Конспект урока по ИЗО для 5 класса «Русский народный праздничный костюм»
План-конспект урока по изобразительному искусству
5 класс.
Тип урока
Открытие новых знаний
Тема урока
Русский народный женский праздничный костюм.
Цель урока
Сформировать у учащихся представление о “Русском народном праздничном женском костюме”
Задачи
1.Овладеть знаниями об истории и традициях русского народного костюма, навыками в самостоятельном составлении костюмного комплекса.
2.Развить представления о русском искусстве и декоративно-прикладном искусстве в частности как о могучем источнике красоты, доброты и счастья.
3. Воспитывать уважение к народным традициям, к культурному наследию своей страны.
Оборудование для учителя
Средства ИКТ, зрительный ряд - различные виды плакатов, аудиозаписи, творческие работы учащихся, пословицы на доске, панно с изображением сельской площади.
Оборудование для учащихся
Бумага, клей, ножницы, краски, кисти, шаблоны человеческих фигурок.
Ход урока
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приветствие, проверка готовности учеников к уроку
Мотивация
3минуты
Показ 1-ого слайда презентации: "На пашне. Весна" Венецианова
-Как вы думаете, что здесь изображено?
-Почему так написал художник?
-Давайте разберемся в сути противоречия
Ответы учащихся
Возникает противоречие между имеющимися знаниями и увиденным.
Актуализация
7минут
- У каждого народа есть праздники?
- Что они могут раскрыть, рассказать о народе?
-Что вы знаете о праздниках на Руси?
Включается музыкальный фон
-Какие эмоции возникали у людей во время праздника?
Праздник – это не только песни и пляски.
- Чем еще отличается этот день от простых будней?/наряды/
Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома.
-Что вы теперь можете сказать о картине?
Ответы учащихся
- У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами. Каждый вечер люди разных возрастов собирались вечером у кого-то в избе и там пели и танцевали (плясали). Песенно-танцевальный репертуар был очень богатым и разнообразным. На все времена года, на все календарные праздники были свои песни, игры, танцы, забавы, потешки.
Согласно древним поверьям, одетая в богатый праздничный костюм женщина способна благотворно влиять на землю, дарующую богатый урожай
Открытие нового знания
10минут
Нам, россиянам, русского костюмаИсторию полезно очень знать!Костюм о людях призовет подумать,О быте, нравах может рассказать.
- Внимание на экран, сейчас мы посмотрим, как изображали русских красавиц в праздничной одежде наши известные художники (просмотр презентации .
-Назовите составные части русского праздничного костюма
-Какой элемент одежды шили из целого куска полотнища, длинной до пят, по подолу, рукавам и вороту украшали вышивкой
– Как украшали русские праздничные костюмы
– Какими цветами отличались костюмы
– Чем можно объяснить выбор такого цвета
– С чем связано разнообразие костюмов
– Что символизировал головной убор и подвесы к нему
-Чем была украшена праздничная одежда?
-Как по одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы?
Просмотр презентации, обсуждение
Ответы детей: кокошник, рубаха, сарафан, ожерелье
Рубаха
вышивкой, бисером
красный, золотой
символ солнца, красоты
(с местностью, достатком)
символ неба, дождя
Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде
Художественно-творческое задание
15 минут
-А теперь полученные знания мы с вами закрепим на практике. На этом уроке мы должны не только запомнить отличительные особенности русского женского праздничного костюма, но и самим научится украшать русскую народную женскую одежду. Откройте ваши наборы для практической работы, посмотрите в них лежит: лист картона для основы, фигурка куклы которую нужно одеть, материалы для оформления костюма, клей, кисточка для клея, ножницы. Приступаем к работе (музыка)
Выполнение практической творческой работы в материале
Рефлексия
5минут
Давайте подведем итоги нашего урока, для этого попрошу вас ответить, как вы понимаете следующие пословицы:
1.Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.
2.У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи, да чего хочешь положи.
3.Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк.
Выполнение коллективного панно: "Песни нашей Родины"
Ответы на вопросы. Составление коллективного панно
15