Статья на тему: Факторы влияющие на успешность учебной деятельности.
Факторы влияющие на успешность учебной деятельности.
Ходзинская И.П.
Социальный педагог
КГУ «Степная средняя школа»
Психологи выявили несколько факторов, которые влияют на успешность в учебной деятельности. Так, при всем многообразии мотивов, которые составляют мотивационную сферу человека, выделяются собственно мотивы учения. Л.И.Божович выделяет две большие категории учебных мотивов. К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями – это познавательные мотивы. Ко второй категории относятся социальные мотивы – потребность ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, потребность ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие на субъекта, в то время как социальные мотивы учения могут побуждать деятельность посредством сознательно поставленных целей и принятых решений.
Другие исследователи мотивационной сферы личности выделяют среди наиглавнейших - мотивацию достижения и волевые качества личности. Рассмотрев подробно эти понятия, мы сможем ответить на вопрос: «Что же побуждает ребенка учиться?»
Мотивация достижения.
Известно, что мотивация – это психологическое состояние человека, которое включает в себя желания, влечения и желание удовлетворить некую потребность. Для успешной учебы необходимо формировать мотивацию достижения. Мотивация достижения – это стремление ребенка к достижениям, результатам в своей учебной деятельности. Мотивация достижения делится на внешнюю (учусь, не потому что интересно, а потому что это нужно) и внутреннюю (учусь, потому что интересно, мне нравится учиться).
Факторы формирования внешней мотивации достижения.
В своем большинстве эти факторы являются педагогическими:
- воспитатели, учителя, друзья должны иметь мотивацию достижения;
- необходимо учить ребенка на задачах, которые находятся в зоне ближайшего развития. Зона ближайшего развития - понятие, предложенное Л.С. Выготским для определения умственного развития ребенка;
- умение четко ставить задачи перед учеником;
- обязательное подкрепление достижений ученика;
- формирование только положительной самооценки у ученика (в ситуации неуспеха ребенок должен знать, что это произошло из – за недостатка воли, усидчивости и др., а не из – за того, что он «глупый»);
- воспитание нравственности, ответственности и чувства долга.
Факторы формирования внутренней мотивации достижения. В своем большинстве эти факторы являются психологическими:
- наличие внутренней мотивации у окружающих;
- творческое разнообразие деятельности;
- отсутствие жесткого контроля;
- отсутствие спешки, возможность ребенка вникнуть в то, что он делает с интересом;
- свободный выбор заданий среди тех, которые приготовлены учителем;
- отсутствие публичности в деятельности;
- акцент на саму деятельность и ее успешность;
- уверенность ребенка в себе;
- баланс возможностей и трудностей;
- эмоциональный подъем и дружелюбная атмосфера.
2. Формирование волевых качеств личности
Волевые качества личности непосредственно влияют на учебную деятельность. Развить их – еще одна задача ученика и учителя. К волевым качествам относятся: настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность, организованность, точность, аккуратность, обязательность, трудолюбие, решительность, самообладание. Факторы формирования воли также делятся на внешние и внутренние.
Внешние факторы формирования воли:
- личность окружающих должна быть волевой;
- нужна средняя степень опеки и контроля, опеки и помощи. Иными словами, нужно помогать делающему;
- должны быть даны упражнения на планирование деятельности и взятие ответственности на себя; упражнение на самообладание в конфликтных ситуациях;
- должна быть последовательность усложнения действий – от простого к сложному;
- учитель должен оценивать волевое поведение ученика и хвалить его в случае принятия решения или иного проявления воли.
Внутренние факторы формирования воли:
- развитие определенного уровня мировоззрения, идеалов и устремлений;
- нравственность и чувство долга;
- ясность, конкретность целей, которые человек ставит перед собой, и понимание способов их достижения;
- рефлективность;
- эмоциональность;
- правильное соотношение далеких и близких мотивов.
Костанайская область
Житикаринский район