Разработка родительского собрания на тему Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника (начальная школа)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
Родительское собрание
Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника
Составитель:
Юдина Надежда Геннадьевна
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ №7»,
г. Аша, Челябинская область
2014
Память человеку необходима для проявления души
Блез Паскаль
Задачи собрания:
Показать родителям результаты работы памяти обучающихся класса в учебной деятельности
Познакомить родителей с методами и приёмами развития памяти детей
Вопросы для обсуждения:
- Значение памяти в учебной деятельности
- Методы и приёмы развития памяти ребёнка
Подготовительная работа к родительскому собранию:
1. Оформление выставки литературы по проблеме собрания
2. Анкетирование детей и родителей
Анкетирование детей:
- Легко ли тебе заучивать стихи?
- Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?
- Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?
- Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?
- Помогают ли тебе дома тренировать твою память?
- Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?
Анкетирование родителей.
- Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка?
- Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с заучиванием учебного материала?
- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?
- Необходимо ли вам помочь в обучении приёмам тренировки памяти?
3. Тестирование учащихся класса по проблеме собрания
Классный руководитель должен показать родителям реальные результаты работы памяти детей. Для этого можно провести следующие исследования памяти:
Проверка слуховой памяти при помощи методики «10 слов».
Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга.
Детям следует посмотреть на карту в течение 20 секунд и
запомнить количество изображённых, их расположение, последовательность и записать на лист бумаги.
Анализ полученных результатов позволит судить об объёме зрительной памяти.
92ЕН
АР64
С5ХВ
4.Выставка рисунков детей «Рисование по памяти натюрморта»
Детям предъявляется набор предметов, которые они должны нарисовать: яблоко, груша, ваза, виноград, кружка. Затем предметы убираются. Дети должны нарисовать их так, как они были расположены на столе.
5. Памятка для детей по развитию памяти
- Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
- Ставьте себе цель запомнить надолго.
- Заучивая учебный материал, рисуйте схемы, чертежи, рисунки. Это поможет быстрее вспомнить нужное задание.
- Многократно повторяйте заученное.
- Заучивайте небольшими порциями.
- Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
Ход собрания
1.Вступительное слово классного руководителя
- Уважаемые родители! Сегодняшнее собрание мне хотелось бы начать несколько необычно. Вот какой разговор был услышан психологом, а мне хотелось бы его рассказать:
- Какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.
- Не знаю, - отвечает тот.
- Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета?
- А она - вчерашняя!
Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека без него невозможно.
Сегодняшний разговор мы поведём о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью специалистов школы и своих родных.
Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учёбы ребёнка. Ребёнок дома учит, много пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты, правила. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.
II. Анализ тестирования детей
Классный руководитель приводит результаты проверки функций памяти детей.
III. Анализ рисунков детей с точки зрения их памяти на полученное задание.
IV. Упражнения для тренировки памяти дома

Упражнение 1
Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в комнате. Затем пусть откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.
Упражнение 2
Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора.
Упражнение 3
Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника.
В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно – два слова. В задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.
После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.
Упражнение 4
Покажите ребёнку какую-нибудь иллюстрацию, затем уберите её и предложите ему нарисовать то, что на ней было изображено.
Упражнение 5
Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.
Упражнение 6
Предложите ребёнку ряды слов, между которыми отсутствуют смысловые связи. Вы зачитываете пару слов, а ребёнок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь.
Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребёнок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребёнок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.
Все упражнения, которые предлагает учитель для работы с ребёнком, апробируются родителями на родительском собрании. Это даст возможность выполнять все упражнения с детьми в домашних условиях правильно.
V. Заключительное слово классного руководителя
Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только он один.
Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результата.
Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.
Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на его дальнейшей учёбе.
VI. Рефлексия собрания, оценка родителями его результативности