Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения


МБОУ «Колодезянская школа»
Красногвардейского района АР Крым
«Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения».

По страницам виртуального журнала
для просвещения родителей
подготовила педагог-психолог
I категории МБОУ
«Колодезянская школа»
Кедрич Марина Николаевна
2015
Тема: По страницам виртуального журнала «Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения» (просветительская работа родителей).
Цель:
Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.
Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.
Предоставить родителям возможность с помощью теста дополнить представление о себе как о родителе.
Форма проведения: путешествие по страницам виртуального журнала
Оборудование: Презентация “ “Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения”, памятки для родителей, карточки с ситуациями, карточки для теста “Роль родителя”, мультфильм «Мост».
Подготовительная работа к занятию: 
Подготовка ситуаций для анализа
Подготовка теста “Роль родителя”
Подготовка памятки для родителей.
Подготовка презентации.
Подготовка раздаточного материала для упражнений.
Ход занятия:
I.Вступление
1.Слово ведущего
       Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались сегодня вместе, чтобы обсудить наболевшие проблемы, поделиться успехами в воспитании собственных детей, приобрести багаж новых знаний, которые будут нам полезны в дальнейшей повседневной жизни. Мы всегда рады такому непосредственному общению, и не скрою, многому учимся у вас, ведь практический опыт каждой семьи поистине бесценен. Я думаю, что и вы, со своей стороны, рады видеть в окружающих единомышленников, добрых советчиков и помощников.
2. Упражнение «Знакомство».  1. Инструкция:
Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют по отчеству, без имени - Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейджике.
Сегодня на протяжении всей работы мы будем обращаться друг к другу только по этим именам.
Обращаю внимание на цитату.
Цитата: Хотите ли вы, не хотите ли, но дело, товарищи, в том, что, прежде всего вы — родители, а все остальное потом.
— Как вы понимаете это выражение? Подумаем об этом.
(Высказывания родителей.)
Подумайте, что есть такие удивительные минуты общения с детьми, минуты, когда дети откликаются на просьбы родителей с открытой душой и пониманием. Осознайте свои чувства и эмоции. Читаю притчу о любви.
Притча о любви…
Весёлый малыш подбежал к маме с вопросом:
— Мама! Ты меня любишь?
Мама подумала и произнесла с серьёзным видом:
— Когда ты слушаешь меня и ведёшь себя хорошо, я тебя люблю. А когда ты плохой мальчик, то не люблю!
Малыш задумался и с глазами полными слёз тихо сказал:
— А я тебя, мама, люблю всегда!
Дети мудрее взрослых, они умеют любить просто так…
II.Основная часть
1.Работа с виртуальным журналом «Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения» .
Упражнение «Ребенок-статуя»
Что, значит, принимать ребенка безусловно? Это, значит, любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровенький и счастливый, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это было ему необходимо.А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется — это верно. Но, бывает, настолько трудно поверить, что он для родителей в радость.
Я предлагаю сейчас разыграть сценку, которая называется «Статуя ребенка», с тем, чтобы воочию, убедиться, насколько и в какой мере изменяются тон голоса и содержание слов, произносимых родителями.
Для этого нужен один желающий, который сыграет роль ребенка.
Когда вызвавшийся родитель выходит сыграть роль ребенка, ему предлагается выбрать себе среди присутствующих любого человека, в котором он увидит поддержку. Затем прошу встать поддерживающего за спиной «моего ребенка», приложить руки к его спине и ни в коем случае не отпускать их во время всего действия.
Раздаю присутствующим родителям фразы, которые они будут произносить по моей команде.
Ты — моя маленькая дочь, моя первоклассница. Мы с тобой спешим в школу, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку идем к автобусу. Я беру тебя за руку, и мы побежали.
— Мама, а что там такое, посмотри! — говоришь ты.
— Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть! — я тебе отвечаю.
И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально — он закрывает глаза, как приказала мама. (Я достаю шарфик и завязываю дочери глаза.)И мы дальше спешим в школу. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:
— Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?
— Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!
(После этой фразы я завязываю девочке уши шарфиком.) Мы выходим из автобуса, распрощавшись с моей подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.
— Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести ластик, тот, что...
— Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!
(Я завязываю рот еще одним шарфиком.) Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью ее по рукам и говорю, какая она непослушная:
— Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!
(Завязываю руки шарфиком.) Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее:
— Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!
(И в этот раз я завязываю ноги.) Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка:
— Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки — ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань!
(И в этот момент я прошу всех в кабинете произносить громко те фразы, которые принадлежат им.) Ребенок начинает хныкать. Я уже почти ору на нее:
— Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала — перестань реветь, ты слышишь меня!
(На этих словах я очень сильно перевязываю живот.) И продолжаю пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет.
Я недовольна всем, что она делает, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочу, чтобы у нее все получалось, и причем — обязательно хорошо.
Мы сами губим наших детей, не даем им раскрыться, подняться. Обматываем так называемыми «шарфами запретов» нам есть, о чем задуматься.
Затем я спрашиваю у дочери, что ей хочется развязать. Чаще всего — это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей все запретили, да еще и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.
Затем я развязываю по очереди то, о чем просит девочка.
 И, когда все уже развязано, я спрашиваю ее, что она чувствовала на протяжении всего действия? О чем она думала? Каково ей было, когда все вокруг начали приказывать ей?
Звучат слова о душевной боли и очень часто о ненависти к матери и к залу, который я просила произносить громко определенные фразы. Спрашиваю, что являлось поддерживающим моментом в сценке, что помогало вынести несправедливые слова матери? Оказывается, что тот человек, который стоял сзади и все время поддерживал.
 «Ведь очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А каково тому ребенку, у которого даже такой поддержки нет?»
Я благодарю «поддержку» и прошу занять место в зале, а затем беру за руку того родителя, который исполнял роль ребенка, и говорю: «Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного мальчика или девочку и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит и не от родных, а от чужих людей: от прохожих, от друзей, от учителей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?»
В этом нам помогут разобраться страницы виртуального журнала .   Сегодня мы с вами поговорим о конфликтах (слайд №1)   
Наш мир полон противоречий и отчаянья, на каждом шагу мы сталкиваемся с отчуждённостью людей друг от друга. Но у нас с вами есть семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и простят, чтобы с нами не случилось. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Но, вот парадокс, именно в семье чаще всего и происходят конфликты.  
Давайте попробуем разобраться, что такое конфликт? (слайд№2).
Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны,что ее интересы нарушает, ущемляет,игнорирует другая сторона.
Ульям Линкольн
От любви до ненависти один шаг,от ненависти к любви километры шагов.
Сенека
У нас каждое дело должно пройти пять стадий:шумиху, неразбериху, поиск виновного,наказание невиновного инаграждение непричастного.
Идея Паркинсона
Назовите, пожалуйста, ассоциации, которые возникают при слове «конфликт»
Вы правы.
Конфликт – это:
Столкновение разных интересов;
Спор;
Нарушение правил общения с кем-либо;
Разногласия во мнении людей;
Недопонимание между двумя людьми и т.д.
2.Работа с залом
-А что же такое на самом деле конфликт? Давайте обратимся к страницам журнала (слайд №3)
Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления. Самое страшное в конфликте – это чувства, которые люди испытывают друг к другу.
Назовите, пожалуйста, какие чувства в конфликте, люди испытывают друг к другу (называют)
Страх, злоба, обида, ненависть, – главное чувство конфликта.
Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:
проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);
проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).
Слайд№4. Главная способность в конфликте — способность к конфронтации-объяснению. Это — умение:
Отстаивать свою позицию открыто, “лицом к лицу”;
Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;
Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.
Когда конфликт разрешается правильно, наступает покой, веселье, открытость, радость, расслабление, ощущение сил.
Давайте посмотрим, каковы же бывают причины конфликтов (слайд №5).
Перед вами листочки, на которых написаны разные причины возникновения конфликтов между « родителями и детьми» и между «детьми и родителями». Ваша задача прочитать и определить - это причины возникновения конфликтов между « родителями и детьми» или между «детьми и родителями» и листок прикрепить на соответствующую картинку(выполняют).
А теперь давайте сверим, что у нас получилось.
Причины конфликтов родителей с подростками
Подростки в конфликте: 
кризис переходного возраста;
стремление к самостоятельности и самоопределению;
требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;
привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
Родители в конфликте: 
нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
борьба за собственную власть и авторитетность;
отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
не подтверждение родительских ожиданий.
  Часто ли в наших семьях возникают конфликты? Насколько конфликтны мы с вами?
3.Проведение теста «Роль родителя» (слайд№6)
- Родители – главные “проектировщики, конструкторы и строители” личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью. Дополнить ваше представление о себе, как о родителе, можно ответив на вопросы.
- Я задаю вопрос, а вы проставляете на карточках баллы, то есть выбираете тот вариант ответов, который сразу приходит на ум, долго не раздумывайте.
- Можете ли вы (варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла; могу, но не всегда так поступаю – 2 балла; не могу – 1 балл):
- Итак, внимание, вопросы: (слайд№7)
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребёнком в случае соей неправоты?
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребёнка?
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник)?
8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать что пожелает, а вы не будете не во что вмешиваться?
12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?
13.Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?
- А теперь, пожалуйста, суммируйте количество баллов, проверим результат.
(слайд№8)Если вы набрали:
30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Менее 18 баллов: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
- Уважаемые родители! Каждый из вас теперь имеет представление о себе как о родителе.
4. Анализ и решение конфликтных ситуаций. (слайд№9)
- А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем конфликтные ситуации. У вас на столе карточка с конфликтной ситуацией. Минуты две вы обсуждаете в группе, затем зачитываете ситуацию и предлагаете своё решение.
(Раздать по группам ситуации)
Ситуация 1
Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: “Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?”
Ваше решение в подобной ситуации?
- Есть ли другое решение в данной ситуации?
Ситуация 2
После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: “Значит, пойду работать”.
Как поступить в такой ситуации?
- Есть ли другое мнение?
Ситуация 3
Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.
Как поступить в подобном конфликте?
- Как вы думаете, можно ли поступить по-другому?
III.Заключение.1.Итог работы.
Давайте подытожим все сказанное сегодня и посмотрим, какие же существуют методы  выхода из конфликта:
(слайд№10). Для выхода из конфликтной ситуации можно:
Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других;
Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;
Поставить себя на место другого человека;
Осознать право на существование иной точки зрения;
Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.
Что же делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подрастающих детей (слайд№11):
Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность,сколько право на нее.
Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали,  то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
2. Просмотр мультфильма «Мост».
Предлагаю посмотреть мультфильм «Мост».
- Уважаемые родители! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
Психолог. Возьмите чистый лист. Вспомните все неприятные слова, поступки в отношении своих детей, которые вы допустили в течении этой недели. Вспоминая эти неприятные моменты, сгибайте лист.
А теперь попробуйте мысленно извиниться перед ребенком за каждое неприятное слово или поступок. После каждого извинения разгибайте лист.
Посмотрите, вы развернули лист, но на нем остались линии от сгибов. Так и в душе каждого ребенка на всю жизнь остаются ваши досадные, обидные слова. Не забывайте об этом.
В заключении хотелось бы добавить, что известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально, — 12 раз в день! И между прочим — не только ребенку, но и взрослому.
Говорят, что руку ребенка надо держать до тех пор, пока он ее сам не отнимет. Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось.
Ребенку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
3. Завершение путешествия по страницам виртуального журнала «Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения», вручение памяток для родителей.
- Я предлагаю вам памятки, если вы будете следовать этим советами, то сможете избежать конфликтных ситуаций. (Раздать памятки)
- Спасибо за работу. Желаю вам успехов.