Конспект родительского собрания а темуЗначение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника
Родительское собрание
« Значение памяти в интеллектуальном
развитии школьника»
Без памяти человек не может
ничего изобрести, не может
скомбинировать и двух идей.
Вольтер
Задачи: - показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности;
-показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.
Вопросы для обсуждения: - значение памяти в учебной деятельности ;
-методы и приёмы развития памяти ребёнка.
Подготовительная работа: оформление выставки литературы;
анкетирование; подготовка цикла упражнений по улучшению памяти.
Ход собрания
1. Вступительное слово.
-Уважаемые мамы и папы! Сегодня собрание мне хотелось бы начать несколько необычно. Вот какой разговор был подслушан психологом, а мне хотелось бы вам его рассказать:
-Какое сегодня число? -спрашивает у своего друга товарищ.
-Не знаю, ? отвечает тот.
-Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
-А она – вчерашняя!
- Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека без него невозможно. Сегодня мы поведём разговор о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью специалистов школы и своих родных.
Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учёбы ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т. д. Память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.
2. Анализ анкетирования.
Анкета для учеников.
1. Легко ли тебе заучивать стихи?
2. Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?
3. Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?
4. Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?
5. Помогают ли тебе дома тренировать твою память?
6. Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?
Анкета для родителей.
1. Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка?
2. Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?
3. Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?
4. Необходимо ли вам помочь в обучении приёмам тренировки памяти?
- Также школьный психолог Вера Викторовна провела обследование функций памяти учащихся: зрительной, слуховой, ассоциативной и она познакомит с результатами. (см в Приложении психологический классный час «Тренировка памяти»)
3. Рекомендации для родителей упражнений для тренировки памяти дома.
Упражнение 1. Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были названы предметы.
Упражнение 2. Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребёнка переписать его. Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом,
прочитать предложение или несколько предложений. запомнить их, вернуться на своё рабочее место и записать то, что запомнил. Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.
Упражнение 3. Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
Упражнение 4. Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника. В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова.В задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно. После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.
Упражнение 5. Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его
ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.
Упражнение 6.Прочитайте текст вслух один раз. затем прочитайте его, допуская неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.
Упражнение 7. Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырёх букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.
Упражнение 9. Дайте ребёнку лист бумаги, разделённый на 20 клеток (5 клеток по горизонтали, 4 клетки по вертикали). Он должен запомнить 20 слов и словосочетаний конкретного и абстрактного содержания, которые вы будете произносить с интервалом в 7-10 секунд. При этом ребёнок должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым словом или словосочетанием рисовать его рисуночное обозначение – пиктограмму. Цифры и буквы использовать нельзя. Через 10-15 минут, глядя на свои пиктограммы, ребёнок должен вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой.
Примерный набор слов:
весёлый праздник сомнение
радость зависть
гнев сила воли
мальчик-трус болезнь
отчаяние успех
быстрый человек дружба
скорость смелый поступок
печаль справедливость
вкусный ужин хороший товарищ
тёплый ветер мороз
4. Презентация литературы для родителей.
Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.- М., 1980.
Лезер Ф, Тренировка памяти.-М., 1979.
Лурия А. Маленькая книжка о большой памяти.-М., 1968
5. Подведение итогов.
Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполнит задание не только он один.
Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.
Помните, что заниматься с ребёнком 2-3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов.
Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.
Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.
Приложение.
Психологический классный час «Тренировка памяти»
Память человеку необходима
для всех проявлений души.
Блез Паскаль
Цель: -проведение исследований особенностей памяти у учащихся и анализ результатов;
-стимулирование познавательной деятельности;
-развитие интереса к себе и своим возможностям;
Задание 1. Проверка слуховой памяти учащихся.
Внимательно вслушайтесь в следующие десять слов вместе с их порядковыми номерами. Каждое слово читается одну секунду. Все запомнившиеся вам слова запишите вместе с порядковым номером. Правильным ответом считается тот, в котором номер и слово записаны верно. Каждый ответ оценивается в 10 баллов. Если слово написано правильно, а номер не совпадает или пропущен, ответ оценивается в 5 баллов. Сумма балов за каждый ответ – оценка эффективности слуховой памяти.
1.снег 6. экскаватор
2. ветер 7. воспитатель
3. арифмометр 8. дневник
4. велосипед 9.ручка
5. фонендоскоп 10. автомат
Задание 2. Проверка зрительной памяти.
Внимательно прочитайте слова, записанные на доске. Затем доска переворачивается. Запомнившиеся слова запишите в тетрадь вместе с порядковым номером. Слова, написанные вместе с порядковым номером, оцениваются в 10 баллов. Слова, написанные без порядковых номеров, оцениваются в 5 баллов.
1. зима 6.магазин
2.заповедники 7. василек
3.малина 8.анализ
4.ответ 9.ежевика
5.буфет 10. водопровод
Задание 3. За 20 секунд нужно запомнить 10 чисел, написанных на доске, а затем записать те, которые удалось запомнить.
43, 12, 31, 81, 72,15, 4, 96,10, 37
Для подсчета результатов необходимо количество правильных ответов умножить на 10.
90-100% – отличная память
71-90% – очень хорошая
51-70% – хорошая
31-50% – удовлетворительная
2.Правила тренировки памяти
Ставь цель запомнить надолго.
Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой.
Заучивай с желанием знать и помнить.
Тренируй внимание и наблюдательность. Вспоминая предмет, вспоминай его детали.
Начинай повторять до того, как материал начал забываться.
Заучивай и повторяй небольшими частями – лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд один день.
Память любит разнообразие. После математики лучше учить историю, после химии – литературу.
Короткие стихи учи целиком, длинные – разбивай на отрывки.
Повторяя, не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить.
Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день.
3.Домашнее задание
Задание 1. В течение двух минут прочитайте короткий рассказ, закройте последовательности, в которой вы его читали. Подсматривать его и запишите себе в тетрадь в той логической в текст нельзя.
Корабль вошел в бухту. Море сильно волновалось. Ночь простояли на якоре. Утром подошли к пристани. 18 моряков отпустили на берег. 10 человек ушли в музей. Восемь матросов решили просто погулять по городу. К вечеру собрались все вместе в городском парке, а в 11 часов вечера вернулись на корабль. К этому времени оставшиеся моряки провели выгрузку. Вскоре корабль отправился в другой порт.
Задание 2. Посмотрите внимательно на карту знаков и символов в течение 10 секунд. Постарайтесь запомнить количество объектов, их расположение, последовательность. Нарисуйте еще одну карту и точно такую же, не подсматривая в свой лист.
9
2
В
G
А
//
6
4
С
5
Х
В
Задание 3. Соверши экскурсию в своё прошлое. Вспомни последнюю неделю и все события в деталях, которые произошли на этой неделе, затем – последний месяц, а потом последний год.
Задание 4. Игра с календарём, закрой глаза, поставь палец на какое-нибудь число в календаре прошлого месяца. Открой глаза, посмотри, какое это число, представь этот прожитый тобою день в деталях.
Задание 5. Повесь в своей комнате листок с написанными парами слов. Постарайся запомнить попарно и в столбик в той последовательности, в которой они записаны.
1.Пилот-посадка 1. Фиалка-пшеница
2. Мостовая-асфальт 2. Роза-ячмень
3.Гамма-струна 3. Ландыш-клевер
4. Бемоль-клавиша 4. Биохимия-звёзды
5. Пропеллер-тротуар 5.Астрономия-звёзды
1.Кабан-подмётка
2. Лиса-каблук
3. Рысь-шнурок
4.Локомотив-бульдозер
5. Шлагбаум-парапет
4. Итог урока.
-Как понимаете фразу рассеянного человека « Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил»?
Что надо делать, чтобы не стать рассеянным человеком?
13PAGE 15
13PAGE 14215