урок «Урало-сибирская роспись по керамике».
Пермский край г. Кунгур
МБОУ «СОШ №12»
учитель изобразительного искусства
Бабикова Светлана Аркадьевна
Тема урока «Урало-сибирская роспись по керамике».
Возраст обучающихся: 10 -11 лет (4 класс)
Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков урало-сибирской росписи
Вид урока: комбинированный
Цель урока:
Образовательный аспект - Научиться основным приёмам кистевой росписи при росписи объемной формы (модели), формировать умения пользоваться кистью при выполнении мазка.
Воспитательный аспект - Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры
Развивающий аспект - учить мыслить, фантазировать, пробуждать добрые чувства, развивать художественный вкус.
Планируемые результаты
Предметные
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
- Умение видеть форму, цвет, узор, передавать единство этих качеств в рисунках и объемных работах.
-Умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе урало-сибирской росписи.
-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.
Метапредметные результаты
- познавательные - знать историю урало-сибирской росписи.
- коммуникативные - выполнять фрагменты по мотивам урало - сибирской
росписи
- регулятивные - учиться работать по предложенному учителем плану,
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)
Учителю: Оригинальные образцы игрушек, посуды выполненные руками мастеров Кунгурского промысла, модели (макеты) цветные иллюстрации с изображением урало-сибирской росписью, открытки, таблицы с элементами узоров росписи.
Ученику: Рисунки, иллюстрации с изображением игрушек, опорные таблицы с элементами узоров урало-сибирской росписи, глиняные игрушки или бумажные модели посуды (из папье - маше) на каждую группу детей, , краски темперные и гуашевые, кисти, палитры, стаканчики-непроливайки, салфетки.
УМК (литературный ряд)
книга автора Круглова Ю. Г «Русские народные пословицы, поговорки, загадки»
УМК (музыкальный ряд)
- Вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;
Музыкальный фон, как сопровождение слов и действий учителя и как фон –во время самостоятельной работы учащихся.
Ход урока
Орг. момент
Занятие начинается с показа книги и отгадывания темы
Цель: познакомить детей с книгой «Русские народные пословицы, поговорки, загадки» автор составитель Круглов Ю.Г.
Ребята обратите внимание на мои руки.
Вопрос: Что у меня в руках? (книга),
Вопрос: Что написано на обложке? (автор Круглов Ю.Г. и то, что книга о пословицах, загадках).
А теперь мне хочется загадать вам загадку из этой книги, например:
На топтале был, на кружале был, на пожаре был, домой пришёл – семью кормил (горшок глиняный)
Этой загадкой мы с вами отгадали тему занятия. Она будет связана с посудой, изготовленной из глины. А сейчас, мы продолжим разговор о посуде, пройдя в наш маленький музей.
Изучение и повторение пройденного материала.
Цель: познакомить с техникой изготовления изделий из глины, формировать представление о том, что окружающая природа является реальной основой творчества народного мастера.
Тема экскурсии «История развития народного промысла в России, в г. Кунгуре.
Изделия художественного промысла прочно вошли в наш быт. Это ажурные платки, изысканные кружевные и вышитые изделия, керамика, резьба по дереву кости, ювелирные украшения и многое другое.
Современные художественные промыслы развиваются на основе традиций народного декоративно-прикладного искусства.
Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодёжь искусству, как вырезать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, плести кружево, изготовлять посуду и т. д.
Промыслами Россия всегда славилась. Среди множества народных традиций существует одно на столько сильное притягательное, что может, являться одним из главных, это глиняные изделия. Слово «керамика» - происходит от греческого «керамос» - глина.
Художественная керамика – это художественные издели
·я из глины других минеральных масс, одним из компонентов которых является глина.
Высокого уровня гончарное мастерство достигло в Киевской Руси, Москве, Петербурге, но особенно славилась Гжель. Гжель – это старинный гончарный район под Москвой, где делал не только посуду, но и глиняные игрушки. Поэтому вместе с гончарными промыслами, во многих уголках Росси сложились центры, специализировавшиеся на глиняной игрушке. К таким промыслам относится Дымковская, Филимоновская, Тульская и. д. (обратить внимание на выставку изделий).
На Урале гончарный промысел зародился с незапамятных времён. На поселениях Неволинском представлены находки обломков глиняной посуды 11-12 вв. Сельское население в Кунгурском уезде, в частности, деревнях Неволино, Шубино, Рубежово, Кишерти страдая от безземелья к началу 19 в. вынуждено было заниматься гончарным промыслом.
Гончарному промыслу способствовали условия – кругом находились залежи глины. Мастерству учились у дедов, отцов, перенимая их опыт и смекалку. Пользовались простым гончарным станком.
Вопрос: Ребята! А кто из вас знает, как изготавливают на гончарном круге из глины обыкновенную посуду?
Кусочек глины бросают на гончарный круг. Растягивают глину, придают ей необходимую форму. Когда изделие готово его оставляют вялится или подсушивать. Изделия сушат около 10 дней. Потом обжигают, чтобы испарить всю оставшеюся влагу и закрепить прочнее форму. После чего покрывают глазурью и снова обжигают в печи, только t воздуха ещё выше, чем была, она доходит до 1000 градусов тепла, изделие остужают. Сейчас керамические изделия расписывают специальными огнеупорными красками. Вопросы: А раньше, чем расписывали глиняные изделия? Кто из вас знает? (Цветной глиной). У нас много пород глины (жёлтая, чёрная, белая, коричневая). Назовите особенности Урало-Сибирской росписи, чем она отличается от других?
Свою продукцию гончары cбывали приезжим, сами отвозили в Кунгур на базар. К концу 19 века на Кунгурской земле существовало несколько фабрик, выпускаемых майоликовую керамику, принадлежащих: Фёдорову, бузину, Зыряновой, Агапову, Гусеву и многим другим. Так же начался выпуск редкой тогда фаянсовой посуды Аксёнова. После революции 1917 года фабрики были соединены в единую артель.
На сегодняшний день в Кунгуре существует завод художественных изделий, состоящий из двух участков: майоликового и фаянсового.
Специалистов, для этого художественного завода, готовит наш художественный лицей. Где ребята получают специальности ювелира, художника-оформителя, резьбы по дереву, росписи по керамике и другие.
Вот мы с вами, кратко познакомились с историей развития Урало-Сибирской росписи. А сейчас мы пройдём с вами в наш цех (художественный), где выполним роспись на наборе для питьевой воды. Набор, сделан руками ребят, из папье-маше.
Физкультминутка
Зарядка для кистей рук (встряхивать руками и сжимать и разжимать пальцы)
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
1,2,3,4,5.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.
4.Самостоятельная работа учащихся.
«Роспись набора для питьевой воды»
Цель: закрепить знания о народной росписи «Урало-Сибирской», содействовать развитию обще учебных умений и навыков.
Сейчас ребята разделятся на 3 бригады. Где каждая бригада будет выполнять свой этап работы 1 бригада – вьюн, 2 бригада – гребешки, 3 бригада – окантовку (приложение 9).
Самостоятельная работа детей. По ходу занятия проводится индивидуальная работа с учащимися.
Итог. По окончании занятия готовые работы выставляем на отдельный столик. Дети вместе с учителем проводят анализ работ: что получилось, а что нет? Что вызвало наибольший интерес?
Итог урока. Рефлексия.
Прекрасный мир
Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Всё то, что может радовать друзей.
Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера урало-сибирской росписи.
Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.
15