Организация режима дня школьника


Организация режима дня — залог здоровья школьника

«Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы»Демокрит
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой семьи, рождения и воспитания детей.


Следует обратить внимание на то, что основы здоровья закладываются в детстве, что любое отклонение в развитии организма, любая более или менее серьезная болезнь в детском, подростковом или юношеском возрасте сказывается на состоянии здоровья взрослого человека.
Поэтому факторами влияющими на здоровье человека являются: первый фактор – четкий и правильный распорядок дня; второй фактор – высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка. Всем вам родителям и нам педагогам хочется видеть не только умное, воспитанное, но и здоровое будущее поколение. Как известно, все закладывается в детстве, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека».

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья ничто», - говорил мудрый Сократ.
Здоровье детей – забота всех. Более того, оно обусловлено общей обстановкой в стране. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно и всем миром. Ну а каков он, здоровый ребенок? Прежде всего, если он и болеет, то очень редко и ни в коем случае не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям, взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных качеств, проходит гармонично.
Нормальный, здоровый ребенок (это самое главное) достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности. Неблагоприятные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована. Поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах. Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела.

Конечно, здесь дан «портрет» идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня встретить не часто. Поэтому вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу – это одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. По мнению специалистов, состояние здоровья населения в той или иной стране на 15-20% зависит от генетических факторов, на 50-55% – от социальных условий и образа жизни, на 20-25% – от степени загрязнения окружающей среды, то есть среды обитания, и на 10-15% – от состояния и уровня здравоохранения в стране. Низкий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему. Новые требования школьной жизни, подчас превосходящие возможности ребенка, изменяют состояние его эмоциональной сферы. Результаты исследования влияния современной учебной нагрузки на состояние здоровья младших школьников, обучающихся по различным педагогическим системам (традиционной, развивающей) показали, что во всех случаях школа предъявляет к детям чрезмерную учебную нагрузку. Это ведет к снижению умственной работоспособности и утомлению к концу рабочего дня при всех сравниваемых видах обучения.

Очень важно понимать индивидуальные черты работоспособности ребенка, от них зависят учебные возможности ученика, темп выполнения заданий, скорость усвоения материала. По данным исследований низкий уровень работоспособности обнаруживается примерно у 20% младших школьников, поэтому они попадают в разряд неуспевающих. Это вызывает состояние ущербности, чреватое неврологическим явлениям.
Трудности обучения в школе и неправильное поведение взрослых нередко находят свое отражение в формировании у детей так называемых «дефицитных» свойств личности.
Первое свойство характеризуется ориентацией на ошибки и возникает, когда взрослые оценивают действия ребенка по его ошибкам. В результате ребенок всеми силами стремится избежать ошибки, но страх перед нею вызывает сильный контроль, который ограничивает ребенка, сдерживает его инициативу и творчество. Преодолеть этот тип ориентации можно, рассматривая ошибки с точки зрения их познавательного значения и преходящего характера.
Второе из дефицитных свойств – обесценивающее понимание себя. Это неуверенность в себе, которая препятствует пониманию ребенком своей роли в происходящих событиях. Формирование этого свойства связано с тем, как взрослые объясняют ребенку причины значимых для него, но недостаточных достижений: внешними факторами (везением, случайностью) или же качествами его личности (рассеянный, не старательный). Это оказывает неодинаковое влияние на отношение ребенка к себе и понимание себя. Преодоление этого свойства связано с одобрением при малейшем успехе и постепенным формированием уверенности в себе, в своих силах.
Третье дефицитное свойство – сокращенная жизненная перспектива. У ребенка проявляются ситуативные интересы, он легко поддается влиянию других, не стремится воспринимать свои действия как относительно независимые. Такие дети малоинициативны. Не могут самостоятельно организовать собственное поведение, во всем ждут подсказки взрослого и ориентируются на сверстника. Им необходимо развитие самостоятельности, которое требует умения дозировать, а потом и сокращать до минимума помощь ребенку.
Четвертая группа свойств – ограниченный языковый код. Основу ее составляет односторонняя ориентировка ребенка в системе оценок. Ребенок судит об успехах других и себя самого только по школьным отметкам. Ценность другого человека он измеряет принадлежащей ему вещью.
Таким образом, чтобы все эти факторы не ухудшили физическое и эмоциональное состояние ребенка, необходимо правильно организовать учебную деятельность, смену умственного труда умеренной физической нагрузкой, включение двигательной разрядки.

Нельзя:
будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему; кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;
требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;
смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
ругать ребенка перед сном;
не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
не прощать ошибки и неудачи ребенка.
У каждого человека свое мнение. Каждый живет своей жизнью – это его право. Каждый человек имеет свои особенности, но есть много общих закономерностей. Деятельность человека обусловлена биологическими и социальными условиями. И специально продуманный ритм своего дня, занятие физическими упражнениями помогут человеку избежать многих проблем, выйти из трудных ситуаций.