Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» для учащихся 2 класса


Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество»
для учащихся 2 класса
1. Пояснительная записка
Программа составлена на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество». Курс внеурочной деятельности (ФГОС) 1-4 класс «Легион» Ростов – на Дону 2013г..Допущена к использованию в образовательном процессе приказом Минобрнауки России №729 от 14.12.2009
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка. Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время — это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей, так как цели и задачи научно-познавательной и художественно- эстетической деятельности, учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Поэтому деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций, обучающихся в определённых предметных областях, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других, и этим данная программа отличается от имеющихся. Научно- познавательная и художественно- эстетическая деятельность учащихся в рамках программы организуется таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческой, познавательной, игровой — обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
1.1.Общая характеристика учебного предмета.
Цели и задачи курса «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество»
- Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
-Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов, учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи программы:
- Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
- Формирование положительной «Яконцепции».
-Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
- Развитие навыков рефлексивных действий.
- Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно­прикладного творчества.
- Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.
1.2.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Направленность программы — научно -познавательная и художественно- эстетическая. Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Программа рассчитана на 34 часа во 2 классе (1 раз в неделю).
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъективность, результативность, партнерство, творчество и успех.1.3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного
предмета.
Ценность жизни- признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, научно-познавательного сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознавании себя частью природного мира- частью живой и неживой природы.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности- любви.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
2 класс
Личностными результатами изучения курса «РОСТ» во 2 классе является формирование следующих умений:
преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет
или вопрос;
ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной
точки зрения.
учет разных мнений и умение обосновать собственное;
умение договариваться, находить общее решение.
Метапредметными результатами изучения курса «РОСТ» во 2 классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
преодоление импульсивности, непроизвольности;
форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная; речевая, умственная;
степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).
Познавательные УУД:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельнымдостраиванием восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;
классификации объектов;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
умение структурировать знания;
Коммуникативные УУД:
преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет
или вопрос;
ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной
точки зрения.
учет разных мнений и умение обосновать собственное;
умение договариваться, находить общее решение.
Предметными результатами изучения курса «РОСТ» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Формы подведения итогов реализации программы.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
3.Содержание курса
2-й класс – 34 часа
В силу возрастных особенностей ребёнку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные виды заданий:
- динамические – развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата;
- познавательно-логические;
- коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – язык, губы и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук. Это упражнение «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и другие.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированная.
Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование, рисование), игровые.Основные этапы занятий
1) «Отгадай загадку» (задание № 1 в каждом занятии)
Основная задача этого этапа — подготовить ребёнка к активной деятельности. Загадки рассчитаны на кругозор, сообразительность, быстроту реакции, развивают ассоциативность мышления. Как правило, одна из загадок (обычно четвёртая) предполагает неоднозначный ответ.
2) Задачи, развивающие логику, направленные на развитие умений анализировать, сравнивать, ориентироваться в пространстве (№ 2).
3) «Поиграем с пальчиками» (№ 3)
Упражнения для ладоней и пальцев, развивающие мелкую моторику рук и воображение. В этом пособии приведены примеры, как можно выполнить данные задания, но необходимо помнить, что предпочтительнее, если ребёнок сам придумает и воплотит предлагаемый образ. Единственное ограничение — в упражнении должны быть преимущественно задействованы ладони и пальцы.
4) «Нестандартные задачи» (№ 4, 5) Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Задачи на применение знаний в новой ситуации, развитие умения видеть закономерности, причинно-следственные связи и ориентироваться в пространстве.
5) «Весёлая зарядка» (№ 6) Предлагаются упражнения, позволяющие развивать двигательную способность ребёнка, воображение, умение встать на позицию другого, то есть «войти в образ». Следует поощрять во время этих упражнений фантазию — как моторную, так и речевую, разрешать и даже приветствовать громкие звуки (имитирующие крики животных или звуки механизмов).
6) Логопедические упражнения (№ 7, 8) Упражнения для развития лицевой мускулатуры и произнесение скороговорок и чистоговорок на определённый звук. Учитель должен сначала 2—3 раза прочитать скороговорку, соблюдая ударения и чётко произнося выделяемый звук. После этого 2—3 раза дети произносят её хором и после этого в паре произносят её по очереди. Это упражнение развивает коммуникативные способности (умение слушать партнёра).
7) Упражнения на развитие способности к мобилизации сил, внимания, памяти, коммуникативных способностей (№ 9).
8) «Помоги художнику» (№ 10). Упражнения на развитие воображения, творческих способностей, самовыражение. По завершении каждого занятия (дня) ребёнку предлагается самостоятельно оценить свою работу, развивая тем самым личностные УУД.
9) Исследовательские задания и игры (задание №11). Упражнения на развитие способности к мобилизации сил, внимания, памяти, коммуникативных УУД. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. По завершении каждого занятия (дня) ребёнку предлагается самостоятельно оценить свою работу, развивая тем самым личностные УУД.
Краткое содержание курса
№ занятия Содержание занятия и развиваемые способности Количество часов Практические работы
1 Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок. 1 1
2 Развитие концентрации внимания. Развитие умения выдвигать гипотезы. 1 1
3 Развитие аналитических способностей. Развитие мышления. Развитие умения видеть проблему. 1 1
4 Развитие концентрации внимания. Развитие умения классифицировать. 1 1
5 Совершенствование мыслительных операций. Тренировка умения ставить вопросы. 1 1
6 Изготовление поделок из бумаги: бабочки и «звёздочки счастья». 1 1
7 Творческая работа по изготовлению композиций из бабочек и звёздочек. 1 1
8 Совершенствование воображения. Развитие умения классифицировать. 1 1
9 Развитие аналитических способностей. Развитие умения выдвигать гипотезы. 1 1
10 Развитие концентрации внимания Развитие умения видеть проблему. 1 1
11 Тренировка зрительной памяти. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Бери – раз, два или три». 1 1
12 Развитие концентрации внимания. Развитие умения классифицировать. 1 1
13 Изготовление новогодних гирлянд. 1 1
14 Творческая работа по изготовлению новогодних украшений из бумаги. 1 1
15 Развитие аналитических способностей и умения ставить вопросы 1 1
16 Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения классифицировать. 1 1
17 Развитие мышления. Тренировка умения видеть проблему и удерживать различные точки зрения. 1 1
18 Тренировка зрительной памяти. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Зачеркни квадрат» 1 1
19 Совершенствование мыслительных операций. Тренировка умения высказывать гипотезы. 1 1
20 Знакомство с комбинаторными задачами. Умение определять понятия. 1 1
21 Практическая работа. Изготовление коробочек для подарков без клея. 1 1
22 Творческая работа по изготовлению корзинки для подарков. 1 1
23 Развитие коммуникативных навыков в парной игре на поле для игры в бриджит1 1
24 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Умение определять понятия. 1 1
25 Развитие коммуникативных навыков в командной игре 1 1
26 Развитие умения классифицировать. Развитие мышления. 1 1
27 Развитие аналитических способностей. Тренировка умения высказывать гипотезы. 1 1
28 Тренировка умения работать с информацией. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «окружение». 1 1
29 Развитие коммуникативных навыков в командной игре. Танграм — работа по конструированию 1 1
30 Развитие аналитических способностей. Тренировка умения высказывать гипотезы. 1 1
31 Тренировка умения видеть проблему и удерживать различные точки зрения. 1 1
32 Тренировка умения работать с информацией. 1 1
33 Тренировка умения удерживать различные точки зрения, развитие воображения. 1 1
34 Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года. 1 1
Итого: 34 часа
Практических работ – 34 ч. 34 34
4. Перечень учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса
Для осуществления образовательного процесса по курсу «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» необходимы следующие принадлежности
• материалы для оформления и детского творчества;
• наличие канцелярских принадлежностей – цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т.д.,
• компьютер, принтер, сканер, интерактивная доска,
• рабочие тетради для ученика, поурочные разработки для учителя.
5.Список литературы.
• Биран В. П. «Великое счастье — хорошо видеть» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.stimed.net/node/40• Воробьёва Т.А. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. – СПб: Издательский дом «Литера», 2010г.
• Гвоздева Е., Плотникова Н. Волшебные лабиринты. — М.: Речь, 2011.
• Гурьев А. Большая книга игр и головоломок для умного ребёнка. — М.: Ридерз Дайджест, 2006.
• Детские уроки [Электронный ресурс]. —Режим доступа: http://www.babylessons.ru/igragolovolomkatangram/• Домашний handmade. Идеи со всего мира. Упаковки с выкройками [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://hmhome.ru/2011/02/13/upakovkisvykrojkami/
•.  Коннова Е.Г., РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 2-й класс. Индивидуальная тетрадь школьника. – Ростов н/Д: Легион, 2014.
• Коннова Е.Г., РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 2-й класс. Пособие для учителей и родителей. – Ростов н/Д: Легион, 2014.
• Перельман Я. И. Весёлые задачки и головоломки. — М.: АСТ, 2010.
• Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. — Самара: Дом Фёдорова, 2011.
• Федин С. В стране головоломок. Магические квадраты, игры со словами, числовые ребусы, кроссворды, лабиринты. — М.: Ридерз Дайджест, 2008.
• Чуковский К. И. От двух до пяти. — М.: Педагогика, 1990.