План урока по русскому языку на тему Написание существительных с суффиксом -ищ-(3 класс)
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный
Сегодня на уроке мы будем не просто учениками, мы будем исследователями.
Подведение к теме урока.
Формулировка темы урока.
Вступительное слово учителя:
-А. Н. Толстой записал много русских народных сказок. Одна из них «Заяц - хваста».
2) Ведёт подводящий диалог:
- Чем хвастался заяц?
- С каким значением в словах используется суффикс - ищ-?
3)Какие слова мы сегодня будем учиться писать?
1)Чтение сказки вполголоса
2)Участвуют в диалоге:
- Заяц хвастался усами, лапами, зубами. У него не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
- Суффикс – ищ - используется в словах с увеличительным значением: усищи, лапищи, зубищи.
- Мы будем писать слова с суффиксом – ищ-
Возникновение проблемной ситуации.
Формулировка цели урока.
1) Создаёт проблемную ситуацию:
- Давайте выпишем эти слова в столбик.
2) В каком числе стоят все слова? А давайте поставим их в единственное число.
3) Ведёт побуждающий диалог:
- Вы затрудняетесь в выборе правильного окончания?
- Значит, что мы сегодня должны узнать на уроке?
1) Записывают в тетради:
Усищи
лапищи
зубищи
2) усищ (- А-, -Е-), лапищ ( -А-, -Е -), зубищ ( -А-, -Е-).
В результате выполнения складывается ситуация затруднения: какую букву писать – А - или – Е - ?
- Мы должны узнать когда существительные с суффиксом – ищ - имеют окончание – А -, а когда –Е-
Поиск пути решения проблемы.
1)Ведёт диалог:
- что помогает нам на уроках русского языка в трудных ситуациях?
1) Участвуют в диалоге:
- можно прочитать правило в учебнике.
- можно заглянуть в словарь.
Работа по формулировке проблемы.
.
Формулировка проблемной ситуации:
-откройте Обратный словарь, найдите слова с суффиксом – ищ -
2) Что необычное вы обнаружили?
1)Рассматривают два столбика слов с суффиксом – ищ -.
- ища
- рыбища - зубище
- травища - медведище
- головища - дождище
- тетрадища - гвоздище
- бородища - холодище
- пылища - арбузище
- Слова- то одинаковые с суффиксом – ищ - ! Но одни слова оканчиваются на - А, а другие на - Е! Почему?
Решение проблемы
Организует исследовательскую деятельность:
Найдите слова на – А, на – ща-.
По цепочке читайте список слов и говорите, основы каких слов дали им жизнь.
- какого рода все слова, от основ которых образованы слова с суффиксом – ищ - ?
-Предположи, какого рода все получившиеся слова с суффиксом – ищ -?
- Понимаешь теперь, почему у них окончание – а?
Найдите слова на – Е, на – ищ -.
По цепочке читайте список слов и говорите, основы каких слов дали им жизнь.
- какого рода все слова, от основ которых образованы слова с суффиксом – ищ -?
-А как
·правильно сказать: мой больной зубище или моё больное зубище?
-Как ты скажешь: какой сильный морозище или моё сильное морозище?
- Сохраняет ли слово с суффиксом
– ищ - род того слова от основы которого оно образовано?
- В каких словах после суффикса – ищ- мы пишем окончание – Е - ?
1)Чтение слов по цепочке:
- слово рыбища образовано от основы
слова рыба (ж. р.)
- слово травища образовано от основы слова трава (ж.р.)
-Все получившиеся слова с – ищ- женского рода.
-Слова, образованные от основы женского рода с суффиксом – ищ- имеют окончания –А-.
Чтение слов по цепочке:
- слово зубище образовано от основы слова зуб (м. р.)
- Все слова мужского рода. А есть и слова среднего рода.
- мой больной зубище;
- какой сильный морозище.
- Слово с суффиксом – ищ - стоит в том же роде, что и слово, от основы которого оно образовано.
- Слова, образованные от основы мужского рода и среднего рода с суффиксом – ищ – имеют окончания – Е-.
Применение полученных знаний.
Предлагает задание:
У Олега Григорьева есть шуточный текст «Былина». Давайте прочитаем его.
« Два приятеля Славочка и Боренька мирно беседуют. Один сидит на скамеечке, другой - на заборчике. В руках у каждого - тетрадочка и карандашик. Потом они ссорятся, и всё сразу меняется. Теперь они не Славочка и Боренька, а Славищ и Борищ . Заборчик теперь- заборищ, а скамеечка- скамеищ... В руках у каждого - тетрадищ и карандащ .
2) Ведёт диалог:
- Как беседовали два приятеля?
- Что произошло между ними?
3) Запиши выделенные слова парами.
4) В чём разница значений слов в этих парах?
-Какая часть слова делает их значения разными?
Чтение текста.
Участвуют в диалоге:
- Два приятеля мирно беседовали.
- Потом они поссорились.
3) Запись в тетради:
Тетрадочка - тетрадищ
Карандашик - карандашищ
Славочка - Славищ
-Слова приобрели значение увеличения.
-Суффикс .
Рефлексивная деятельность учащихся
- Как быстрее и удобнее выполнить задание?
Совместное составление алгоритма.
Алгоритм написания окончаний е и а после суффикса – ищ - .
1шаг. Есть затруднение в написании окончания существительного после суффикса – ищ - ?
2 шаг. От основы какого слова образовано существительное?
3 шаг. Определи род.
4 шаг. Слова, образованные от основы мужского и среднего рода с суффиксом –ищ- имеют окончание е. Слова, образованные от основы женского рода с суффиксом –ищ- имеют окончание а.
Работа по алгоритму.
-Составим план, алгоритм написания слов с суффиксом – ищ-.
Подведение итога урока.
-В ходе нашего исследования, что мы выяснили?
- Мы узнали, когда в окончаниях существительных после суффикса – ищ - пишется окончание е, когда окончание – а.
Домашнее задание.
При выполнении домашнего задания, что нам поможет?
Составленный нами алгоритм.
15