Урок литературы «Любовь ещё, быть может…»

МБОУ СОШ №55









Урок по литературе в 9 классе
на тему:

«Любовь ещё, быть может»

(По творчеству А. С. Пушкина)









Учитель русского языка
и литературы МОУ СОШ №55
Едрышева Марина Николаевна













Воронеж

Цель урока:
показать, насколько многообразна любовь в лирике А. С. Пушкина.

Задачи урока:
совершенствовать навыки анализа лирического произведения;
воспитывать верное восприятие и понимание чувства любви;
расширять кругозор учащихся.
прививать интерес к изучению литературы;
воздействовать на восприятие детей с помощью классической музыки.

Оборудование и наглядность:

Мультимедийная презентация.
МП3-проигрыватель.
Музыкальное сопровождение (Г. В. Свиридов «Романс»).
Портреты

Учебник:
Литература. 9 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2008.


















Ход урока
Титульный слайд №1
1.Вступительное слово учителя.
Страшная история о черном доме и о печальном человеке, к которому пришла любовь.
В далёком-далёком городе, в котором все дома были построены из бетонных серых плит, в чёрном-чёрном доме, в тёмной-тёмной комнате сидел печальный человек. Его пустой взгляд был направлен в одну точку, а в голове его роились тягостные мыслиНо вдруг скрипнула дверь, и в этот чёрный дом, в эту тёмную комнату, к этому печальному человеку пришла любовь, и всё преобразилось вокруг. Весь город, весь дом наполнился ярким светом, а жизнь человека приобрела смысл.
К кому-то любовь приходит тихой поступью, а к кому-то вихрем врывается в жизнь и кружит, кружит
- О чём мы сегодня будем с вами говорить на уроке?

2. Эпиграф к уроку.
Слайд №2 «Эпиграф»
Любовь для высоконравственной натуры – то же, что Солнце для Земли.
Оноре де Бальзак
- Почему, как солнце?
3.Объявление темы и цели урока.
Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, что представляет собой любовь, какой она бывает на примере лирики величайшего русского классика А. С. Пушкина. Поговорим о том, нужна ли любовь человеку. А может быть, она приносит нам только страдания?

Анализ стихотворений. Обсуждение разностороннего проявления любви.
Слайд №3 « К Наталье»
Стихотворение «К Наталье». Это самое раннее из дошедших до нас стихотворений Пушкина. При жизни поэта не публиковалось. Обращено к крепостной актрисе домашнего театра графа В. Толстого в Царском Селе.
Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон;
Сердце страстное пленилось;
Признаюсь – и я влюблён!
Пролетело счастья время,
Как, любви не зная бремя,
Я живал да попевал
Я писал карикатуру
На любезный женский пол;
Но напрасно я смеялся,
Наконец и сам попался,
Сам, увы! С ума сошёл.
- «Что за птица Купидон»?
- Какое настроение создаёт у нас это стихотворение? Какое это стихотворение по тональности? ( Весёлое, грустное, шуточное, серьёзное?)
- Что нам позволяет именно так воспринимать это стихотворение? ( шуточные выражения «птица Купидон», «живал да попевал», «писал карикатуру», «с ума сошёл»).
- Какая любовь показана в этом стихотворении? (Любовь-увлечение, любовь- момент, лёгкая форма любви).
Вывод.
Лексические средства создают особое настроение для восприятия стихотворения.
Мы, люди, живущие в 21 веке, улавливаем настроение, созданное Пушкиным, жившим два века назад.

Слайд №4 «Души моей царицы» Е. К. Воронцова.
Музыка В. Г. Свиридова « Романс».
Чтение стихотворения « Сожжённое письмо» (1825).

Это портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, ещё одной любимой женщины А. С. Пушкина.
- Что бы вы могли сказать об этой женщине, глядя на портрет?

Она была одноиз привлекательнейших женщин своего времени. Она была женственна, грациозна, обаятельна. Была приветливым человеком. Её обожали многие. Издавна считается, что такие пушкинские шедевры, как «Сож. Письмо», «Талисман», «Ангел» вдохновлены именно чувством к Воронцовой. Есть мнение, что Пушкин был удалён из Одессы, где познакомился с Е.К., из-за ревности её мужа. На прощание она подарила поэту свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликовым камнем.
- О чём стихотворение «Сожжённое письмо»?
- Почему поэт обращается к письму, как к живому существу? Чем является письмо для лирического героя? ( Оно не просто – лист бумаги, Это письмо от любимой).
- Какой показана любовь в этом стихотворении? ( Трагична, мучительна, это любовь-страдание).

- Трудна такая любовь? Нужна ли она человеку? Приносит такая л. Пользу или только вредит и губит?

Слайд №5 А. П. Керн. (1825)
Пушкин когда-то познакомился Керн в доме Олениных и в Петербурге и нашёл её очень милой. После этого молодые люди не виделись шесть лет. Увидев вновь Анну, поэт потерял покой. Внезапно вспыхнувшая любовь всецело поглотила его.
Перед отъездом Анны в Ригу Пушкин протянул ей вчетверо сложенный листок почтовой бумаги. Она развернула его и прочла:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
- Какая любовь нарисована поэтом в этом стихотворении? Какие бы вы подобрали прилагательные для описания? ( Светлая, чистая, это любовь-озарение).

Стих. «Я вас любил: любовь ещё, быть может» (1820).
Чтение стихотворения.

- В первой строке есть глагол «любил». В каком времени он употреблён? ( В прош. Времени – суф. «л», действие до момента речи).
- Читаем текст далее. А какое значение этому глаголу придают слова «любовь ещё быть может, в душе моей угасла не совсем»?
- Чего желает своей возлюбленной герой? ( «Любимой быть другим»).
- Легко ли ему это желать?
- Какая любовь изображена в этом стихотворении? Если любит только один, какая это любовь? ( Безответная любовь).

Слайд № 6 Н. Н. Гончарова.
- Узнаёте ли вы эту женщину на портрете?
- Вам известно что-нибудь о знакомстве Пушкина и Гончаровой?
- Какое стихотворение связано с именем Натальи Николаевны?

Чтение стихотворения «На холмах Грузии».
- о чём это стихотворение? Что чувствует герой? Каково ему сейчас?
- Душевное состояние героя подчёркивается разными, но сходно звучащими словами в стихотворении. Какими? ( Грузия – грустно).
Поэт тонко на фонетическом уровне подчёркивает внутреннее состояние.

- Какой показана здесь любовь? ( Любовь-печаль, любовь-грусть).

Возвращаясь к эпиграфу, можно сказать, что для А. С. Пушкина любовь - как Солнце для Земли. Земля без солнца – это могила.

6.Итог урока.
- Любовь – это однородное чувство? Оно одинаково у всех?
- Можно прожить без любви?
- А для вас любовь – как Солнце для Земли?

7. Оценка. Благодарность за урок.
8.Рефлексия.



Приложение 1.
Самоанализ урока литературы на тему « Любовь ещё, быть может»
Едрышевой М. Н.

1.В основе урока – выяснение специфики такого сложного чувства, как любовь на примере лирики А. С. Пушкина. Ведь любовная лирика изучается в школе не только для общего развития, она является примером того, что любовь – чувство светлое, возвышенное. Особое воспитательное значение изучение любовной лирики Пушкина приобретает в наше время, когда многие высоконравственные понятия искажаются.

2.В самом начале урока – интрига. История о мрачном городе и несчастном человеке, живущем в нём, на некоторое мгновение уводит детей от понимания, что урок посвящён лирике Пушкина, которую они изучают не первый урок.

3.Проблемно-познавательное задание предполагает размышление над серьёзным вопросом, который важен не только для данного урока, но для самой жизни любого из нас.

4.Этот урок имеет связь с другими уроками, которые раскрывают особенности пушкинской лирики, показывают её тематическое разнообразие.

5. Особое значение на уроке имеет межпредметная связь литературы с такими дисциплинами, как:
русский язык, который на уроках литературы помогает при анализе произведений (в данном случае лирических);
живопись, которая помогает «оживить» когда- то любившего Пушкина и его самых известных женщин, помогает ярко представить всех людей, живших два века назад;
музыка, которая способна мощно воздействовать на восприятие литературных произведений, затрагивает самые тайные струны человеческой души.

6.Форма урока – анализ лирического текста, включающий исследование смыслового и частично языкового уровней.

7. На уроке имеет место сопоставительный анализ, так как представлены стихотворения разных лет написания, и чувство, переданное в этих произведениях, имеет разные грани.

8.Немаловажное значение на данном уроке имеет:
- развитие умения анализировать художественный текст через решение
познавательных задач и проблемных вопросов;
- развитие речи учащихся;
- развитие ассоциативного мышления;
- выразительное чтение стихотворений.
9. Урок литературы нельзя сводить к одному анализу произведений, ведь литература – это прежде всего учебник жизни, по которому дети учатся думать, чувствовать, жить.





























13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 115