Уважай себя, уважай других (формирование навыков конструктивного общения, толерантности в среде сверстников)
3 «Уважай себя, уважай других»
Цель: формирование терпимого отношения к другим людям, взаимное уважение, формирование внутренней позиции оказания помощи другим людям.
Разминка «Ворона и голуби»
«Ворона видела, что голубей хорошо кормят, - выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она тоже голубь, и пустили ее. Но ворона забылась и закричала по-вороньи. Тогда голуби стали ее клевать и прогнали. Ворона полетела назад к своим, но вороны испугались, что она белая, и тоже прогнали».
Дискуссия: почему ворона решила покинуть голубей? Почему ворону не приняли обратно другие вороны? Умела ли ворона общаться также как общаются голуби? Если на месте птиц были бы люди, как можно охарактеризовать такое поведение? Часто ли происходит в жизни, что человек не может себе найти место в среде сверстников?
Ребята, мы с вами обсудили достаточно важную тему, которая часто встречается в жизни. Как вы думаете, чему будет посвящено сегодняшнее занятие? (Ответы детей).
Сегодня мы поговорим об общении и взаимодействии между людьми. Я бы хотела обратить ваше внимание на то, что каждому из нас хочется, чтобы его принимали в коллективе таким какой он есть, уважали, а не высмеивали и унижали. Все мы разные, индивидуальные и неповторимые, у каждого есть прово на свои интересы, мнения в различных ситуациях и т.д. Вспомните с предыдущего занятия, как называется поведение, когда мы терпимо относимся к другим людям, независимо от их индивидуальных особенностей (ответы детей). Нужно ли в обществе толерантное отношение (ответы детей).
Основная часть
Упражнение «Зеркало и обезьяна». Дети делятся на пары. Один ребенок обезьяна, другой зеркало, в котором отражаются все движения обезьяны. (Затем ролями целесообразно поменяться). После упражнения следует обсуждение: - какая роль была легче для выполнения, почему?
Вывод: важно внимательно относится к человеку, с которым мы общаемся, т.к. движения собеседника могут отражать его внутренне состояние и отношение к тому, что происходит вокруг.
Обсуждение в минигруппах. Дети делятся на три микрогруппы, где обсуждают предложенную проблему, после чего это проблема зачитывается остальным ребятам и рассказывают свое мнение о ней, остальные обучающиеся могут вступать в дискуссию и высказывать также свое мнение по данному вопросу. (если группа детей немногочисленная, все ситуации можно не обсуждать).
Поэт Михаил Светлов, написав стихи, часто читал их друзьям по телефону в любое время дня и ночи. Друг Светлова, разбуженный им в очередной раз среди ночи телефонным звонком, упрекнул его: «А ты не знаешь, который час?». «Дружба – понятие круглосуточное!», - ответил Светлов.
Восточного мудреца спросили: «Почему друзья легко превращаются во врагов, в то время как враги с большим трудом становятся друзьями? Он ответил: «Разрушить дом легче, чем его построить, разбить сосуд проще, чем его починить, истратить деньги легче, чем их приобрести».
Восточного мудреца однажды спросили: «Ты можешь сказать, сколько у тебя друзей в городе?». «Сколько сейчас, - ответил мудрец, - сказать не могу, потому что у меня в этом году выдался хороший урожай, живу в достатке. А друзья познаются в беде».
Упражнение «Трио». Трое играющих встают плечом к плечу. Первый человек ставит левую ногу в картонную коробку, в туже коробку ставит ногу второй играющий. Левую ногу он ставит в другую коробку, и туда же ставит правую ногу третий человек. Задача игроков – пройти всем вместе некоторое расстояние. Можно усложнять упражнение, присоединив четвертого человека и т.д.
Обсуждение рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».
«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слушали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать и давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только горько вздохнул и ничего не сказал.
Сидят, раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет: что-то складывает. Отец и говорит: «Что ты делаешь Миша?» А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с мамой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика, и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним».
Обсуждение: почему дедушку перестали кормить за столом? Почему родители расстроились игрой своего сынишки? Почему родители изменили свое отношение к дедушке.
Выводы: как ты относишься к окружающим, так и к тебе будут относиться! Нельзя унижать, обижать того, кто слабее тебя или от тебя зависит!
Подведение итогов.
В подведении итогов нашего занятия, обобщив все то, о чем мы сегодня с вами говорили, хочу рассказать вам притчу, задумайтесь над тем, что вы в ней услышите.
Спасти одну звезду.
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке – миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
Но это просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои усилия бессмысленны, твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
- Нет, мои попытки изменят очень многодля этой звезды!
15