Конспект урока по русскому языку на тему Написание существительных с суффиксом –ИЩ- (3 класс)


Конспект урока открытия новых знаний по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Написание существительных с суффиксом –ИЩ- (УМК «Перспективная начальная школа»)
Учитель: Ланчакова Н.П.
Цель урока : знакомство с написанием суффикса -ИЩ- имён существительных.
Задачи урока:
выяснить, что влияет на написание букв а и е после суффикса –ищ-;
сформулировать правило о правописании окончаний после суффикса –ищ-;
продолжить работу над словообразованием и морфемным анализом слов;
продолжить формирование умения работать со словарями;
развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать;
воспитывать умение общаться;
развивать самоконтроль и самооценку.
Регулятивные УУД: определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов, уметь осуществлять поиск информации в учебных словарях, понимать и преобразовывать информацию;
Познавательные УУД: участвовать в действиях интриги с целью решения коммуникативной задачи, обобщать языковые явления и формулировать выводы;
Коммуникативные УУД: владеть диалоговой формой речи, организовывать инициативное сотрудничество.
Средства обучения: учебник «Русский язык», 3 часть, 3 класс ( авторы М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова), учебник «Русский язык», 2 часть (Обратный словарь), Рабочая тетрадь №3, мультимедиа.
Ход урока:
1.Организационный момент
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Ребята, хотелось бы начать наш урок русского языка со слов К. Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» . И в этом мы с вами уже не раз убедились. Сегодня мы продолжим постигать новые тайны и делать открытия в нашем родном языке.
2. Минутка чистописания.
-Посмотрите, пожалуйста, и скажите, на какую часть слова похожи эти сочетания? ( Ответы: суффикс и окончание)
ИЩА ИЩЕ
-Запишем их в строчку как чистописание.
Актуализация знаний.
Игра «Выбери верное выражение»
Суффикс – это…
- маленькое слово
- часть слова
2. Суффикс служит…
- для образования новых слов
- для связи слов в предложении
3. Суффикс стоит…
- после корня
- перед корнем
4. Суффикс…
- не имеет значение
- имеет значение
- Как нам могут помочь эти знания? (безошибочно найти в слове суффикс)
3.Постановка проблемы .Диалог героев учебника( АнишитЙокоповна и Миша – герои, которые сопровождают нас в УМК « Перспективная начальная школа»).
-АнишитЙокоповна!!! Я такое обнаружил!..- Миша даже не мог толком сказать, что же он обнаружил. Только всё показывал два столбика слов в Обратном словаре. В первом столбике были слова на –А, на –ИЩА, а во втором- на –Е, на –ИЩЕ.
-Хотите узнать, что это за слова? Найдём их в словаре. ( Учащиеся открывают Обратный словарь учебник «Русский язык» 2 ч.)
-Слова-то одинаковые- с суффиксом – ищ- ! - Не мог успокоиться Миша. – Но одни слова оканчиваются на – а, а другие - на –е! Почему?
-Действительно, почему? (Постановка проблемы). Хотите поразмышлять и попробовать ответить на этот вопрос самостоятельно? (Ребята высказываются, предполагают).
-Сможете назвать тему урока? ( После ответов ребят, открываю название темы на доске.)
Написание существительных с суффиксом –ИЩ-
-Поставим цель, к которой будем стремиться на уроке. (Учащиеся ставят цель- узнать, когда после суффикса –ИЩ- пишется –А, а когда- Е).
-Посмотрим, что мы должны уметь делать на уроке, чтобы достичь цели. Ребята перечисляют этапы работы по учебнику: Слайд
работать в Обратном словаре;
работать по цепочке;
обсуждать;
делать выводы;
сравнивать наши выводы и правила Летучей мыши;
выполнение упражнений для закрепления;
4. Поиск решения проблемы. Ребята выполняют №90 и №91 из учебника « Русский язык» 3ч. и 2ч. 3 класс.
№90 Цель упражнения: наблюдение и анализ, почему у существительных женского рода с суффиксом –ищ- пишется окончание –а.
рыбища – рыба (ж.р.)
травища – трава (ж.р.)
………………….
ручища – рука (ж.р.)
-Скажите, какого РОДА все слова, ОТ ОСНОВ КОТОРЫХ образованы слова с суффиксом –ищ-? (Это слова женского рода).
-Предположи, какого рода все получившиеся слова с суффиксом – ищ -? (Высказывания детей. Все слова ж.р.).-Понимаете теперь, почему у них окончание – а?( Вывод)
№91 Цель упражнения: выяснение, почему у существительных мужского и среднего рода с суффиксом –ищ- пишется окончание –е.
-По цепочке читайте список и говорите, от основ каких других слов они образованы. Сразу называйте РОД слова-родителя. (Например: слово зубище-от основы слова зуб/ , зуб- мужского рода).
медведище – медведь (м.р.)
дождище – дождь (м.р.)
……………………..
паучище – паук (м.р.)
-Скажите, какого рода большая часть слов, ОТ ОСНОВ КОТОРЫХ образованы слова с суффиксом –ищ-? ( Мужского рода).
-А какого рода оставшиеся слова? ( Среднего рода).
чудище – чудо (с.р.) окнище плечище страшилищеднище – дно (с.р.)
-Миша обнаружил 5 слов среднего рода, а вы? (5).
-Как вы скажите: мой больной зубище или моё больное зубище?
-Как вы скажите, какой сильный морозище или какое сильное морозище?
-Договоритесь с соседом по парте о том, кто какое словосочетание будет объяснять. (Работа в парах). Проверка доказательств.
5. -Сделаем выводы:
-Сохраняет ли слово с суффиксом –ищ- РОД того слова, ОТ ОСНОВЫ КОТОРОГО оно образовано? (Да).
-Одинаковые ли окончания у слов м.р. и с.р. с этим суффиксом? (Да). Какие?(-е)
-Сравним наши выводы с правилом Летучей мыши. ( с. 81)
Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –а-, если слово, от основы которого оно образовано,(какого РОДА?)…рода (Ответ: женского рода)
Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –е-, если слово, от основы которого оно образовано,(какого РОДА?)… и … рода (Ответ: мужского и среднего рода)
6. Физкультминутка
7.Закрепление знаний. Слайд
У Олега Григорьева есть шуточный текст «Былина», давайте послушаем. Учащиеся выполняют №92 по заданию. Работа с родственными словами:
тетрадочка – тетрадища – тетрадь
карандашик – карандашище – карандаш
Славочка – Славище – Слава
Боренька – Борище – Боря
скамеечка – скамеища – скамья
Указываем род исходного слова. Разбираем слова по составу.(1 ученик у доски выполняет морфемный анализ слов 1 и 2 столбика). Проверка. Самооценка. (На полях тетради дети оценивают себя разноцветными кружками: красный – получилось всё как хотелось, нет ошибок; жёлтый – не всё получилось, как хотелось, 1-2 ошибки; синий – более 3 ошибок).Игра «Выбери свое место».
421068590170-а149352076835-еНа доске:
Дети выходят по очереди, вытягивают карточку со словом и доказывают вставленное окончание. Занимают место под выбранной буквой.
СЛОВА: хвостище, глазище, ножища, бычище, грязища, избища, письмище (измени слово с помощью суффикса –ищ- и докажи окончание, чтобы попасть в команду)
8.Самостоятельная работа Слайд №93.Из текста надо выписать все выделенные слова в начальной форме. Рядом с каждым словом надо написать слово, от основы которого оно образовано. Укажи род исходного слова.
Проверка. Самооценка.
-Миша написал такие окончания: папище, мамища.
Маша написала так: папища, мамища.
-С кем ты соглашаешься? (Высказывания детей). Кто из ребят лучше понял правило? (Миша).
- Молодцы. А сейчас я предлагаю вам выполнить следующую работу. У вас у каждого на столе карточки разного цвета. (ЖЕЛТЫЙ- легкий уровень, СИНИЙ- средний, ЗЕЛЕНЫЙ – высокий уровень)
ЖЕЛТЫЙ
Допиши окончания, используя алгоритм.
Котищ…, тучищ…, жилищ…, хвостищ…, пылищ…, плечищ…
СИНИЙ
От слов образуй однокоренные слова с помощью суффикса –ищ
гвоздь – сапог-
окно- дно-
грязь - яма-
ЗЕЛЁНЫЙ
Отгадай загадки. Запиши слова с суффиксом –ищ- каждого рода. Заполни таблицу.
Мужской род Средний род Женский род
1) Под мостиком
виляет хвостиком.
(рыбища)
2) Без рук, без ног,
а ворота отворяет.
(ветрище)
3) К нам приехали с бахчи
полосатые мячи.
(арбузище)
4) Глазищи, усищи, когтищи, хвостище,
а моется всех чище.
(котище)
5) Зимой заклеено оно,А летом открывается.Оно кончается на «О»И так же начинается.
(окнище)
Проверка. Слайд
- Давайте похвалим друг друга за хорошую работу, пожмите друг другу руку
9 .Домашнее задание в тпо№45 (по заданию).
10. Рефлексия.
-Какую цель мы поставили в начале урока?
-Мы достигли цели?
- Вы теперь знаете, когда после суффикса –ищ- пишется –а ,а когда –е ? (Ответы).
-Закончите предложение: Слайд
*На сегодняшнем уроке
я понял(а)…
я узнал(а)…
*Я похвалил(а) бы себя…
*Быдо интересно…
*Было трудно…

Самоанализ урока.
Урок русского языка по теме «Написание существительных с суффиксом -ищ- является изучением нового материала. Дидактическое обеспечение и дидактические задачи соответствуют содержанию и структуре урока. Выбраны оптимальные методы и приёмы для решения поставленных целей и задач. Урок построен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, использованы разнообразные виды деятельности: коллективная, парная, индивидуальная, фронтальная для формирования метапредметных УУД, получения и применения нового знания. Вопросы, задания и упражнения отличаются практической направленностью.
При обучении новому знанию, я использовала проблемную ситуацию учебника с целью: привлечь внимание учащихся к данной теме, вызвать у них познавательный интерес, поставить их в ситуацию выбора, преодоление которого активизировало бы их мыслительную деятельность, обнаружило бы противоречие между знанием и незнанием. Учащимся надо было определить план поиска путей выхода из проблемной ситуации – через активную познавательную деятельность(выполнение задания).Проблемный вопрос имеет связь с ранее усвоенными знаниями и понятиями. Чтобы отследить границу знания и незнания на проблемном этапе урока была организована работа по цепочке с использованием Обратного словаря, дети самостоятельно формулировали задачи урока, так как им очень хотелось, в очередной раз, помочь Мише. Дальнейшая работа в парах развивала коммуникативные умения младших школьников, выслушать товарища и придти к одному мнению, здесь был включён и соревновательный элемент для активизации познавательной деятельности детей, всем хотелось быть лучшими, чтобы провести физминутку. Учащимся было необходимо провести поисковые действия, найти способы для решения поставленной проблемы. В дальнейшем самостоятельная работа была направлена на формирование умения – применить полученные знания на практике, целью которой было практическое осознание нового знания. На этапе рефлексии, при проведении самооценки, учащиеся осознают личную ответственность за результаты своего труда, это отслеживалось при заполнении волшебных линеечек. Учебная задача данного урока была выполнена.Урок своей цели достиг.
Главное преимущество « Технологии проблемного обучения» состоит в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы. Убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет право искать и находить свой ответ, отстаивать своё мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.
Итак, применяя на уроке технологию «Проблемное обучение в начальной школе», учитель выполняет одну из важных задач новых стандартов образования- формирование у учащихся метапредметных УУД, развивая самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности, специально организованной учителем в процессе обучения. Однако эффективное развитие творческого мышления может обеспечить лишь система работы учителя по применению данной технологии.