Народные истоки характера Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)


Тем «Народные истоки характера Катерины»
Цели:    
Выяснить, почему именно Катерина оказалась способна противостоять «тёмному царству»; проследить, как формировался её характер, какие черты являются в нём главными, как постепенно развивался её конфликт с миром Кабанихи; понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно;
Развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа;                     
Прививать интерес к изучению литературы и истории своей страны, формировать культурные и эстетические качества личности.
Оборудование: мультимедийная презентация Интерпретации роли Катерины в постановках драмы А.Н.Островского «Гроза».
Ход урока
І. Организационный момент.II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.2. Вступительное слово учителя.Завязка «Грозы» определяется по-разному. А.И.Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием Катерины. Е.Холодов утверждает, что завязкой является решение Катерины прийти на свидание с Борисом. Обе точки зрения отражают любовную коллизию драмы. Но сущность драмы нельзя сводить к любовной интриге. В основе конфликта лежит столкновение самодуров и их жертв. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряжённой борьбы. Мы застаём героев  в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты.
Сообщение учащегося «Речевая хар-ка Катерины»Речь Катерины соответствует облику женщины из народа. В основе её речи лежит поэтика народной песни; повторы, инверсии, риторические восклицания придают речи Катерины задушевность, напевность («А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!»), сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («ключик», «водица»).  Влияние на речь Катерины церкви, духовных стихов («храмы золотые», «кипарисом пахнет», «лукавый шепнёт»). Через речь видим двойное влияние на характер Катерины:
от песенного народного творчества - порыв к свободе, к счастью, свету;
от церкви – самоотречение, смирение.
Уже в языке отражается глубокое противоречие, составляющее сущность душевной трагедии Катерины. Привыкшая с детства к независимости, Катерина стремится отстоять свою свободу, но считает свои мечты и стремления греховными. Душевное состояние героини отражено в её речи. Вспоминая родной дом, Катерина говорит спокойно, неторопливо. Когда рассказывает о своей любви, душевной борьбе – её речь становится тревожной, порывистой. («Что же мне делать? Сил моих не хватает. Куда мне деваться…»). Мрачные пророчества сумасшедшей барыни, в которых Катерина слышит подтверждение своих предчувствий близкой смерти, картины грозы усиливают драматизм ситуации.
3. Вопросы и задания для обсуждения (проверка домашнего задания)
Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? Прямота, неспособность лицемерить и лгать. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, а Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.- Почему мы не можем назвать ее ни "жертвой", ни "хозяйкой"? Ответ в чертах ее характера.
Возможен ли для Катерины путь Варвары?
Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа? (проверка домашнего задания: составлялись таблицы)
В детстве В семье Кабановых
"Точно птичка на воле"; "маменька души не чаяла"; "работать не принуждала". "Я у вас завяла совсем", "да здесь все как будто из-под неволи".
Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду. Атмосфера дома - страх. "Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?"
Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой).Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие.
Вывод. Для Катерины главное - жить согласно своей душе. Вывод. Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему.
Общий вывод. Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.4. Вопросы и задания для обсуждения
В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом? Любовь - это и есть стремление жить по законам своей души.
В чем сложность внутреннего состояния героини? Любовь к Борису - это не только свободный выбор, диктуемый сердцем, но и обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви - это подчинение миру Кабанихи, а выбор любви - это и счастье, и мучение Катерины. Но, выбрав любовь, она сознательно обрекает себя на мучения.
5. Анализ эпизода (самостоятельная работа по группам): Как показаны мучения героини, борьба с собой? Это ее сила или слабость? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней.
1 группа: сцена с ключом
2 группа: сцены свидания
3 группа: прощания с Борисом.
Обсуждение анализа эпизодов:
Сцена с ключом: "Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его".
Сцена свидания: "Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?"
Сцена прощания: "Друг мой! Радость моя! Прощай!"
Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь - всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.- Докажите, что смерть Катерины - это протест. Гибель Катерины - это протест, бунт, призыв к действию, так как после ее смерти Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.Сообщение учащегося : «Исполнительницы роли Катерины» (мультимедийная презентация). Обучающиеся после сообщения должны ответить на вопрос: Какая интерпретация роли Катерины вам наиболее близка? Почему?
ІII. Подведение итогов урока.Катерина отличается от других героев внутренней силой и свободолюбием, так как ее характер сформировался в других условиях. В детстве она не испытывала давления со стороны своих родителей, росла соответственно своей натуре, поэтому только и не сломалась под давлением "темного царства", смогла отстоять чувство собственного достоинства. Город Калинов не сможет после смерти Катерины жить по-старому, ведь ее смерть пробудила у его жителей первые слова протеста.IV. Домашнее задание.Групповые задания:
1гр. Слово о Добролюбове. Согласны ли вы с мнением Добролюбова, что Катерина – «луч света в тёмном царстве»?
2гр. Согласны ли вы с пониманием характера Катерины Д.И.Писаревым?