Урок по изобразительному искусству в 5 классе северный русский народный костюм. (программа Б. Неменского)


Безденежных Марина Викторовна,
учитель изобразительного искусства
МБОУ «Коношская СОШ»,
п. Коноша, Архангельская область
Урок изобразительного искусства в 5 классе
(программа Б. М. Неменского)
Цели : познакомить учащихся с особенностями разными видами русского северного костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны,
Задачи:
-формирование устойчивого интереса к произведениям русского народного искусства, представления о целостной картине мира человека эпохи Древней Руси через художественный образ произведений народного и декоративного искусства;
-развитие творческой активности, образного и конструктивного мышления учащихся;
-совершенствование навыков работы с живописными материалами,
-введение в активный словарь учащихся «старинных» слов и понятий;
-развитие навыков самостоятельной практической творческой деятельности.
Оборудование:
Мультимедийнай проектор, слайды репродукции с картин, экспонаты школьного музея, материалы клуба «Радушенька», набор открыток «Северный русский народный костюм», оформление доски «Уголок северной деревни», шаблоны (силуэты мужской и женской фигурок людей), выставка книг об истории русского костюма, учебники Б. Неменского «Изобразительное искусство 5 класс», словарь понятий старых слов, музыкальное сопровождение урока
Учитель: Сегодня мы поговорим о народном костюме на Руси. Знаете ли вы, что носили ваши предки?
“По одёжке встречают…” – эта поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, какое положение занимает. Такая “визитная карточка” позволяла сразу решить, как себя вести с незнакомцем и чего от него ждать.
Сейчас мы не пашем, не сеем, не прядем, не ткем, почти не вышиваем и не шьем. Ушла старинная традиция ручного творческого труда. Чаще всего мы надеваем то, что покупаем в магазине. А ведь нам от наших предков досталось огромное наследство, сделанное их руками. Оно копилось веками, и вкладывали русские люди в него не только свой труд, но и душу, свои мечты, надежды, радости и горести. Национальные костюмы создавались многими поколениями людей. Русский народный костюм привлекает нас своей простотой и мудростью, богатой отделкой, цветным орнаментом, интересными деталями. У каждого узора и покроя есть своя история. Это делает русский костюм уникальным.
Отделка костюма часто служила не только украшением, но и оберегала от зла. Женский костюм вводит нас в особый мир – мир хранительницы семейного очага, обычаев предков. Роль женщины в доме считалась очень важной, её простым хозяйственным делам придавался магический смысл. Праздничные костюмы создавались мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери. Основой женского и мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи, которую человек носил от рождения до смерти. Дети до 12 лет обычно носили рубахи ниже колена, а взрослые до пят. Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже, спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава. В древности в качестве первой пелёнки сыну служила рубаха отца, а дочери – рубаха матери. Она служила оберегом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей.
Старинный женский костюм можно разделить на два типа: южнорусский и северорусский.
Для северорусского комплекса характерен сарафан, душегрея или епанечка. Головной убор: кокошник. (слайд) Цвет – одна из главных эмоционально-образных характеристик костюма. На Руси «красный» означало и «красивый». «Красная девица» – нарядная, красивая. Основные цвета народного костюма – красный, синий, зелёный, малиновый. Но, когда наступал праздник, на женщинах было огромное разнообразие нарядов и украшений к ним. Готовя праздничную женскую рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны.Рукава, ворот, плечи и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента. Рубаху подпоясывали поясом. В народе говорили, что без пояса ходить грех. Пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он представлял собой окружность и являлся оберёгом. Впоследствии рубахи расшивали, украшали, и они стали называться сарафанами.Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству. Одежду украшали вышивкой, узорным ткачеством, различными нашивками, использовали речной жемчуг и рубленый перламутр. Образ русской красавицы не мог считаться полным без головного убора. Самым распространённым головным убором девушки был платок. Волосы девушки заплетали в косы, на голову надевали ленту или венец. Замужние женщины не могли ходить с непокрытой головой вне дома, волосы убирали под головной убор. В старину девушки могли также украшать голову лентой, а по праздникам надевали головные уборы разной формы: и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами. (слайд)
Русский мужской костюм также имел свои особенности. Главной частью мужского костюма была рубаха-косоворотка с воротником-стойкой или без него. Косовороткой она называлась потому, что разрез воротника был не посредине груди, а сбоку - косой. Рубаху шили обычно из домотканого белого холста. Иногда холст красили в синий или красный цвет. Белую же рубаху украшали красивой вышивкой - по низу рукавов, рубахи, по вороту. Рубаху подпоясывали длинным шерстяным цветным поясом. Мужчины носили рубаху и порты. Штаны были неширокими, из крашенного в синий или черный цвет холста. Праздничные штаны часто бывали в полоску. Штаны заправляли в сапоги или онучи с лаптями. Дети часто носили только рубахи.
Поверх нижней грубой рубахи в праздники надевали верхнюю из тонкого полотна..В вышивке обязательно отражались символы.(слайд) Узоры располагали по краю подола, рукавов, ворота, над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов как обереги. Смысл узора должен был соответствовать виду работ (в поле, по дому), меняли узоры, пришивая их к подолу рубахи. Девичий костюм был скромнее, чем у замужней женщины.
Южнорусский комплект отличался наличием понёвы, передника-занавески, поверх которых надевали навершник. Головные уборы: сорока кичка.(Слайд)
А теперь давайте посмотрим а на какие группы можно разделить костюмы. (работа по учебнику с. 50-54.) На ст. 50 изображена фотография рубахи-долгорукавки, распространенная на Русском Севере вспомните сказку про Василису Прекрасную, у которой после каждого взмаха рук появлялись озеро и лебеди) В нашем школьном музее благодаря хранителю музея Горчаковой Р. А. собран огромный материал о русском северном костюме. На нашей выставке представлены костюмы женской одежды из деревень Коношского района. Глядя на такие вещи как будто прикасаешься к прошлому.(выставка экспонатов музея)
Оказывается не только сами русские люди передавали по наследству свое творчество, свои умения, но русские художники отмечали несравненную красоту русских женщин в своих работах. (слайд)
Прошло время. Многие люди забыли, как одевались их деды и прадеды много лет назад. Теперь все чаще и чаще мы начинаем вспоминать свою историю. В наше время ни один праздник, то ли деревенский, то ли сельский не обходится без народных праздничных костюмов. Пусть не целиком, а какой-то элемент, но такие же интересные и красивые(слайды).
Практическая работа. Я предлагаю вам устроить праздник на нашей деревенской улице. Посмотрите, какая она безлюдная, праздник еще не наступил, но пройдет совсем немного времени и на нашей улице появится девичьи хороводы, молодецкие забавы. Будет весело и шумно. Хотите. Тогда за работу. Каждый из вас получит вот такой силуэт человека. Ваша задача, используя всю свою фантазию, все свое творчество одеть в праздничный наряд наших кукол.
Самостоятельная работа детей. Звучит русская народная музыка.
Помним о том, что каждая женщина хочет быть на празднике самой красивой. Дети расписывают красками костюмы, добавляя лицо, мелкие детали.
К концу урока все силуэты заполняют сельскую улицу.(рефлексия)
Знакомство с выставкой книг.
Итог урока