Родительское собрание Самооценка подростка
Родительское собрание: «Самооценка подростка»
Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами. Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?
Откуда же у ребенка уже в дошкольном возрасте неадекватная самооценка? Дело в том, что именно в этот период дети оценивают себя по оценкам окружающих. То есть ребенок не сам анализирует свои поступки, а прислушивается к характеристикам и отзывам, которые дают ему родные, друзья, воспитатели в детсаду и даже малознакомые люди. Если ребенка постоянно критиковать, ругать и обвинять в недостаточном старании, он перестает верить в себя, что, естественно, сказывается на его самооценке.
С возрастом изменяется отношение растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей действительности.
Самооценка – это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Самооценку можно представить формулой:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным. Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит, а и в том, как он поступает.
Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы.
Вопрос: Хотелось бы вам, чтобы у ребенка была не заниженная, а завышенная самооценка? Давайте посмотрим особенности этой самооценки.
Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения. При завышенной самооценке человек уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности.Существует еще 3-й тип самооценки – верная (адекватная). В чем ее суть?
Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.
Вопрос: Как развить адекватную самооценку у ребенка?
Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале – это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем – к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но и ощущать уважение с их стороны, возникает необходимость во взаимопонимании. От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе. Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент. Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности, но при этом не предполагается, что родители перестанут давать беспристрастную оценку его поступкам. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют самооценку. У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.
Давайте посмотрим два примера и попробуем разобраться, какой будет в этом случае самооценка ребенка.
В семье недостаточно требований – запретов и обязанностей, а также минимальное количество санкций. В таких семьях родители стремятся удовлетворить любые потребности ребенка, оберегают его от обязанностей и трудностей, потакают во всем. Большая часть таких родителей не видят недостатков в воспитании своего ребенка, неправильно оценивают и идеализируют его.
Другие родители, наоборот, видят недостатки в воспитании своего ребенка, но, несмотря на это, не работают с этим. Здесь наблюдаются частые конфликты в семье между супругами, что сказывается на отсутствии единых требований в вопросах воспитания у матери и отца. Например, мать проецирует любовь к мужу на ребенка, где неудовлетворительные супружеские отношения компенсируются в ребенке с помощью одаривания безграничной любовью с ожиданием получить в ответ то же; мать боится потерять доверие и любовь ребенка.
Ответ: У детей таких родителей мы обнаруживаем чаще всего проявление неадекватно завышенной самооценки. Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей и не только.
Давайте посмотрим другой вариант – повышенная моральная ответственность, характеризующаяся повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Такие родители возлагают на своего ребенка непосильные и несоответствующие возрасту обязанности и предъявляют к ребенку чересчур завышенные требования.
Ответ: Неадекватно заниженная самооценка.
Самыми опасными последствиями заниженной самооценки являются маски, которые помогают подростку спрятаться от внешнего мира.
Одна из них шутовство. Человек высмеивает себя, как бы «опережая других». Его неуверенность прячется за этим шутовским нарядом.
И наоборот, сарказм, грубость, высокомерие могут послужить «щитом». Стоит кому-либо посмотреть «как-то не так» и подросток взрывается, набрасывается с кулаками, а нередко и сам провоцирует ссоры.
Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Давайте попробуем составить алгоритм поведения родителей, который будет формировать правильную, адекватную самооценку у детей:
родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их обсуждение подростком;
власть используется ими в меру необходимости;
в ребёнке ценится не только послушание, но самостоятельность;
родители устанавливают правило и твёрдо приводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми;
родители прислушиваются к мнению ребёнка, но не руководствуются только его желаниями.
Упражнение “Ладошки”.
На столе у учащихся лежат нарисованные ладошки.
Задание. Пишите в середине ладошки своё имя. Затем передаете лист соседу справа от вас. Каждый должен написать в пальчиках то качество, которое привлекает вас в этом человеке, то есть которое нравится.
Ладошки возвращаются хозяевам. Учитель объясняет, что гораздо легче оценить другого, чем себя. Каждому приятно узнать о себе положительные качества от других, нежели оценивать самого себя.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Методика «Самооценка (кружочки)»
Учащимся выдаются листы, где изображены в ряд 8 кружков.
Задание Быстро вписать в один кружок букву «Я».
Психолог объясняет, что чем ближе к левому краю листа поставлена буква «Я», тем ниже самооценка ученика, чем ближе к правому краю, тем выше самооценка
Тест «Определи самооценку»
Очень часто – 4 балла
Часто – 3 балла
Иногда – 2 балла
Редко - 1 балла
Никогда – 0 баллов
Я часто волнуюсь понапрасну.
Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
Я боюсь выглядеть глупцом.
Я беспокоюсь за своё будущее.
Внешний вид других куда лучше, чем мой.
Как жаль, что многие не понимают меня.
Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
Люди ждут от меня очень многого.
Чувствую себя скованным.
Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.
Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
Я не чувствую себя в безопасности.
Мне не с кем поделиться своими мыслями.
Люди не особенно интересуются моими достижениями.
Интерпретация результатов. Подсчитывается сумма баллов. 31 и выше баллов – ты недооцениваешь себя. 11-30 баллов – правильная (адекватная) самооценка. 10 и ниже – завышенная самооценка.
От 31 балла – вы недооцениваете себя. Очевидно вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворённость своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешность. Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонёк.
11-30 баллов правильная (адекватная) самооценка. Вы живёт е в согласии с собой, знаете себя и можете доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы.
10 и ниже – завышенная самооценка. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчёркивать своё «я», выделять своё мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других.
Советы психолога для повышения самооценки.
Принятие самого себя.
Признание самого себя.
Воздержитесь от сравнения.
Не занижайте себя.
Будьте с позитивными людьми.
Напомните себе о позитивных вещах, о самом себе.
Участие в деятельности, приносящей удовольствие.
Общайтесь с друзьями.
Обратитесь за помощью.
Твердо знайте, чего хотите добиться.
Чтобы были ясны намерения, нужен ясный план.
Вообразите желаемый результат.
Превратите препятствие в трамплин для новых прыжков к цели.
Оглянитесь в прошлое, насладитесь настоящим, интересуйтесь будущим.