Родительское собрание: Развитие читательского интереса


Родительское собрание
Тема:
«Развитие читательского интереса у младшего школьника»
Время проведения: III четверть 1 класса
Цели: познакомить родителей с методами и приёмами развития у детей читательского интереса
Задачи: познакомить родителей с динамикой развития техники чтения; показать роль книги и чтения в развитии ребёнка; познакомить с причинами возникающих проблем в чтении; показать пути развития у детей интереса к чтению
Ход мероприятия
          Не только в школе, но и в семье мы учим детей любить книги. Наверно, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, так как роль  книги огромна. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. «Чтобы воспитать, нужны беспрерывный дневной и ночной тоуд, вечное чтение»,- писал А.П.Чехов.
          Пока ребёнок мал, родители с упоением читают ему книги. Но вот ребёнок пошёл в школу, и родители с облегчением вздыхают: «Теперь он сам будет читать». А спустя 8-10 лет мы слышим: «Ну как книга?» «Ничего, нормально»,-отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания.
          Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время него родители открываются для ребёнка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети стали взрослее, что с ними можноговорить не только о школьных отметках.
          Если ребёнок рос и развивался в семье, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть из книг. Из него вырастет увлечённый читатель. Опыт показывает, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз.
          Однако уже в начальной школе многие родители сетуют на проблемы с чтением. Вот наиболее распространённые:
Ребёнок читает очень медленно, с большим количеством ошибок, никак не может перейти от чтения по слогам к чтению целыми словами.
Даже если ребёнок читает бегло и правильно, он категорически отказывается прочитать больше того, что задали.
Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он не понимает и не запоминает, что читает.
         
         Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при такой скорости достигается лучшее понимание текста. Скорость чтения является одним из самых важных факторов, влияющих на успеваемость. Как добиться оптимального чтения?
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
       Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения. Мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.
       Что же зачастую наблюдается в семьях? Папа или мама усаживают первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднения, и говорит: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». Папа или мама допускают здесь серьёзную ошибку, подавляя у ребёнка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребёнок прочитывает и пересказывает. Через час ещё одна порция. Перед сном ещё одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировка в течение часа-полутора за один приём.
Хорошие результаты даёт чтение перед сном.
       Последние впечатления дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под этим впечатлением.
Если ребёнок не любит читать, ему необходим режим щадящего чтения.
       Это такой режим, при котором ребёнок прочитает 1-2 строчки и получит кратковременный отдых. Такой режим получается автоматически, если ребёнок просматривает диафильм: две строчки прочитал, посмотрел картинку, ещё две строчки прочитал, посмотрел картинку… Можно читать поочерёдно: несколько строчек читает ребёнок, потом – несколько строчек взрослый.
Очень полезны три упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.
        Многократное чтение проводится в течение одной минуты. По истечении минуты ребёнок замечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение того же отрывка. При этом ребёнок снова замечает, до какого слова он дочитал на этот раз, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, он прочитал на несколько слов больше во второй раз. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребёнка, им хочется читать ещё. Однако более 3 раз не следует читать один и тот же отрывок.
       Далее предлагается этот же отрывок прочитать в темпе скороговорки. При таком чтении не следует уделять внимание выразительности чтения. Зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится 30 секунд.
       Затем ребёнку предлагается прочитать выразительно знакомую часть текста, а взрослый его не останавливает. Ребёнок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит чудо: ребёнок, прочитавший несколько раз один и тот же отрывок текста, выработавший повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать её в том же, повышенном темпе. Его возможностей хватает ненадолго, но если проводить такте упражнения ежедневно, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.
           Работа над техникой чтения- процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей.
           Часто бывает так, что ребёнок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать!» В ход идут принуждения: « Прочитай ещё страницу», «Пока не дочитаешь до конца, не выйдешь». Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью?
Список книг, рекомендованных для чтения летом
После окончания 1 класса
Фольклор (потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки).
Былины о богатырях.
М.М.Зощенко. «Учёная обезьяна».
Н.Н.Носов. «Незнайка на Луне», «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе».
Г.Б.Остер. «Вредные советы».
Э.Н.Успенский. «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Школа клоунов».
А.Милн. «Винни-Пух и все, все, все».
В.В.Бианки. «Музыкальная канарейка» и др.
К.Г.Паустовский. «Барсучий нос» и др.
М.М.Пришвин. «Земля показалась» и др.
Стихи А.С.Пушкина, А.Л.Барто, С.В.Михалкова, С.Я.Маршака, В.Д.Берестова, А.А.Шибаева, Б.В.Заходера, Э.Э.Мошковской.
Сказки А.С.Пушкина.
Русские народные сказки.
В.М.Гаршин. «Лягушка-путешественница».
В.А.Жуковский. «Как мыши кота хоронили».
Д.Биссет. «Беседы с тигром», «Всё кувырком».
Д.Родари. «Приключения Чиполлино».
Д.Харрис. «Сказки дядюшки Римуса».
Сказки Х.-К.Андерсена, братьев Гримм, Ш.Перро.