Конспект НОД по познавательному развитию на конец года в старшей группе детского сада
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ёлочка»
Конспект итоговой интегрированной
непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе (5-6 лет) «Ягодка»
«В поисках весны»
Подготовила и провела: воспитатель первой квалификационной категории Васильева В.А.
г.Лянтор 2016 г.
Цель: обобщение и закрепление знаний умений и навыков, полученных детьми в течение учебного года.
Задачи:
образовательные:
- закрепить у детей знания о характерных признаках весны, названий весенних месяцев.
- упражнять детей в умении давать ответы полным предложением.
-совершенствовать счетные навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке, закреплять знания об отношениях между числами натурального ряда.
-совершенствовать умение детей делать звуковой анализ слова, состоящего из четырёх звуков.
развивающие:
- развитие диалогической речи.
- развитие словесно-логического мышления, слуховой и зрительной памяти.
-стимулировать развитие мыслительных способностей.
-развивать умение пространственной ориентировки.
воспитательные:
-воспитывать у детей любознательность, наблюдательность.
- воспитывать навык культуры поведения и общения со сверстниками, проявления доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощи и взаимовыручки.
Методы и приемы:
словесные: беседа, вопросы поискового характера, художественное слово
наглядные: ИКТ, картинки;
практические: познавательные игры.
Оборудование и материал: видеопроектор, ноутбук, конверты с заданиями, разрезные картинки, карточки с временами года, плакат с солнцем, цифры от 1-10, мобиль птицы – скворца, картинки весенних первоцветов, схемы четырёхзвуковых слов, пеналы с фишками для обозначения звуков.
Предварительная работа:
Чтение сказок Сутеева « Кораблик», « Лиса и рак», рассматривание иллюстраций о весне, заучивание стихотворений о временах года, рассказывание сказки « Мы идём искать Весну»; дидактические игры «Найди своё место», «Живая неделя», «Какой звук спрятался?».
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Дети входят в группу, подходят к воспитателю.
Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас гости, давайте скажем «здравствуйте»:
Здравствуйте, - слово какое чудесное,
Чуточку доброе, чуточку нежное.
Здравствуйте, мы скажем этому дню,
Здравствуйте, скажем мы всем и всему!
2. Первая часть (вводная).
Спрятанный мобиль птицы скворца выглядывает, в лапках у него конверт.
Воспитатель: Ребята, к нам пожаловал гость. Ну что же ты прячешься? Не бойся, мы тебя не обидем….Кто это к нам пожаловал?.....(берёт из лапок конверт)
-Давайте, мы назовём его ласково….. (скворушка, скворчик).
Ребята, по-моему скворец принёс нам письмо, давайте откроем конверт и посмотрим что же в нём, открывает конверт, а там диск).
Дети проходят и садятся на стульчики, смотрят видеописьмо. Слайд 1 – письмо от Незнайки.
«Здравствуйте, ребята! Я думаю, что вы меня узнали! Я был с вами целый год на всех ваших занятиях и мне очень понравилось, что вы столько всего знаете и играете в разные игры. Вот я и решил с вами поиграть! Я нашел у вас в группе картинки с временами года. Три картинки оставил на столе, а четвертое время года спрятал! Чтобы найти ее, вам нужно выполнить задания! После каждого выполненного задания вы будете получать части, из которых потом соберете целую картинку. Вам помогут мои подсказки! Первая подсказка: окно, шкафчик! Удачи! Ваш Незнайка! »
3. Вторая часть. Основная. Мотивация детей к деятельности (ориентирование в пространстве).
Воспитатель: Что мы будем искать (картинку с изображением весны). Да, но где же нам её искать? А что Незнайка сказал в первой подсказке?
Ответы детей: окно, шкафчик.
Воспитатель: Что это значит?
Ответы детей. Это значит, что нужно искать первое задание в раздевальной комнате.
Воспитатель вместе с детьми подходит к окну, и находят там конверт с заданием. Воспитатель читает задание.
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.
(Грач)
Задание №1. «Отгадай загадки»
На шесте — веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец—
Он и летчик, и певец. (скворец)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет.
(Соловей)
- Как можно назвать одним словом этих птиц? (перелётные)
- У вас на столе лежат птицы, возьмите каждый по одной и расселите их в свои домики (голубой и зеленый).
-Почему ты снегиря поселил в голубой домик? А ласточку в зеленый?
А теперь мы с вами поиграем в игру «Перелетные, зимующие»Я показываю, картинку с перелетной птицей вы летаете, показываю картинку с зимующими птицами, вы приседаете.
Воспитатель достаёт из конверта одну из частей картинки и находит послание от Незнайки: «Молодцы, вторая подсказка: машины»
Воспитатель: Кто догадался, где искать задания?
Ответы детей: у мальчиков в уголке.
Воспитатель: Тогда вперед на поиски!
Дети подходят к игровой зоне «Гараж» и находят конверт. Воспитатель зачитывает задания.
Задание № 2 «Звуковой анализ слова»
Воспитатель: Назовите весенние месяцы?
Ответы детей. (Март, апрель, май)
Восп. :Сколько их? (Три весенних месяца)
Воспитатель: Назовите их по порядку!
Ответы детей. (Первый март, второй апрель, третий май)
Ребята, нужно каждый звук в названии первого месяца весны поселить в свой домик и рассказать о нём.
-Возьмите на столике всё, что вам нужно для работы. (дети берут пеналы с фишками, карточки для анализа четырехзвукового слова)
Проверка работы:
-сколько звуков в слове март?
-назовите первый звук? Какой это звук?
-назовите второй звук? Какой это звук?
-назовите третий звук? Какой это звук?
-назовите четвёртый звук? Какой это звук?
Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием…Здесь в конверте ещё 2 части от картинки и подсказка! Следующая подсказка: домик
Дети с воспитателем подходят к игровой зоне «Семья» и находят там конверт с заданиями.
Воспитатель: Ох, какой хитрый этот Незнайка, такие задачки выдумал!
«Игра на сообразительность»:
- сколько ушей у 2 мышей,
- сколько хвостов у 3 котов,
- какой день недели после вторника
- сколько выходных в неделе
- сколько животиков у 6 бегемотов
- какой день недели перед пятницей
- сколько носиков у 4 матросиков.
- Спим мы ночью, а делаем зарядку… .(утром) .
- Солнце светит днем, а луна …. (ночью) .-Ужинаем мы вечером, а обедаем. (днем).
Молодцы, а вот и следующая подсказка: подушка.
Где искать следующее задание? (в спальне)
-Посмотрите, какая красивая полянка. Сколько на ней красивых цветов выросло.
-Давайте посчитаем сколько цветков на полянке…..
-Как будем считать? (слева направо, но нужно запомнить с какого цветка начинаем считать).
-Выбираем цветок считалкой:
На златом крыльце сидели
Царь-царевич, Король-королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
-А теперь давайте посчитаем справа налево….
-Изменилось количество цветков? (нет).
-При количественном счёте можно считать в разных направлениях.
-Возьмите цветочки в руки и назовите их по порядку. (первый-подснежник, второй-нарцисс и т.д.).
-Как можно их назвать одним словом? (весенние первоцветы).
-При порядковом счёте тоже можно считать в разных направлениях? (нет).
-Ой, ребята, кто это спорится?
-Вот Незнайка-проказник, спрятал цифры под цветками, а они все перепутались. И теперь не могут найти своё место.
-Поможем цифрам встать на свои места? (дети строятся в числовой ряд).
-Назови соседей своего числа…..
-Почему ты встал на это место?
-Назови своего соседа слева…
-Какие вы, ребята, молодцы с таким трудным заданием справились. Здесь в конверте последняя часть картинки, которую теперь нужно собрать.
Дети с воспитателем возвращаются в группу.
4. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, Незнайка еще оставил нам плакат (на нём прикреплены солнце и облака).
Воспитатель: Давайте, мы приклеем сюда все части картинки, которые мы нашли и посмотрим, что же у нас получится.
Приклеивают части картинки на плакат….
-Мы нашли с вами то, что искали?
-Вот и к нам пришла весна.
Вы знаете, что у каждого слова есть слова родственники.
А о чём можно сказать «весенний?» (ручей, день, дождь, сад…). «Весенняя» (вода, лужа, капель, проталинка, река…). «Весеннее» (небо, облако, настроение, солнце…).
. Умнички! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
-Какие признаки весны вам сегодня повстречались на нашем занятии? (перелётные птицы, проталины, весенние первоцветы, название весенних месяцев).
-Скажите пожалуйста, всё то, что вы сегодня делали, пригодится вам в дальнейшем?
Индивидуальные вопросы: что было для тебя особенно трудным?
-Вы большие молодцы, справились со всеми заданиями и нашли картинку весны, которую спрятал Незнайка. А сейчас я предлагаю вам взять солнышки и прикрепить их к нашей весенней картине: если вам было интересно на занятии – выбираем весёлое солнышко, а если грустно – то грустное.
САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Познавательное развитие»
Непосредственно образовательная деятельность на тему: «В поисках весны»
(на основе интегрированного подхода)
для детей 5 – 6 лет
Цель: обобщение и закрепление знаний умений и навыков, полученных детьми в течение учебного года.
Задачи:
образовательные:
- закрепить у детей знания о характерных признаках весны, названий весенних месяцев.
- упражнять детей в умении давать ответы полным предложением.
-совершенствовать счетные навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10, закреплять знания об отношениях между числами натурального ряда.
-совершенствовать умение детей делать звуковой анализ слова, состоящего из четырёх звуков.
развивающие:
- развитие диалогической речи.
- развитие словесно-логического мышления, слуховой и зрительной памяти.
-стимулировать развитие мыслительных способностей.
-развивать умение пространственной ориентировки.
воспитательные:
-воспитывать у детей любознательность, наблюдательность.
- воспитывать навык культуры поведения и общения со сверстниками, проявления доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку.
С детьми была проведена следующая предварительная работа:
-чтение сказок Сутеева « Кораблик», « Лиса и рак»,; -рассматривание иллюстраций о весне;
-заучивание стихотворений о временах года;
- рассказывание сказки « Мы идём искать Весну»;
-дидактические игры «Найди своё место», «Живая неделя», «Какой звук спрятался?».
Время проведения занятия: 25 минут, что соответствует СанПиНу и гигиеническим требованиям.
В ходе занятия мною использовался интегрированный подход, включающий в себя следующие методы и приемы:
Словесный метод (сюрпризный момент, игровые упражнения с речевым сопровождением, вопросы разного характера, художественное слово, поощрение).
Практический метод (дидактические игры, самостоятельная работа, анализ).
Наглядный метод (картинки , необходимое оборудование для игр)
Игровая мотивация.
Непосредственно образовательная деятельность состояла из трёх этапов. Все этапы были взаимосвязаны, а также подчинены цели и задачам.
В НОД поэтапно происходила смена деятельности. Был включен сюрпризный момент – видеописьмо от Незнайки, появление мобиля – скворца.
Основная часть подчинена всем основным задачам, которые способствуют развитию познавательной деятельности детей, способствуют формированию доброты, дружелюбия.
Все используемые мною приемы соответствуют возрасту и развитию детей. Игры, упражнения, задания подобраны в соответствии с темой занятия, которая соответствует комплексно-тематическому планированию и теме недели «Скворцы прилетели, нам весну принесли».
При выявлении ошибок и трудностей оказывала помощь, привлекала активных детей к сотрудничеству.
Рационально применяла приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей, игровые приёмы для обеспечения эмоциональности, интереса детей.
По моему мнению, психологическая атмосфера в НОД была комфортной, доброжелательной, дети с интересом и с удовольствием выполняли все предложенные задания. Удалось сохранить темп занятия – выполнен весь запланированный объем. Дети к концу НОД были в спокойном, уравновешенном состоянии, это говорит о том, что удалось избежать перегрузки и переутомления детей.
При подведении итогов проанализирована работа детей в соответствии с поставленными целями и задачами. Рефлексия была проведена в форме оценки эмоционального состояния каждого ребёнка в конце занятия.
Таким образом, занятие представляет собой логически законченную структуру, считаю, что поставленные задачи реализованы полностью, все дети справились с предложенными заданиями. Считаю, что в дальнейшей работе необходимо усложнить, разнообразить и углубить материал по развитию и формированию у детей восприятия целостной картины мира с учётом возрастных особенностей детей.