«Самооценка – как один из факторов готовности детей к школе» родительское собрание
Беседа с родителями. «Самооценка – как один из факторов готовности детей к школе»Форма проведения: Круглый стол.
Цель: Показать важность формирования позитивной адекватной самооценки у ребёнка. Выявить условия, влияющие на формирование самооценки в детском возрасте. Познакомить с играми на становление социальной компетентности дошкольника и формирования самосознания ребёнка в дошкольные годы. Среди множества проблем начальной школы в настоящее время особенно выделяются вопросы, связанные со сложностью адаптации ребёнка в первый год в школе.Для того, чтобы ребёнок мог овладеть всеми новыми умениями, навыками, личностными новообразованиями в начальной школе, необходима серьёзная подготовка будущего ученика к школьному обучению. В этом возрасте закладываются основы будущей личности. Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий школы, дошкольных учреждений и семьи. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях.
Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребёнка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищённости – вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребёнка. Родители не должны допускать ошибок в воспитательных воздействиях и установках, которые могут негативно отразиться на психике ребёнка в целом и на самооценке в частности. Хочется напомнить родителям об основных правилах в воспитании:
Нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать…» Ребёнок утрачивает уверенность в себе, в свои способности и силы.
Ребёнка нужно критиковать только за его поведение. Иначе формируется комплекс неполноценности.
Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращённого к ребёнку. (дети считают: какие эмоции- такое отношение к нему!)
Недопустимо сравнивать ребёнка (его дела и поступки) с другими детьми. Это формирует зависть и эгоизм.
В отношениях к ребёнку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным. При наказании ребёнка, следует помнить : оно не должно вредить здоровью- ни физическому, ни психологическому.(Более того, оно должно быть полезным!)
Не оберегайте ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его. Ставьте перед ребёнком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
Если хвалить- то правильно!(Похвала ребёнка с утра- это аванс на весь долгий и трудный день.)
Соблюдение родителями вышеперечисленных правил в воспитании детей обеспечит наиболее благоприятное развитие детской психики, а также формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.Опыт общения ребёнка с педагогом также влияет на формирование самооценки и представлений ребёнка о себе в детском возрасте. Педагогу при работе с детьми следует помнить следующие правила:
Положительно оценивайте ребёнка, как личность, демонстрируйте доброжелательное отношение к нему.( «Ты умный мальчик!»)
Не бойтесь указывать в тактичной форме ребёнку на ошибки.(«Посмотри, ты сегодня
лучше сделал штриховку, чем на прошлом занятии .»
Обсуждайте вместе с ребёнком_ способы исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм обсуждения. («Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы Антон простил тебя?»)
Обязательно выражайте уверенность в том, что у ребёнка всё получится…(«Завтра Миша повторит стихотворение и он сможет рассказать нам его!»)
Целесообразно упражнять детей в оценке деятельности других, а также в самооценке собственной деятельности.
Анализировать литературные произведения, где осуждаются прямо или косвенно герои, завышено оценивающие свои действия и поведение.( «Я думаю…», «Мне кажется…»)
Взрослым (педагогам и родителям) при общении с дошкольником (да и со школьником тоже) необходимо использовать метод убеждения. Взрослый для детей этого возраста является большим авторитетом , который всё знает и умеет. Авторитарные категоричные заявления взрослых формируют у ребёнка подчинение или протест ( это зависит от самооценки ребёнка) и снижает самооценку малыша. В будущем такому малышу трудно будет иметь своё мнение. Со стороны взрослого важно мягкое, грамотное оценивание ребёнка. Образ , который создают взрослые, причём как положительный, так и отрицательный, постепенно становится собственными знаниями ребёнка о себе. Например, при постоянном отрицательном оценивании «Лучше бы ты не делал это!» самооценка становится низкой, и при общении со сверстниками такой ребёнок может оказаться «изгоем»
Что же делать, если самооценка Вашего ребёнка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку и поддержать его - могут игры:
«Имя» Можно предложить ребёнку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить своё. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по- другому? Эта игра дает дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от имени своего означает, что ребёнок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.«Молчок» С помощью этой игры происходит коррекция поведения. Прочтите ребёнку стихотворение А.Бродского «Новичок».В детский сад пришёл Молчок -Очень робкий робкий новичок.Он сначала был несмел,С нами песенок не пел.А потом , глядим, привык:Снова Зайка – скок да скок.До чего же осмелел:Даже песенку запел.Обсудите с ребёнком данное стихотворение. Далее пусть ребёнок станет «Молчком», который сначала робко сидит на стуле, затем, согласно тексту, преображается в смелого: прыгает со стула, а потом поёт какую – нибудь знакомую песенку.«Ёжики смеются» Игра тренирует психомоторные функции, снимает напряжение.Ведущий читает стихотворение К.Чуковского «Ёжики смеются»У канавки Две козявкиПродают ежам булавки.А ежи –то хохотать!«Эх, вы, глупые козявки!Нам не надобны булавки:Мы булавками сами утыканы!»
Дети используют выразительные средства, изображают походку ежей, их позы (прищуренные глазки, улыбку, смех и т. д.)«Волшебное зеркало» Эта игра будет полезна для ребёнка, неуверенного в себе. Поможет почувствовать себя более раскованно, свободно, увидеть себя со стороны, «раскрыться». В эту игру можно играть с одним ребёнком и коллективно. Выбирается «зеркало» - это может быть другой ребёнок или взрослый. Ребёнок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику.
Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость – часто свойственны детям с заниженной самооценкой.А самооценка –это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Поэтому, пока ребёнок ещё находится на рубеже 6-7 лет, взрослые могут корректировать его самооценку, изменив стиль воспитания и способов общения, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребёнка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Надо осознать, что успешность человеческой жизни, во многом зависит от нас! И сегодняшний день –это всего лишь одна ступенька к формированию адекватной самооценки маленького человека.