Родительское собрание на тему Самооценка ребенка и школьная отметка
Родительское собрание на тему:"Самооценка ребенка и школьная отметка"
Форма проведения: проблемная лекция.
Оборудование: Проектор (при возможности демонстрации презентации – составляется самостоятельно), листы, ручки для конспектирования вопросов, мыслей, идей, составления алгоритма.
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Учитель: - Добрый вечер, уважаемые родители!
2 СЛАЙД
Учитель: - Цель нашей встречи сегодня – понять, насколько поведение родителей оказывает влияние на формирование самооценки ребенка. В ходе нашей встречи вы не найдете готовых ответов на возникающие вопросы. Еще одна цель, которую мы должны сегодня поставить перед собой – задуматься и попытаться самостоятельно найти ответы.
Перед началом беседы, стоит уточнить у родителей. Что в их понимании значит самооценка ребенка и как она влияет на формирование личности в будущем?
(Ответы родителей)
Учитель: - Одним из аспектов формирования личности ребенка является самооценка, которая часто бывает заниженной.
3 СЛАЙД
Учитель: - Что же такое самооценка?
Самооценка – это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию.
4 СЛАЙД
Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит, а и в том, как он поступает. Существует 3 типа самооценки ребенка.
5 СЛАЙД
Учитель: - Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы. Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, такие люди в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.
- Хотелось бы вам, чтобы у ребенка была не заниженная, а завышенная самооценка?
(Ответы родителей)
6 СЛАЙД
Давайте посмотрим особенности этой самооценки.
Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения. При завышенной самооценке человек уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности
Как вы считаете этот тип самооценки ребенка будет влиять на развитие личности в положительную или отрицательную сторону?
(Ответы родителей)
7 СЛАЙДСуществует еще 3-й тип самооценки – верная (адекватная). В чем ее суть?
(Ответы родителей)
Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.
Таким образом, самооценка – это оценка себя при наличии 2-х переменных фактров, являющихся основными источниками формирования самооценки. Во-первых, это семья как институт социализации личности, а во-вторых, это школа, где значимыми источниками формирования самооценки начинают выступать учителя и одноклассники.
Как вы думаете, какую именно роль оказывает семья на формирование и развитие самооценки ребенка?
(Ответы родителей)
8 СЛАЙД
Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале – это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем – к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но и ощущать уважение с их стороны, возникает необходимость во взаимопонимании. От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе. Неоправданно частое занижение родителями реальных и мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень достижения цели. В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент. Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности, но при этом не предполагается, что родители перестанут давать беспристрастную оценку его поступкам. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют самооценку. У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.
Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать ребенку те личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не занижая их и в то же время не завышая. Неадекватная заниженная самооценка тоже будет давать положительный результат, так как ребёнок будет с большей строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать своё место в жизни. А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать совсем противоположный результат по сравнению с адекватной и неадекватной заниженной самооценкой.
Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей и не только. Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.
9 СЛАЙД
После поступления ребенка в школу в его жизни открывается новый этап взросления, а значит продолжает формироваться его самооценка уже в коллективе сверстников и учителей. И часто родители начинают задаваться вопросом , о том как же влияет школьная отметка на развитие и формирование самооценки ребенка.
Поступление в школу ставит ребёнка в новое положение в семье; у него появляются обязанности – и с этим считаются близкие. Родители интересуются его школьной жизнью, контролируют выполнение домашнего задания; хвалят за хорошие отметки, за положительные достижения и осуждают, если ребенок получает низкие отметки.
10 СЛАЙД
В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает требовательность к себе.
Ребёнок нуждается в постоянной поддержке родителей. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах, серьёзное отношение к достижениям и трудностям помогут ученику.
Не забывайте напоминать о школьных правилах и необходимости их соблюдать.
Составьте вместе распорядок дня, а затем следите за выполнением.
Когда человек учится, у него может что-то не получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
Не пропускайте трудности. При необходимости обращайтесь за помощью к специалистам: классному руководителю, психологу.
Поддерживайте ребёнка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Похвала способна повысить интеллектуальные достижения.
11 СЛАЙД
В завершение родительского собрания хотелось бы процитировать Иоганна Аольфганга фон Гёте:
«Если ты потерял состояние, то ты ещё ничего не потерял: состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу - и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял всё!».
Так помогите же своему ребёнку обрести себя!
Страничка теста по Дембо-Рубинштейну
В предверии родительского собрания в классе была проведена диагностика самооценки учащихся. Всего было протестировано 25 человек. Процент детей с заниженной самооценкой составил 4% (1 человек), адекватной – 16% (4 чел.) и завышенной самооценкой – 28% (7 чел.). В результате тестирования было выявлено 56% учеников (14 чел.), имеющих тенденцию к завышению своей самооценки.
Учитель: - Сейчас я предлагаю ответить вам на несколько вопросов относительно нашей встречи.
Родители работают с анкетой, состоящей из 5 вопросов:
1. Является ли актуальной тема, заявленная сегодня? Да Нет2. Узнали ли Вы что-то новое сегодня? Да Нет3. Является ли полезной информация, услышанная Вами сегодня? Да Нет4. Какую тему Вы хотели бы услышать и проработать при следующей нашей встрече?____________________________________________________________________5.Предложения и пожелания____________________________________________ ____________________________________________________________________
Учитель: – Спасибо за внимание. Я обязательно учту ваши предложения и комментарии. Надеюсь, наш разговор принесет вам пользу в воспитании ваших детей и в формировании их самооценки.
Заголовок 115