Роль взаимодействия семьи и школы в формировании универсальных учебных действий младшего школьника
РОЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Котлярова Татьяна Сергеевна,
Аспирант Омского государственного педагогического университета,
учитель начальных классов бюджетного образовательного учреждения
города Омска «Гимназия № 115», г.Омск
E-mail: katiatania@mail.ruВ статье анализируются проблемы организации взаимодействия педагога и родителей младших школьников и обосновывается необходимость сотрудничества семьи и школы для осуществления положительной динамики формирования универсальных учебных действий.
Ключевые слова: образование; младший школьник; универсальные учебные действия; сотрудничество семьи и школы.
Реформирование российского образования влечет за собой новые требования к школе. Современному обществу необходимы образованные люди, гибкие, мобильные, владеющие самоконтролем, умеющие прогнозировать ситуацию и принимать решения, обладающие развитым чувством патриотизма.
Общественно-государственный заказ отражен в федеральных государственных образовательных стандартах. Целью образования становится в первую очередь развитие учащихся: общекультурное, личностное и познавательное. Эффективность этого развития зависит от совместной комплексной системной деятельности педагога и родителей.
Современная педагогическая наука все чаще говорит о преимуществах сотрудничества педагога и родителей учеников, о привлечении семьи в школу, о положительном влиянии совместной деятельности семьи и школы. Успешность обучения и воспитания школьника будет эффективной при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество данных социальных институтов становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного формирования личности школьника необходим соответствующий психологический микроклимат между педагогами и учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» развитие личности ребёнка является одним из приоритетных принципов государственной политики. Школьное образование должно готовить учеников к готовности к постоянным изменениям действительной ситуации, развивать в них мобильность, умение мыслить конструктивно. Востребованной и необходимой становится готовность к постоянному самообразованию, исследовательской деятельности, способность к самостоятельности в решении проблем в различных сферах жизнедеятельности через использование своего социального опыта.
Фундаментом, базой всего последующего обучения является образование в начальной школе. Особенно это факт касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. В педагогической литературе УУД определяются как «совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1].
Те же авторы в более широком значении термин «универсальные учебные действия» определяют как умение учиться, то есть способность субъекта образования постоянно саморазвиваться и самосовершенствоваться, присваивая новый социальный опыт.
Универсальные учебные действия обеспечивают младшему школьнику в полной мере возможность самостоятельно осуществлять ведущую деятельность младшего школьного возраста - деятельность учения. Кроме того, универсальные учебные действия позволяют личности постоянно самореализовываться, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, создают условия для формирования картины мира. Сформированность универсальных учебный действий в начальной школе – гарант будущего умения учиться во взрослой жизни, а значит, готовность к постоянному непрерывному самообразованию, мобильности и гибкости в любой жизненной ситуации [4].Эффективность формирования универсальных учебных действий (включающих в себя, в том числе, и личностные УУД) возможна только при условии объединения усилий всех заинтересованных в развитии личности ребенка социальных институтов. Образовательное учреждение должно стать открытой социально-педагогической системой, где преобладают тенденции к расширению и укреплению взаимодействия между школой, семьей и общественными организациями и создает все необходимые условия для личностного роста ребенка.
Эффективность воспитания ребенка, а также формирования универсальных учебных действий, во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Определяющую роль в организации сотрудничества играют классные руководители. От их деятельности зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую государством и школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка и формирования у него универсальных учебных действий. Работа с семьями учеников – важная составляющая деятельности классного руководителя.
Существуют объективные трудности во взаимодействии между родителями и педагогами. Родители не всегда доверяют учителям, не верят в их искренность и, как следствие, неохотно обращаются за помощью и советом, не осознают важность данного периода обучения в развитии своего ребенка. Эпизодические встречи и формальные беседы, как правило, нерезультативны. Надо чётко понимать, что работа современного образовательного учреждения немыслима без учёта запросов и пожеланий родителей [2].
К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, то есть навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания» [5].
Анализ литературы показал, что проблеме взаимодействия образовательных учреждений и семьи посвящено незначительное количество работ. Долгое время работа с родителями носила формальный характер и зачастую ограничивалась одним видом работы с родителями – родительскими собраниями.
Сегодня уже не оспаривается факт, что только совместными усилиями семьи и школы можно осуществить главную цель воспитания – сформировать разностороннюю, высоконравственную гармонически развитую личность. Необходимо, чтобы учитель и родители действовали как союзники. Семья дает возможность ребенку в полной мере реализовать свои приобретенные универсальные учебные действия, раскрыть себя, «осуществить» себя как личность в социуме.
Современные тенденции развития общества диктуют новые, порой противоречивые ситуации жизнедеятельности семьи. С одной стороны общество заинтересовано семейными проблемами, которые обсуждаются на разных уровнях, сегодня существует множество целевых комплексных программ по укреплению и повышению значимости семьи в воспитании детей. С другой стороны, по статистике довольно часто наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это и падение материального уровня большого количества семей, и неполные семьи, и увеличение критических ситуаций непонимания между детьми и родителями, и увеличение численности разводов. Семья остро нуждается в помощи и поддержке и образовательное учреждение должно помочь ей. Ведь личность ребенка не формируется односторонне при участии только одного социального института. Всевозможная поддержка со стороны школы семье, формирование психолого-педагогической культуры родителей – одна из важнейших задач образовательных учреждений. «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание» - писал А.С. Макаренко [3].
Список литературы.
1 Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с.
2 Козлова А.В. « Работа с семьей» - М: ТУ Сфера, 2004 г.
3. Левяш И.Я., Левяш С.Е. Гуманитарно-культурологическая модель образования для всех- СПб: Эйдос, 2011 – 292 с.
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч.Ч.1/ [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.:Просвещение, 2010. – 215 с.
5. Харламов И.Ф. Педагогика. –– М.: Гардарики, 1999. – 520 с.