Развитие читательского интереса у младших школьников
«Нельзя быть счастливым не умея читать»
Детская литература является одним из действенных средств воспитания подрастающего поколения.
Долг старших – с нетерпением и любовью лепить характер будущего человека так, чтобы с первых же лет его жизни интеллектуальное и эмоциональное развитие было гармонично.
Детская литература – верное средство для этого. Показывая ребенку красоту и многообразие человеческих чувств, она возбуждает в нем ответные чувства и среди них – одно из самых ценных – чувство юмора. Вот почему нет настоящего детства без веселых, но и по – настоящему мудрых произведений С. Я. Маршака, А.Л. Барто, С.В .Михалкова, Н.Н. Носова, Б. Заходера, Г.Остера, Э Успенского и других детских писателей, понимающих, что юмор – это порой кратчайшее расстояние между самой серьезной проблемой и сознанием ребенка.
Но как же воспитать у детей интерес к чтению? Любовь к книге?
В воспитании любви к книге у детей положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – все это вызывает подлинный интерес детей к книге.
Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий прием. Кто – нибудь из взрослых начинает читать вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдет дальше с героями, ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно.
Позже взрослые должны обязательно спросить его, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.
Можно рассказать ребенку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого – нибудь рассказа. Ребенок обязательно спросит: « А что дальше? Расскажи, что было потом». В ответ надо дать книгу: « Вот прочти. Здесь столько интересного!»
Для младших школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребенку понять и запомнить прочитанное.
Многие иллюстрации дают возможность представить себе те явления природы и предметы, которые ребенок не может увидеть непосредственно. Важно научить ребенка рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном.
Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух, прослушивание аудиозаписей сказок, рассказов. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.
Как читать вместе? Прежде всего выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по – очереди: сегодня – отец, завтра – сын. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном.
И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей беречь книгу. Ведь: «Тот, кому не доступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда». Так писал В.А.Сухомлинский. «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать».
Ковалева Л.И.