Как память влияет на успешность обучения и преподавания


Как память влияет на успешность обучения и преподавания
Программа второго уровня направлена пропагандировать необходимость развития у учителей навыков практической реализации процессов коучинга и менторинга, в целях сотрудничества с коллегами и оказания им профессионального содействия. (Руководство для учителя с.149) Во время прохождения практики я должна была провести коучинг занятие в контексте семи модулей Программы второго уровня в школе. С целью выявления потребностей учителей в контексте семи модулей я провела анкетирование. Обоснование темы

И это не случайно, потому что в нашей школе учатся дети с ЗПР. Беседуя с учителями предметниками, классными руководителями, психологом школы все заострили внимание на низкий уровень развития когнитивных процессов. Задержка психического развития это процесс временный, поэтому своевременное вмешательство учителей по развитию когнитивных процессов даст возможность учащимся войти в классы нормы. В анкетировании был следующий вопрос «Что вы ожидаете от коучинга?», ответы учителей «новых идей, решение проблем в обучении и преподавании». Тема коучинга была предопределена. Для успешного проведения коучинг занятия и достижения цели, ожидаемых результатов и реализации полученных знаний о навыках, которыми должен обладать коуч на практике, я поставила перед собою следующие задачи:
1.устаноновление благоприятного психологического климата на основе сотрудничества и атмосферы доверительного отношения между коучем и участниками коучинг занятия.
2.применение стратегий критического мышления как способа раскрытия потенциала участников коучинг занятия через создания условий, при которых они будут способны самостоятельно подойти к поиску решения.
Был проведён «Круг радости», где участники коучинга делали друг другу комплименты. На следующем этапе я зачитала эпиграф коуч занятия «Не ошибается тот, то ничего не делает. Не бойтесь ошибаться - бойтесь повторять ошибки» (Теодор Рузвельт) для мотивации участников. С целью выхода на тему коучинга участникам был показан видеоролик, где мальчик учит стихотворение «Травка зеленеет…» После показа видеоролика была проведена исследовательская беседа по вопросам:
-В чём проблема мальчика?
-Влияет ли память на успешность обучения и преподавания?
Таким образом, участники коучинга определили тему коучинга занятию «Как память влияет на успешность обучения и преподавания». Для учителей были заданы вопросы высокого порядка.
-Что вы хотите достичь?
-Для чего Вам нужно достижение этой цели?
Для актуализации знаний о памяти участникам были поставлены следующие вопросы:
-Что такое память?
-Какие виды памяти вы знаете?

Участники коучинга заполнили таблицу ЗХУ,
Что я знаю Что я хочу узнать Что я узнал
первые две графы. С целью эффективного восприятия идеи о необходимости влиянии памяти на успешность обучения и преподавания изучение теоретического ресурса велось через коллаборативное обучение. Задание для группы №1-изучение ресурса Л.Д. Столяренко, Основы психологии. Стр.398-402, ответить на вопросы – что такое память, особенности памяти. Вторая группа изучение ресурса Л.Д. Столяренко стр.403-407- сформулировать законы памяти. Планируемая образовательная среда предусмотрела активное участие всех обучающихся.
Защита вопросов через составление кластеров.

Работа в группах по изучению ресурса и определении решений ответа велась с большим интересом. Участники коучинга спорили, высказывали свою точку зрения, приходили к единому мнению. Участники коучинга были в «потоке». Успешному проведению этого задания способствовало эффективное использование ресурсов и умение задавать наводящие вопросы. Участники поняли, что от них ожидают на занятии и отсюда выступления групп были кульминацией на коучинге.

При защите вопросов группа№1 сделала вывод, что память - это психологический процесс, память взаимосвязана с речью, мышлением, вниманием, эмоциями.

Вторая группа убедилась в том, что память необходимо тренировать как мышцы, также они отметили что память – безгранична.

С целью снятия напряжения после выступления групп мною была проведена разминка на внимание. Я была поражена тем, что участники коучинга были менее внимательны при выполнении разминки, чем учащиеся.

Рефлексию коучинга я провела с помощью стратегии критического мышления в форме синквейн по понятию «память». Затем участники заполнили третью графу таблицы ЗХУ.

Также для рефлексии знаний была проведена методика «колесо».

С целью изучения эмоционального состояния участников коучинга мною был внедрён приём «Заполним кувшин цветами»,красные цветы- очень хрошее настроение,желтые цветы- хорошее настроение, синие цветы- не очень хорошее настроение.В результате кувшин заполнился красными и жёлтыми цветами, что демонстрирует об эффективности проведения коучинга занятия. После проведения рефлексии участникам коучинга были заданы вопросы высокого порядка:
-Как память влияет на успешность обучения преподавания?
-Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?
-Что ты будешь делать?
Отвечая на вопросы, участники коучинга сформировали тему следующего коучинга занятия - Способы успешного запоминания как эффективные методы развития памяти учащихся». Проведение коучинг занятия побудило участников к следующему действию о необходимости проведения коучинга практического характера. Цель моя была достигнута. После проведения коучинга участники долго не выходили из кабинета, спорили, высказывали о своих проблемах преподавания. На их лицах было написано и удивление, радость и я радовалась вместе с ними , потому что мне удалось их побудить к действию. И их эмоциональное состояние было этому подтверждение. Это и есть эффективная оценка о проведении коучинга. Участники коучинга спрашивали, а когда будет следующий коучинг.
План коучинг-занятия
Дата проведения Занятие №1
Тема занятия: «Как память влияет на успешность обучения и преподавания»
Ссылка: Руководство для учителя (второй уровень), раздаточный материал, А.Е. Польская – книга «Как улучшить свою память»
Л.Д.Столяренко Основы психологии.
Общие цели: Содействовать формированию понятию Возрастные особенности; подготовить учителей к принятию идеи о необходимости развивать память на уроках.
Результаты обучения: участники коучинга узнают диагностику памяти, характеристика памяти, психологическое тестирование особенностей непроизвольной памяти, виды памяти, системы запоминания .Ключевые идеи: Области развития памяти в соответствии с возрастными особенностями учеников: виды памяти, системы запоминания ,мнемотехника, запоминание на основе визуального мышления,

Ход занятий
Этапы проведения занятия
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
5 этап
6 этап Время 90мин
3 мин
12 мин.
35
мин.
15 мин
15 мин.
5 мин
5 мин. Действия коуча и действия участников
Приветствие коуча.
Показ видео.
Исследовательская беседа по вопросам.
- В чём проблема на уроке?
(плохая память у уч-ся)
-Влияет ли память на успешность обучения и преподавания?
-Что вы хотите достичь?
-Что для Вас идеальный вариант?
-Для чего Вам нужно достижение этой цели?
Актуализация знаний.
-Что такое память?
-Какие виды памяти вы знаете?
_Какие методы вы знаете для развития памяти?
Заполнение таблицы.
Что я знаю Что я хочу узнать Что я узнал
Работа в группах . Задание для группы №1-изучение ресурса, Л.Д. Столяренко, Основы психологии,стр.398-402
Задание для группы №1: «Составление кластера». 
Задание для группы №2: Изучение ресурса, , Л.Д. Столяренко, Основы психологии,стр.403-407
(составит Денотатный граф)
Коллективная работа: разработать диаграмму, в которой отразить препятствия, возникающие при развитии памяти на уроке.
5. Рефлексия «6 шляп» -
6.Заполнение таблицы ЗХУ.
7. Подведение итогов занятия.
Приложение
Анкета для учителей
1.Какие из семи модулей вы хотите рассмотреть на коучинге ?1.Новые подходы в обучении 2.Обучение критическому мышлению 3.Обучение талантливых и одарённых 4.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников 5.Оценивание для обучения и оценивание обучения 6.Использование ИКТ в преподавании и обучении 7.Управление и лидерство в обучении 2.Как вы относитесь к работе в группах?
3.Что вы ожидаете от коучинга?
Список используемой литературы:
1.Руководство для учителя, издание третье-144-155.
2.Книга Л.Д. Столяренко, Основы психологии.
3.Книга А.Е. Польской «Как улучшить свою память».