План-конспект урока по литературе, ФГОС, 10 класс, программа Т.Ф.Курдюмовой, Мир купечества в драме Н.А.Островского Гроза


План- конспект урока по литературе в условиях введения ФГОС.
Мир купечества в драме Н. А. Островского «Гроза» (на материале I действия пьесы).
1. Решаемые учебные проблемы:
Цели для учителя:
- расширять представление о специфике драматического рода литературы на материале пьесы на бытовую тематику;
-ввести учащихся в мир купечества города Калинова на примере его главных представителей – Дикого и Кабановой;
-через знакомство с произведением, историей его создания, жанром, композицией подвести учащихся к пониманию поступков героев произведения, характеров и приёмов их создания в драматическом произведении;
- раскрыть суть нравственных понятий «грех», «сила и слабость характера»;
- подвести учащихся к определению собственной позиции по отношению к героям произведения, авторской позиции и средствам её выражения;
-развивать речевые навыки учащихся.
Задачи для учеников:
-знать отличие драмы от эпоса и лирики, роль главных и второстепенных героев в пьесе;
-определять основные черты характеров героев драмы, правила и принципы их жизни;
-формулировать авторскую позицию, объяснять средства её выражения;
- формулировать собственную позицию по отношению к героям произведения.
2.Тип урока по форме: комбинированный.
3.Тип урока по содержанию: изучение и освоение конкретного произведения.
4. Планируемые результаты:
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств, развитие познавательной активности и интереса к изучаемому произведению с использованием различных источников информации, понимание авторской позиции и умение аргументировать собственное отношение к героям драмы «Гроза», знание истории и литературы.
Метапредметные:
Познавательные: углубление представления о драматическом произведении, совершенствование умения на основе прочитанного текста самостоятельно делать выводы, анализировать фрагменты драматического текста и строить речевое высказывание; расширение читательского кругозора, развитие умения работать с Интернет- ресурсами.
Регулятивные: умение ставить цель и планировать свою деятельность, умение осознавать трудности и стремиться преодолевать их, развитие у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Коммуникативные: развитие у учащихся умений выделять причинно-следственные связи в тексте и выражать свои мысли, отвечать на вопросы по тексту, вести диалог, работать в группе и принимать точку зрения других.
Предметные:
В познавательной сфере: осознанное понимание специфики драматического произведения, умение анализировать произведение в единстве формы и содержания и давать характеристику героям, выявлять особенности приёмов в создании характеров героев в драматическом произведении, владение литературоведческими понятиями при анализе текста, выполнение творческой работы –составление опорной схемы и синквейна.
В ценностно- ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы, восприятие «Грозы» как части историко-литературного процесса, понимание авторской позиции и соотнесение её с личной, развитие умения оценить поступки героев, воспитание любви к родной земле и родной культуре, определение актуальности произведения для читателей разных поколений.
В коммуникативной сфере: осмысленное чтение и восприятие прочитанного текста, умение отвечать на вопросы, приводить аргументы, общаться в процессе работы над текстом с точки зрения партнёрства (ученик-ученик и ученик-учитель).
В эстетической сфере: восприятие художественного текста как произведения искусства, выразительное чтение текста с соблюдением соответствующих интонаций, формирование понимания сути русского слова в его эстетической функции, привитие потребности и желания читать наизусть отрывки из произведения.
Все планируемые результаты реализуются в процессе всего урока на разных этапах работы с текстом драмы «Гроза».
5.Учебный материал урока: текст драмы «Гроза», цитата из критической статьи «Тёмное царство» Н.А.Добролюбова в качестве эпиграфа, ресурсы Интернет-сети.
6.Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
7.Виды деятельности: работа с эпиграфом, опережающее чтение произведения учащимися, аналитическая беседа, работа в парах и группах, составление опорной схемы, письменный ответ на вопрос, составление синквейна.
8.Оборудование: интерактивная доска, компьютер, телевизор, книги с текстом произведения, цитата Н.А.Добролюбова в качестве эпиграфа из критической статьи «Тёмное царство».
9.Вид используемых ИКТ: учебный видеофильм об истории создания драмы «Гроза»
(методическое назначение: усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуальности изучаемого материала).
10.Межпредметные связи: история.
Ход урока:
Предтекстовый структурный элемент урока.
Тема: не записана.
1 этап: Вхождение в тему урока.
-Приветствие.
-Чтение эпиграфа.
В.Г.Белинский, 1845г.: «Драматическая русская литература представляет собою странное зрелище. У нас есть комедия Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор», «Женитьба» Гоголя -и, кроме них, нет ничего, решительно ничего хоть сколько-нибудь замечательного, даже сколько-нибудь сносного».
-Объясните, опираясь на конспект по учебному видеофильму с прошлого урока, почему драматургия Островского в 60-е гг.XIX в. оказалась востребованной и своевременной.
Учитель дополняет, направляет ответы учащихся в нужном направлении.
(Островского называют русским Мольером, русским Шекспиром. Им было написано 48 пьес, 47 были поставлены на сцене при его жизни. Из них 25 пьес о Москве. Всего в пьесах Островского 728 действующих лиц, им создано 728 характеров. Кроме пьес, названных Белинским, процветали водевили - одноактные пьесы лёгкого содержания, сопровождаемые песнями и танцами, и мелодрамы, в которых герои были либо злодеями, либо образцами добродетели. Нужны были произведения, которые бы правдиво отображали жизнь. Пьесы Островского выполнили эту задачу. Драматург изобразил в них все слои русского общества, дал картину жизни помещиков, чиновников, купечества в России с 40-х по 80-е гг., став Колумбом Замоскворечья- страны, лежащей напротив Кремля, по другую сторону Москва-реки.
Глухие, длинные заборы, одноэтажные домики в 5 окон с густыми садами и огородами. Жизнь сонная. Здесь беседовали о своих плутнях бородатые купцы. Здесь почта была редкостью. Инвалида, разносившего письма, пугались, как беды. Экономя сахар, пили чай с изюмом. От болезней лечились банькой и полуштофом «ерофеича». Ужинали «туго-натуго», рано ложились спать. Любили разодеться, смешав голубое с розовым, выходили из цирюльни без меры завитые и напомаженные.
Островского считали летописцем этой жизни, называли Колумбом Замоскворечья.)
-Сформулируйте тему урока.
-Какие цели мы поставим на уроке, исходя из темы?
2 этап. Подготовка к вхождению в текст.
-Просмотр фрагмента учебного видеофильма об истории создания драмы «Гроза» с одновременной работой в тетрадях (конспектирование) и последующим ответом на вопрос: «Был ли прототип у главной героини драмы Островского «Гроза»?»
(Примерный конспект:
Созданию «Грозы» предшествовала экспедиция по Волге 1856-1857гг.Долгое время считалось, что в основу пьесы Островский положил реальную историю семьи Клыковых, нашумевшую в Костроме в 1856г.Александра Клыкова, купеческая жена, в 16 лет была отдана в угрюмую, нелюдимую семью, где была доведена до отчаяния деспотизмом свекрови. Полюбив служащего почтовой конторы Марьина, не вынеся сцен ревности, в 19 лет покончила с собой, бросившись в Волгу. Клыкова не могла быть прототипом Катерины, т. к. пьеса Островского была поставлена на сцене задолго до реальной истории в г. Костроме.)
-Актуализация ранее полученных знаний. Работа по теории литературы (со словарями в парах).
Термины:
-поэт писатель драматург
-эпос лирика драма
-комедия трагедия драма водевиль мелодрама резонёр сюжет
-прототип ремарка средства создания характеров героев в драматическом произведении (опорная схема)
Драматическое произведение говорящие фамилии
ремарки
речь поступки антитеза (контраст)
характеристика героев др.действ.лицами
-композиция пейзаж символ
-Лекция «Грозовые 60-е» или работа с заранее заготовленной опорной схемой с одновременной работой в тетрадях (конспектирование).
(-Чтобы понять содержание произведения, нужно знать и характер эпохи, в которую оно появилось.

«грозовые 60-е»
обострение революционной ситуации 59-61гг.: консерваторы
1)невозможность сохранить прежний режим; либералы
2)обострение бедствий народа; революционеры-демократы
3)нарастание активности масс;
Р е а л и з м

1)судьба России
Смерть Николая I 2) крепостное право
Крымская война 1855-1855 3) гражданственность,
свобода личности
Развитие литературы 2-й половины XIXвека было связано с нарастанием общественной борьбы.В бескомпромиссную борьбу вступают революционеры-демократы и либералы. На Александра I возлагаются большие надежды. В литературе господствующим становится реализм:
Писатели-реалисты показывают явления жизни, стараясь найти корни социальных бедствий и пути их преодоления, вызвать протест в обществе.
В произведениях реалистов отображается «великое народное море».
Выражение в литературе народных идеалов способствует появлению новых жанров.
Русская литература приобретает мировое значение.
-Развитие речи. Письменный ответ на вопрос (3-5 предложений) – проверочная работа на знание текста.
«3»- О чём прочитали в I д. драмы?
«4-5»- Дайте характеристику одному из героев пьесы «Гроза». Какие личностные качества героя вам близки? Что вы не можете принять в его характере?
Текстовый структурный элемент урока.
3 этап. Вхождение в текст. Работа в группах. Организация монологических и диалогических ответов.
(Учитель так дополняет ответы учащихся, чтобы можно было в конце урока сделать выводы по теме урока.)
1-я группа -Дайте характеристику главным и значительным лицам города Калинова- Дикому и Кабанихе. (Действие I, явления 1, 4.) Как первые произнесённые в пьесе фразы Дикого и Кабанихи характеризуют этих героев? (Действие I, явления 2, 5.) В каких ключевых словах отражается авторское отношение к героям?
2-я группа -Каковы идеалы других персонажей: Кулигина, Кудряша, Варвары, Тихона, Катерины? В каких ключевых словах отражается авторское отношение к героям? (Кулигин -действие I, явления 1, 3; Кудряш- действие I, явления 1; Варвара - действие I, явления 5, 6; Тихон - действие I, явления 5- 7; Катерина - действие I, явление 5.)
3-я группа -Чем отличается жизнь Катерины до замужества от жизни в семье Кабановых? В каких ключевых словах отражается авторское отношение к героине? (Действие I, явление 7.)
4-я группа - Почему в обстановке I действия подчёркнут пейзаж? Как в этом описании прослеживается авторская позиция и его идеалы? (Действие I,перед явлением 5.)
5-я группа -Как в пьесе появляется образ грозы и какое дальнейшее развитие он получает? Образ греха? (Действие I,явления 7 -9.)
6-я группа -Какие оценки «тёмному царству» дают Кулигин и Феклуша? На чьей вы стороне? Автор? (Действие I,явление 3.)
7-я группа -Определите сюжетные линии драмы по I действию. Прокомментируйте их. Охарактеризуйте систему образов пьесы. Кто из героев пьесы выполняет функции резонёра? Аргументируйте свой ответ.
Посттекстовый структурный элемент урока.
4 этап.Составление опорной схемы «Мир купечества в драме «Гроза» Н. А. Островского». Выводы. Подведение итогов.
главные представители
Кабаниха Дикой
сторонница худших сторон самодурство ничем не
морали, её самодурство подкреплено
Кудряш подкреплено Тихон
«Домостроем»
протест носит протест ведёт к разгулу и пьянству
характер озорства

Добролюбов


Варвара «Тёмное царство» Катерина
лишена высокой чужда дому Кабановых
духовности, нравственности «Луч света в тёмном царстве»

Вывод:1) в пьесе «тёмное царство» - мир купечества, помещиков, чиновников города Калинова
2) в широком смысле- любое общество, где унижается человеческое достоинство
На доске слова Н.А.Добролюбова :«Ничего нет святого, ничего чистого, ничего правого в этом тёмном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…И не может их быть там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда».
Творческое задание. Синквейн на тему «Характеристика героев».
Прием СИНКВЕЙНА (примеры)
Драматург.
Гуманный, неравнодушный.
Протестует, защищает, сочувствует.
Показывает мир естественности, простора, свободы, стоит на позиции слабых и незащищённых.
«Бытовик».
Катерина.
Горячая, искренняя.
Не сломалась, не подчинилась, освободилась.
Борется со страхом, сильный женский характер.
Победитель.
Тихон.
Безвольный, слабый.
Страдает, теряет, протестует.
Воплощение крайней степени долготерпения и унижений, слабый мужской характер.
Жертва.
5 этап. Рефлексия.
-Достигли мы цели урока, смогли решить все поставленные задачи?
-Сегодня на уроке
-я узнал...
-я научился...
-материал был...
-за урок я...
-самое сложное для меня было...
-работа в группе...
-урок для меня показался...
-моё настроение...
6 этап.Выставление оценок. Домашнее задание.
-Письменный ответ на вопрос по выбору:
1.«Моя точка зрения о жизни купечества в драме А.Н.Островского «Гроза» (10-15 предложений).
2. Чем интересно описание бытовых сцен в пьесе «Гроза» современному читателю?