих проявления выносливости (Коц Я.М., 1986; Соломатин В.Р., 1991).
Пловцы обычно весят больше, чем бегуны-стайеры. Поэтому относительное МПК у пловцов меньше, чем у хороших стайеров. Во время плавания вес тела слишком мал и в отличие от «наземных» локомоций не играет практически никакой роли как фактор нагрузки. Расход энергии при плавании не пропорционален весу тела, как при беге. Поэтому максимальные аэробные возможности у пловцов лучше оценивать по абсолютному МПК (л/мин).
Большинство физиологических особенностей при плавании обусловлено реакцией организма на пребывание в воде (водную иммерсию), горизонтальное положение тела, давление окружающей среды на тело и преимущественную работу верхними конечностями.
Для пловцов характерна большая ЖЕЛ (жизненная емкость легких): у мужчин-пловцов высокого класса – 5-6,5 л, у женщин – 4-4,5 л, что в среднем на 10-20% больше, чем у людей того же возраста и пола, не занимающихся плаванием. Сила дыхательных мышц и емкость легких у пловцов, определяемые количеством воздуха, выдыхаемого за первую секунду форсированного выдоха, также на 8-15% больше обычных величин (Солодков А.С. и др., 2001; Соломатин В.Р., 2009).
Давление воды и ее выталкивающая сила обусловливают определенные приспособительные особенности дыхания. Статические размеры легких при погружении тела в воду (без опускания головы) несколько уменьшаются. ЖЕЛ в воде снижается примерно на 8-10%. Частично (около 3%) это связано с увеличением объема крови в грудной клетке (т.е. центрального объема крови) и в некоторой мере (5-7%) с напряжением дыхательной мускулатуры, противодействующей гидростатическому давлению воды. При плавании ЖЕЛ уменьшается также за счет горизонтального положения тела. Функциональная остаточная емкость становится лишь на 0,5-1,1 л больше остаточного объема.
В отличие от дыхания в воздушной среде в воде дыхательный объем увеличивается исключительно за счет использования резервного объема вдоха – РОВд. Резервный объем выдоха (РОВыд) уменьшается до 1 л (в условиях воздушной среды до 2,5 л). Уровень спокойного дыхания смещается в сторону остаточного объема, уменьшая функциональную остаточную емкость (Солодов А.С., Сологуб Е.Б., 2005).
В результате во время дыхания в воде состав альвеолярного воздуха изменяется очень значительно при каждом дыхательном цикле. Альвеолярная вентиляция при максимальном аэробном плавании (потребление О2 на уровне МПК) выше, чем при максимальной аэробной работе на суше (Водяницкий С.Н. и др., 2011).
Сопротивление току воздуха в дыхательных путях при водной иммерсии в условиях покоя и во время активного плавания возрастает более чем на 50% и требует увеличения активности дыхательных мышц. При плавании кролем дополнительное количество кислорода на каждый литр вдыхаемого воздуха достигает 1,3-2,8 мл.
Дыхание во время плавания синхронизируется с плавательными (гребковыми) циклами: длительность фазы вдоха уменьшается, а выдох удлиняется и обычно производится под водой (за исключением брасса и плавания на спине), т.е. против большего сопротивления, чем в воздушной среде, – дополнительно примерно на 50-100 мм вод.ст.
Во время плавания с субмаксимальным потреблением О2 легочная вентиляция, дыхательный коэффициент, парциальное напряжение и процент насыщения артериальной крови кислородом связаны с потреблением О2 примерно так же, как и при беге на тредбане или при работе на велоэргометре.
Легочная вентиляция и число гребков в минуту являются линейными функциями скорости плавания, хотя у разных людей имеются довольно значительные вариации в положении и наклоне линий связи между этими переменными. Дыхательный объем в 2-3 л отмечается при частоте гребков 42-73 в минуту.
Максимальная легочная вентиляция варьирует от 118 л/мин у специализирующихся в кроле, брассе и дельфине до 159 л/мин у плавающих на спине. При плавании на спине частота дыхания доходит до 64 циклов в минуту (примерно два цикла приходится на полный гребковый цикл), а при других способах плавания – до 40 (Коц Я.М., 1986).
Вентиляционный эквивалент О2 при максимальном аэробном плавании ниже, чем при аналогичной наземной работе. Причины такой относительной гиповентиляции – особые механические условия: давление воды на грудную клетку, затрудняющее дыхательные экскурсии, зависимость дыхания от ритма плавания (частоты гребковых движений).
При одинаковом уровне потребления О2 легочная вентиляция в плавании кролем обычно на 30% меньше, чем в беге или в плавании на спине. Средние величины легочной вентиляции при максимальном аэробном плавании также ниже, чем при максимальном аэробном беге (на уровне «земного» МПК). Частота дыхания в плавании ниже, чем в беге.
Несмотря на относительную гиповентиляцию, парциальное напряжение и содержание О2 в артериальной крови при плавании примерно такие же, как и при наземной мышечной деятельности. Хотя альвеолярно-артериальный О2-градиент при максимальном аэробном плавании ниже, чем при максимальном аэробном беге, насыщение артериальной крови кислородом составляет около 91%, т.е. такое же.
Таким образом, легочная вентиляция даже во время максимального аэробного плавания достаточна, чтобы насытить артериальную кровь кислородом до такой же степени, что и во время бега. Следовательно, внешнее дыхание, как и на суше, не ограничивает МПК. Более низкое МПК при плавании, чем при наземной локомоции, не связано с относительно сниженной вентиляцией.
Результаты исследования кардиореспираторной системы пловцов, легкоатлетов и нетренированных людей в покое свидетельствуют, что величины параметров внешнего дыхания подвержены сезонным колебаниям.
При этом сезонные ритмы показателей кардиореспираторной системы обследуемых характеризуются внутренней и внешней синхронизацией. Анализ полученных данных показал, что значения ЖЕЛ у пловцов на протяжении года достоверно выше, чем у легкоатлетов и лиц контрольной группы.
Как известно, ЖЕЛ определяет максимально возможную глубину дыхания и поэтому является важным показателем функциональных возможностей внешнего дыхания. Следовательно, сравнительные данные свидетельствуют о более экономичном уровне показателей функций внешнего дыхания и газообмена у пловцов по сравнению с легкоатлетами и нетренированными людьми.
С целью увеличения дистанционной скорости применяют вращение прямыми руками с максимальной скоростью с легкими гантелями, резиновыми амортизаторами и другими устройствами (Прилуцкий П.М., Бинюсеф И.М., 2015).
Физиологические особенности юных пловцов 10-12 лет
В современном представлении методика подготовки пловцов должна соответствовать закономерностям развития и формирования растущего организма (Соломатин В.Р., 2010).
Эмпирическое решение вопросов тренировки пловца, которое не основывается на медико-биологических и педагогических данных, приводит к слепому экспериментированию на юных спортсменах, что в условиях современного спорта с его огромными нагрузками недопустимо и опасно для их здоровья, также приведет к короткой спортивной карьере.
В возрастной физиологии прописывается, что для детей среднего школьного возраста характерны двигательные возможности, которые приближены к взрослому уровню. Так, дети 8-12-ти лет, которые занимаются плаванием, часто демонстрируют отличное техническое мастерство, отмечая их естественность и пластичность в движениях. При работе с ними специалисты отмечают, что они легко осваивают высокий темп плавания и нередко добиваются хороших результатов (Макаренко Л.П., 1983).
В этом возрасте завершается развитие двигательного анализатора, совершенствуется деятельность центральной нервной системы. На 8-12 лет приходится наиболее интенсивный рост показателей функционального и в данный период может успешно закладываться основа будущих достижений в большом спорте.
Улучшение показателей в спортивных упражнениях определяется также нарастанием мышечной массы и увеличением размеров конечностей. Гормональные сдвиги в организме вызывают ускорение роста скелетной мускулатуры. После 12-ти лет заметно увеличивается толщина мышечных волокон.
По своему строению и функциональности скелетная мышца приближается к уровню, который наблюдается у взрослых людей.
Возможности вегетативных функций увеличиваются вместе с развитием организма подростка. Небольшой объем сердца и незначительная величина выброса крови в единицу времени не позволяют достичь больших величин максимального потребления кислорода, развить и поддержать высокую мощность мышечной деятельности. Усиление сердечной деятельности происходит главным образом за счет увеличения частоты сердечных сокращений.
Например, при одной и той же работе умеренной мощности частота сердечных сокращений в минуту, по данным Р.Е. Мотылянской, равна: у детей – 134; у подростков – 127; у юношей – 123. Частота сердечных сокращений у детей в покое также повышена.
Мышца сердца ребенка благодаря широкому просвету коронарных сосудов и быстрому кровообращению обильно снабжается кровью. Значительная эластичность стенок кровеносных сосудов, не высокий уровень артериального давления расширяют функциональные возможности сердца. Поэтому сердце у детей среднего школьного возраста сравнительно выносливо.
При интенсивной мышечной деятельности у подростков нередко наблюдаются ярко выраженные вегетативные сдвиги. Реактивность систем дыхания и кровообращения повышена. Специалисты рекомендуют тренерам, что продолжительное увлечение упражнениями, выполняемыми с предельной и околопредельной интенсивностью, может отрицательно сказаться на развитии юных спортсменов (Соломатин В.Р., 1999; Гоготова В.Л. и др., 2009).
По мере появления вторичных половых признаков и изменений в деятельности желез внутренней секреции, увеличивается возбудимость нервной системы, и как следствие психика подростков становится менее устойчивой.
Часто они болезненно переносят большие напряжения нервной системы: продолжительные соревнования, высокую напряженность тренировок, однообразные длительные упражнения и т.п. Смена средств подготовки, перемена мест занятий, использование игрового метода, воспитание у пловца собранности, сдержанности, волевых черт характера уменьшают влияние больших напряжений. Тренер должен быть особо внимателен к дозированию нагрузки в связи с высокой эмоциональностью подростков и переоценкой им своих сил (Тимакова Т.С., 2006).
Одна из возрастных особенностей – это интенсивный синтез тканевых белков, сопровождающийся значительным поглощением энергии. Даже в состоянии покоя окислительные процессы у подростков протекают напряженнее, чем у взрослых (Мирзабекова Ф.Н., Муллжонова Н.М., 2015).
Растущий организм щедрее, охотнее откликается на стимуляцию синтеза белка физической нагрузкой (в этом заключается первопричина происходящего омоложения большинства видов спорта), но он попадает в крайне тяжелое положение, если вовремя не восстанавливается от нагрузок. Поэтому тренировки юных спортсменов на фоне недовосстановления (что типично для современной подготовки высококвалифицированных взрослых спортсменов) недопустимы.
Чрезмерная степень энерготрат, распада и разрушения белковых структур может вызвать угнетение процессов восстановления и синтеза, что отрицательно скажется на росте и формировании организма. Для правильного развития детей и подростков нагрузки должны стимулировать тканевый синтез и повышать энергетические ресурсы организма.
Организм юных спортсменов в препубертатный период и разгар пубертатного периода малоустойчив к гипоксии, скоростным упражнениям «до отказа». Увлечение подобными нагрузками может стать причиной перенапряжения, тем более что спортсмены этого возраста отличаются повышенной реактивностью и эмоциональностью, громадным желанием добиться высоких целей в спорте и вместе с тем переоценкой своих сил (Ключникова М.В., 2000). Источником физического перенапряжения на тренировках может также стать инфекция. Нередко это наблюдается у юных пловцов, страдающих хроническим тонзиллитом или заболеваниями носоглотки. После лечения и устранения очага инфекции высокая работоспособность восстанавливается.
Неправильная оценка возможностей юного пловца со стороны тренера также может быть причиной переутомления. Как известно, рост спортивных результатов у пловцов пубертатного возраста происходит скачкообразно и является следствием не столько предшествовавшей спортивной подготовки, сколько бурного протекания биологических процессов. Но некоторые тренеры этот взлет результатов склонны рассматривать только как подтверждение эффективности используемой ими методики тренировки и как возможность дальнейшего существенного увеличения физических нагрузок. Подобная ошибка нередко допускается в отношении пловцов раннего типа развития. Так начинается форсирование подготовки, пагубно отражающееся на общем развитии спортсмена и ведущее к застою результатов в последующие годы.
Работа с детьми выраженного раннего или позднего типа развития требует внимательного анализа динамики их показателей в разнообразных контрольных упражнениях на суше и в воде, соотношения этих результатов со степенью биологической зрелости (Ключников М.В., 2000). Забота об укреплении здоровья, соблюдении гигиенических условий тренировочных занятий, учебы и отдыха, разнообразии средств и методов подготовки имеет важнейшее значение для будущих спортивных успехов пловцов пубертатного возраста.
Лишь тогда, когда в основном завершено формирование юношеского организма и наступает период высокой надежности физиологических функций, когда создан прочный фундамент разносторонней базовой подготовки, может быть оправданно для спортсменов существенное увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок.
Для пловца очень важно в совершенстве овладеть техникой всех четырех способов плавания, стартов и поворотов. В этом возрасте нужно заложить прочную основу для дальнейшего повышения силы, выносливости и скоростных возможностей, без спешки освоить первые «ступени нагрузок».
В своем исследовании Соломатин В.Р. (2010) установил, что юные пловцы с разным типом полового созревания имеют достоверные различия в динамике возрастного физического развития, возрастных зонах наибольших темпов прироста, уровнях матурации соматических, силовых и функциональных показателей, лимитирующих скорость плавания.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научное исследование проводилось в феврале 2016 года в МАУ ДО «ДЮСШ-1» г. Усинск. Исследуемая группа состояла из юных спортсменов (n=13) мужского пола в возрасте 10-12 лет, имеющие первый и второй взрослый разряд по спортивному плаванию, данные испытуемые систематически занимались не менее 6 лет. Перед исследованием родители дали письменное согласие на участие их детей в данной научной работе. Так же родители были проинформированы о целях и задачах проведенного исследования.
В соответствии с поставленными задачами оценка функционирования сердечно-сосудистой системы осуществлялась на основе результатов стандартных тестов применяемых при исследованиях с участием спортсменов-пловцов 10-12 лет – Гарвардский степ-тест (индекс Гарвардского степ-теста), проба Летунова и проба Штанге. Измерение осуществлялось с помощью электронного полуавтоматического тонометра UA-704 с фиксированием частоты сердечных сокращений (ЧСС) и уровня артериального давления (АД), а также механического секундомера СОСпр-2б-2-000.
Гарвардский степ-тест определяется с целью определения уровня восстановительных процессов сердечно-сосудистой системы.
При тесте физическая нагрузка задавалась в виде восхождений на ступеньку. Испытуемому предлагалось на протяжении 2 мин совершать восхождения на ступеньку с частотой 30 раз в 1 мин.
Каждое восхождение и спуск слагался из четырех двигательных компонентов: 1 – подъем одной ноги на ступеньку, 2 – испытуемый вставал на ступеньку двумя ногами, принимая вертикальное положение, 3 – опускает на пол ногу, с которой начал восхождение, и 4 – опускает другую ногу на пол. Если обследуемый в процессе тестирования отставал от заданного темпа, то тест прекращается. О степени восстановления и частично физической работоспособности спортсмена судят по индексу Гарвардского степ-теста (ИГСТ), который рассчитывается, исходя из времени восхождения на ступеньку и ЧСС после окончания теста. Высота ступеньки – 35,5 см.
Индекс Гарвардского степ-теста рассчитывают по формуле:
ИГСТ = t × 100 / (f1+f2 + f3) × 2
где t — время восхождения в секундах, f1, f2, f3 – частота сердечных сокращений за 30 с на 2-й, 3-й и 4-й минутах восстановления соответственно.
Комбинированная проба Летунова (в модификации Института физиологии детей и подростков ИФДП АПН СССР) проводилась для оценки функционального состояния кардиореспираторной системы.
Первый момент пробы – 20 приседаний за 30 с, после чего пульс и АД регистрировались в течение 3 мин; второй момент – бег на месте в максимальном темпе с высоким подъемом ног и энергичной работой рук – 7 с, после чего пульс и АД измеряют в течение 4 мин; третий момент – бег на месте под метроном в темпе 180 шагов в 1 мин – 1,5 мин с последующим наблюдением в течение 5 мин.
В зависимости от прироста ЧСС и АД после выполнения пробы относительно фоновых значений выделяют несколько типов реакции: благоприятный, допустимый и неблагоприятный типы.
Проба Штанге. Данный метод применялся для оценки уровня устойчивости организма к развивающейся гипоксии.
Проба заключается в регистрации продолжительности задержки дыхания после максимального вдоха. Проба проводилась в положении сидя. Дети после трех глубоких вдохом задерживали дыхания до тех пор, пока дыхание не возобновлялось (Макарова Г.А., 2003).
В данной работе с целью оценки деятельности вегетативной нервной системы мы рассчитывали вегетативный индекс Кердо. Индекс вычисляли по формуле: = 100×(1 – DAD/Pulse), где DAD – диастолическое артериальное давление; Pulce – частота сердечных сокращений.
Данные обрабатывались методами математической статистики с определением среднего значения, стандартного отклонения, ошибки средней арифметической.
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При исследовании юных пловцов 10-12 лет было установлено следующее. Рассматривая один из основных и интегральных показателей работы сердечно-сосудистой системы является частота сердечных сокращений, где среднее значение ЧСС составляла 63,2±9,4 уд. /мин (рис. 3.1.). С одной стороны, данное значение входит в норму для данного возрастного периода. С другой стороны логично было предположить, что у данных спортсменов в связи с видом мышечной деятельности должно быть урежение ЧСС. Возможно, мы этого не наблюдали в связи с напряженностью сердечно-сосудистой системы под влиянием тренировочных нагрузок большого объема. Минимальное значении ЧСС было обнаружено у четырех пловцов и равнялось 54 уд. /мин, что свидетельствует о экономизации работы кардиореспираторной системы под влиянием нагрузок циклического характера.
Рис. 3.1. Индивидуальные значения ЧСС покоя у исследуемых пловцов
Примечание: здесь и далее на рисунках по горизонтальной оси номера пловцов
Проанализировав значение артериального давления, следует отметить, что САД и ДАД входят в возрастную норму для данного показателя работы ССС. САД в среднем по группе составляло 116,9±4,4 мм рт.ст., а значение ДАД было 76,5±5,6 мм рт.ст. (рис. 3.2.). Рассматривая индивидуальные значения внутри группы, мы получили, что самое низкое значение САД и ДАД 110/70 было зафиксировано только у одного спортсмена. Пульсовое давление в группе составило 40,5±5,9 мм рт.ст., что также соответствует возрастной норме.
Рис. 3.2. Артериальное давление у исследуемых пловцов в покое
Примечание: здесь и далее на рисунках вертикальные линии – ошибка средней арифметической
При расчете индекса Кердо было установлено, что у большинства группы индекс наблюдается преобладание парасимпатического тонуса вегетативной нервной системы (рис. 3.3.). Так, у 7 обследуемых спортсменов индекс Кердо был в пределах – 15 до – 32, что у них промежуточный тип ВНС между нормой и парасимпатическими тонусами.
У трех исследуемых пловцов наблюдалось выраженное преобладание парасимпатического тонуса. У трех спортсменов наблюдалось функциональное равновесие между тонусами симпатической и парасимпатической нервных систем. В среднем по группе индекс Кердо составлял – 23,2±18,6 усл. ед.
Рис. 3.3. Индивидуальные значения вегетативного индекса Кердо у исследуемых пловцов
Чтобы понять пульсовую динамику было изучено ЧСС в состоянии покоя и в процессе восстановления после выполнения пробы. Установлено, что до выполнения пробы ЧСС (его среднее значение) было 61,0±4,3 уд./мин, на второй минуте восстановления – 70,3±5,7 уд./мин, что свидетельствует о неполном восстановлении ССС к данной минуте.
Практически полное восстановление было отмечено на 3 минуте – 62,7±5,8 уд./мин, а на 4-ой минуте ЧСС восстановилось полностью 61,0±4,7 уд./мин., что указывает на хороший уровень восстановительных процессов после выполнения физической нагрузки, в том числе и в сердечно-сосудистой системе организма спортсменов (рис. 3.4.).
Используя методы математической статистки, было выявлено, что относительно фонового значения ЧСС на 30 с в период восстановления значение этого показателя достоверно выше, что свидетельствует о реакции сердечно-сосудистой системы на предлагаемую нагрузку. Так как задачи выявить достоверность различий между точками регистрации ЧСС не было, то определение достоверности отсутствует.
Рис. 3.4. Динамика ЧСС в покое и периоде восстановления после выполнения восхождений на ступеньку
Примечание: на рисунке * - достоверность различий при p < 0,05
Рассматривая индивидуальные значения ИГСТ внутри группы, было выявлено, что у девяти пловцов наблюдается средний уровень восстановления после предъявляемой физической нагрузки.
Результаты, показанные пловцами со средним уровнем восстановления, свидетельствуют о том, что тренировочный процесс не был или был недостаточно направлен на повышение уровня восстановления организма спортсмена.
Показанные результаты, вероятно, были прямым следствием плохого самочувствия обследуемого, влияние погодный условий на организм именно этих спортсменов, отсутствие нормальной длительности периода сна. Не исключается влиянием возрастных факторов развития пловцов 10-12 лет. Данное утверждение связано с известным фактом, что особенностями организма пловцов является высокого уровня аэробной работоспобности, а также меньшее время восстановления после тренировочных нагрузок.
Также отсутствие высокого уровня восстановления может быть связано с неспецифической мышечной работой во время тестирования, по сравнению с упражнениями, применяемых во время тренировок.
У четырех пловцов уровень восстановления по выполненному тесту после нагрузки составлял выше среднего. В среднем значение ИГСТ составляла 77,8±5,7 усл.ед., что соответствует среднему уровню восстановительных процессов (рис. 3.5.).
Рис. 3.5. Индивидуальные значения ИГСТ у исследуемых пловцов
В результате анализа времени задержки дыхания как в среднем по группе, так и индивидуально было установлено, что у всех спортсменов-пловцов 10-12 лет время задержки было на уровне возрастной нормы (рис.3.6.).
В среднем время задержки дыхания составило 67,3±6,8 с, что на 27 с больше возрастной нормы. У трех пловцов время задержки соответствует возрастной норме. У остальных десяти он было больше нормы, что свидетельствует о положительном влиянии занятий плаванием на процессы поглощения и утилизации кислород, а также повышению толерантности к нарастающей гипоксии.
Рис. 3.6. Индивидуальные значения задержки дыхания у исследуемых пловцов
При анализе результатов пробы Летунова было получено, что на предъявляемые нагрузки у 10-ти спортсменов наблюдалась благоприятная реакция. У трех допустимая реакция на пробу Летунова. Судя по реакции на данную пробу (допустимая реакция) уровень приспособительного механизма к изменяющимся условиям мышечной деятельности у двух исследуемых достаточно низкий (рис. 3.7.).
Реакция на комбинированную пробу Летунова у молодых спортсменов выявлялось учащение пульса до 50 до 75% от исходных значений, время восстановления было более 5 мин.
У 10-ти пловцов наблюдалось учащение пульса до 50% от исходных значений, время восстановления занимало более короткое время (до 3 мин). Также у них отмечалось увеличение систолического артериального давления от 10 до 25 мм. рт.ст и снижение диастолического артериального давления на 20 мм рт.ст. и более.
Рис. 3.7. Реакция на пробу Летунова у исследуемых пловцов
Сравнивая результаты Индекса Гарвардского степ-теста и комбинированной пробы Летунова можно сказать, что проба имеет более широкой спектр охвата – она менее дифференцирована по оценочной характеристике и применяема. Применение данных методов в совокупности дает более обширную информационную базу об исследуемом объекте.
ВЫВОДЫ
Установлено, что улучшение показателей в спортивных упражнениях в плавании определяется также нарастанием мышечной массы и увеличением размеров конечностей. Гормональные сдвиги в организме вызывают ускорение роста скелетной мускулатуры. После 10-12-ти лет заметно увеличивается толщина мышечных волокон. Усиление сердечной деятельности происходит главным образом за счет увеличения частоты сердечных сокращений.
Выявлено, что значение ЧСС покоя в среднем 63,2±9,4 уд./мин, что соответствует возрастной норме. У четырех пловцов наблюдалось экономизация работы ССС. Артериальное давление также соответствовало возрастной норме для этого возраста. В среднем по группе по индексу Кердо, значение индекса было больше нуля, что говорит о преобладании возбуждающих влияний в деятельности ВНС.
Определено полное восстановление ЧСС при выполнении ИГСТ. В среднем по группе у пловцов выявлен средний уровень восстановительных процессов. По пробе Летунова выявлено, что реакция на предъявляемую нагрузку у большинства пловцов 10-12 лет (10) благоприятная, у трех – допустимая.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абакумова, Т. В. Сердечно-сосудистая система и общая физическая работоспособность пловцов в различные периоды годичного цикла [Текст] / Т. В. Абакумова, Т. И. Величко // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. 2011. № 1 (26). С. 189-190.
Большова, Е. В. Исследование функциональных показателей пловцов спринтеров и стайеров 11-12 лет [Текст] / Е. В. Большова // В сборнике: Основные проблемы естественных и математических наук Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 70-73.
Бранкевич, Д. А. Развитие специальной выносливости у пловцов 10-11 лет [Текст] / Бранкевич // Вестник науки и образования. 2015. № 4 (6). С. 187-189.
Булгакова, Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов [Текст] / Н. Ж. Булгакова. М.: Физкультура и спорт, 1986. 243 с.
Булгакова, Н. Ж. Спортивное плавание [Текст]: учебное пособие для высших учебных заведений / Н. Ж. Булгакова. М.: ГЦОЛИФК, 1996. 120 с.
Булгакова, Н. Ж. Спортивные способности: диагностика и формирование [Текст] / Н. Ж. Булгакова // Теория и практика физической культуры. 2009. №9. С. 49-51.
Валеев, А. М. Влияние тренировок плаванием на развивающийся организм [Текст] / А. М. Валеев // Теория и практика физической культуры. 2009. №10. С. 20-22.
Викулов, А. Д. Плавание [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Д. Викулов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 367 с.
Водяницкий, С. Н. Внешнее дыхание и газообмен при прерывистой нормобарической гипоксии у спортсменов с различным типом тренировочного процесса [Текст] / С.Н. Водяницкий, В.Э. Диверт, С.Г. Кривощеков // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2011. Т. 31. № 3. С. 33-39.
Воронцов, А. Р. Научно-методические основы построения многолетней спортивной подготовки юных спортсменов на основе учета возрастной динамики физического развития [Текст]: учебное пособие для студентов институтов физической культуры / А. Р. Воронцов, В. Р. Соломатин, Н. Н. Сидоров. М., 1989. 37 с.
Ганчар, И. Л. Плавание [Текст]: теория и методика преподавания: учебник / И. Л. Ганчар. – Мн.: Четыре четверти, Экоперспектива, 1998. 352 с.
Гоготова, В. Л. Медико-биологические основы отбора в спортивное плавание (литературный обзор) [Текст] / В. Л. Готова, И. Т. Корнеева, С. Д. Поляков // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2009. № 10. С. 25-36.
Давыдов, В. Ю. Характеристика морфофункционального состояния пловцов 10-19 лет [Текст] / В. Ю. Давыдов, И. Н. Григорович, О. В. Морозова, А. Н. Королевич // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. № 3. С. 112-119
Калинина, И. Н. Типологическая характеристика особенностей функционирования кардиореспираторной системы пловцов [Текст] / И. Н. Калинина, М. А. Соколова, С. К. Юрцо // Консилиум. 2013. № 3. С. 32-35.
Ключникова, М. В. Использование критериев биологического развития в управлении подготовкой юных спортсменов (на примере спортивного плавания) [Текст]: Автореф. дисс. … канд.пед. наук / М. В. Ключникова. М.: ВНИИФК, 2000. 23 с.
Козлов, А. В. Многолетняя подготовка юных пловцов [Текст]: учебно-методическое пособие / А. В. Козлов. – Спб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. 30 с.
Костикова, С. Д. Выявление спортивно одаренных детей для занятий спортивным плаванием [Текст] / С. Д. Костикова // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. 2014. Т. 1. №1. С. 88-91.
Коц, Я. М. Спортивная физиология [Текст]: учебник для институтов физической культуры / Я. М. Коц. М.: Физкультура и спорт, 1986. 400 с.
Крылов, А. И. Плавание в физическом воспитании школьников [Текст] / А. И. Крылов, С. В. Кононов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2006. № 20. С. 17-20.
Кузнецов, А. А. Особенности влияния систематических занятий плаванием на функциональное состояние и адаптивные возможности организма мальчиков школьного возраста [Текст] / А. А. Кузнецов, Н. В. Богдановская, Н. В. Маликов // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2006. № 3. С. 53-59.
Макарова, Г. А. Спортивная медицина [Текст] / Г. А. Макарова. М.: Советский спорт, 2003. 480 с.
Мирзабекова, Ф. Н. Влияние физической нагрузки на физическое развитие юных пловцов [Текст] / Ф. Н. Мирзабекова, Н. М. Муллжонова // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 2-1. С. 68-70.
Плавание [Текст]: учебник / Под общ. редакцией В.Н. Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000. 493 с.
Плавание: методические рекомендации (учебная программа) для тренеров ДЮСШ и УОР [Текст] / Под общей ред. А. В. Козлова. – Москва: Комитет РФ по физической культуре и спорту, 1993. 114 с.
Прилуцкий, П.М. Планирование физической подготовки в учебно-тренировочных группах пловцов [Текст] / П. М. Прилуцкий, И. М. Бинюсеф // В сборнике: Инновационные технологии в физическом воспитании, спорте и физической реабилитации Материалы I Международной научно-практической (очно-заочной) конференции. 2015. С. 37.
Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст] / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. М.: Олимпия Пресс, 2005. 528 с.
Соломатин, В. Р. Индивидуальный подход в построении многолетней тренировки юных пловцов [Текст] / В. Р. Соломатин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 3 (61). С. 103-107.
Соломатин, В. Р. Особенности воздействия тренировочных нагрузок различной направленности на юных пловцов [Текст] / В. Р. Соломатин // Теория и практика физической культуры. 1999. № 7. С. 29-32.
Тимакова, Т. С. Подготовка юных пловцов в аспектах онтогенеза [Текст]: методическое пособие / Т.С. Тимакова. М.: Симилия, 2006. 132 с.
Уилмор, Дж. Х. Физиология спорта [Текст] / Дж. Х. Уилмор, Д. Л. Костил. М.: Советский спорт, 2001. 504 с.