Школьный аквариум и его обитатели


Воронежская область Аннинский район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Васильевская основная общеобразовательная школа
Рогова Елена Валентиновна
Методические рекомендации:
« Школьный аквариум и его обитатели»
396205 Воронежская область
Аннинский район
с.Васильевка
ул. Молодежная д.13
с. Васильевка
2014г.
Пояснительная записка.
Аквариум представляет собой биологическую систему, где происходит большинство физических, химических и биологических процессов, свойственных природным водоемам. Это позволяет наглядно показать детям, что все природные компоненты существуют и развиваются во взаимосвязи. Данная точка зрения соответствует современному экологическому подходу в изучении окружающего среды. В этом и заключается актуальность разработки методических рекомендаций. Дети знакомятся не только с рыбками, но и с биологическим комплексом аквариума. Наблюдения за жизнью рыб и растений не только помогают понимать и любить природу, воспитывать художественный вкус, но и способствуют развитию у ребят желание ухаживать за живыми организмами, навыков наблюдения. Подготовка аквариумов к заселению, составление грунта, подбор и размещение растений, использование камней, растений, декорирование аквариумов формирует эстетический вкус.Работы, проводимые с аквариумом и его обитателями, открывают широкие возможности для исследовательской деятельности детей.
Актуальность разработки методических рекомендаций можно выразить всего лишь одной фразой И. Соколова-Микитова: "Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства".
Цель разработки методических рекомендаций: оказание методической помощи в создании живого уголка в виде аквариума.
Задачи разработки методических рекомендаций:
1. изучение теоретического материала об аквариумных рыбках и растениях;
2. анализ и обобщение полученной информации;
3. подбор оптимального сочетания растений и животных аквариума, для начинающих натуралистов;
4. представление результатов работы в виде методических рекомендаций
Ожидаемый результат от использования методических рекомендаций:
Данные методические рекомендации могут быть использованы для создания живого уголка в форме аквариума в школах и детских садах, проведения занятий по внеурочной деятельности эколого-биологической направленности
с учащимися 1-4 классов и в старших группах детских садов. Материал данной разработки в этих учреждениях целесообразно использовать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, что способствует большому развитию познавательного интереса обучающихся к природе.
Содержание:
Идея создания аквариума в школе возникла во время занятия по программе внеурочной деятельности «Мир вокруг нас». Меня очень заинтересовала эта тема, и я захотела узнать из книг и журналов, Интернет – источников , как появился первый аквариум, какие растения и животные могут в нем обитать, как ухаживать за ними, как мыть и чистить аквариум.
Изучив, проанализировав и обобщив теоретический материал я разработала методические рекомендации по организации школьного аквариума
1. АквариумистикаЧеловек издавна интересовался подводным миром, населенным животными и растениями. Сравнительно недавно появились акваланги и исследовательские подводные лодки, дающие возможность несколько часов наблюдать за рыбами в их природном окружении, изучать их способ жизни. Несмотря на это люди уже очень давно научились воссоздавать частицу подводного мира рядом с собой. Это аквариумы – постоянное жилище для рыбок.Аквариум – не просто красивая вещь, удовлетворяющая эстетические потребности человека, и не только средство заполнить свой досуг, но и действующая модель природного водоёма. Аквариумистика - род занятий связанный с моделированием экосистемы в замкнутом искусственном водоёме. Первая европейская книга по аквариумистике была издана в 1797 году в Тюрингии Й. М. Бехштейном, где были описаны условия содержания в неволе рыбок.Рыбы представляют собой самую древнюю, содержащую наибольшее число видов и самую распространенную группу. Даже общее число видов рыб точно неизвестно, по приблизительной оценки ( поскольку ещё не все виды открытии и описаны) оно составляет от 21 тыс. до 25 тыс. особей.Это, безусловно, красивые существа. Как известно рыбки действуют успокаивающе на раздраженного и уставшего человека. Свободно скользя за стеклом аквариума, они не только радуют глаз, переливаясь различными яркими красками, но и снимают, таким образом, стресс, волнение, напряжение. Разведение декоративных и пресноводных аквариумных рыбок – одно из наиболее распространённых увлечений не только детей, но и взрослых. Есть много причин, по которым люди хотят иметь рядом с собой рыб и водные растения. И, тем не менее, всех аквариумистов – сознательно или несознательно, в большой или меньшей степени объединяет одно: любовь к живой природе, а также удовольствие, получаемое от наблюдений за подводным миром. Другими мотивами, побуждающими заниматься аквариумистикой, являются ответственность за живых существ и радость от успешного заботливого ухода за ними. Любой человек, занимающийся аквариумистикой, должен содержать элемент профессионализма и стремиться к определённому объёму специальных знаний, чтобы избежать возможных ошибок в общении с живыми существами. А если к этому добавляется изрядная порция духа исследователя, на передний план выступают аспекты обучения и усвоения, вытекающие из активных занятий аквариумистикой. Именно в условиях ограниченного пространства представляется возможным проводить многочисленные наблюдения за поведением рыб и анализировать их.
2. Аквариумные рыбки и черепахи
Самые древние сведения о золотых рыбках появились в Китае в 6 веке до нашей эры, которых считали священными.
Первым европейцем, увидевшим и описавшим рыбок необычайной красоты, был известный итальянский путешественник Марко Поло.
Первые золотые рыбки в Европу были завезены на военных парусниках и появились в просторных бассейнах при дворах королей под охраной гвардейских караулов и преподносились в качестве даров или как награда дворянам.
Не все рыбки могут совместно находиться в одном аквариуме. Бойцовые рыбы – прекраснейшие члены аквариумного сообщества, но не выносят сообщества цихлиды, а вот скалярии отличаются спокойным характером, но их нельзя садить с мелкими рыбками, которых они могут преспокойно проглотить.
Аквариумные сомы миролюбивые и уживчивые даже с маленькими рыбками
Гуппи – самые любимые рыбки начинающих аквариумистов, так как самые выносливые яркие пресноводные рыбки, способные выжить в маленьком аквариуме, нетребовательны к качеству воды, способны выдержать двухнедельное голодание и готовы даже питаться водорослямиПецилиевые аквариумные рыбки неприхотливы, всеядны, спокойны, довольствуются небольшими аквариумами
Барбусы – стайные рыбки и содержать их рекомендуется в просторных аквариумах. Они очень воинственныи в присутствии самки вступает в бои друг с другом, а по характеру совместимы со всеми другими рыбками в аквариуме.
У золотой рыбки обнаружили ум.
Жемчужинка. Это небольшая рыбка. Каждая чешуйка у неё имеет выпуклую форму, это и придает ей особую оригинальность. Кормление, как и у остальных видов рыб. Что касается условий содержания – рыбке требуется большой объём воды.
Неон. Эти рыбки довольно маленькие и очень подвижные. Название своё заслужили из-за серебристого блеска их чешуи. Самец традиционно мельче и стройнее самки. Плавники у рыб прозрачные. Держать их лучше в аквариуме с миролюбивыми рыбками.
Телескоп. Очень интересная и своеобразная рыба.У неё большие выпуклые внимательные глаза (стоит упомянуть, что часто рыбка повреждает их и слепнет, поэтому в аквариуме не должно быть много жестких растений, о которые она могла бы пораниться).Рыба имеет шарообразную форму и от того неповоротлива, медлительна и немного неуклюжа.Телескоп реагирует на колебание температуры, поэтому вам следует быть внимательным к ней.
Вуалехвост. Это разновидность золотой рыбки, очень популярна среди не опытных аквариумистов. У неё, короткое широковатое тело, маленькая голова, раздвоенный, очень длинный, тонкий и прозрачный (как вуаль) хвост, именно поэтому она имеет такое название.
Рыбы-клоуны, или амфиприоны относятся к семейству помацентровых. Размер рыбки - от 8 до 15 см. Окраска однотонная с контрастными полосами и пятнами. Широко распространены в Тихом и Индийском океанах. Совсем недавно благодаря рыбе-клоуну учеными было сделано одно важное открытие. Оно дало возможность бороться с ожогами медуз. На основе слизи рыбы-клоуна ученые разработали и сделали «противомедузный» крем.
Рыба шар живет в коралловых рифах многих морей - от Красного до Карибского, это самое объемистое коралловое существо, которое, заглатывая воду, может раздуться до невероятного размера. В случае опасности она принимает сферическую форму, что позволяет не только отпугнуть мелкого хищника, но и потом, разом освободившись от воды, заполучить что-нибудь съестное, спрятавшееся, было, под слоем песка. Ее мирный облик обманчив: на самом деле рыба-шар - одна из самых ядовитых подводных химических фабрик и самые сильные на свете токсины как раз те, которые она в себе накапливает. Однако, мясо рыбы-шар при условии его правильного приготовления, гурманами считается деликатесом.
Меченосец — одна из наиболее популярных аквариумных рыб, впервые завезенный в Европу в 1907 году. Основная природная окраска лимонно-желтая или зеленоватая, на отблеск бирюзовая. Меченосец включает 23 разновидности. Выведено множество форм, различающихся как по окраске, так и по форме плавников.Содержать меченосцев в аквариумах достаточно легко из-за их непритязательности к составу и объему воды. Аквариум с меченосцами нужно содержать в постоянной чистоте. Рекомендуется добавлять в воду морскую или поваренную соль: 1 ст.лож. на 10.
Рыбы-ангелы широко распространены среди коралловых рифов. Они обладают яркой и удивительно изысканной окраской, но отнюдь не ангельским характером. Каждая рыба «патрулирует» свой участок рифа и агрессивно реагирует на появление там других рыб, особенно своего или близких видов. В аквариуме не удается содержать более одной особи каждого вида, в противном случае в результате непрекращающихся драк в живых останется только самая сильная рыба. Интересно, что окраска молодых рыб-ангелов часто настолько сильно отличается от окраски взрослых, что в некоторых случаях они были описаны учеными как разные виды.
Рыбки – это домашние любимцы и, создавая в квартире свой мир, они нуждаются в заботе и внимании. Для своего аквариума мы выбрали гуппи и меченосцы.(Приложение )
Черепахи
Наряду с рыбками очень часто в аквариумах живут черепахи.
В течение многих тысяч лет люди интересуются черепахами. В некоторых странах черепах почитают как священных, божественных животных. Содержание и уход за черепахами в неволе оказывается значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Важно помнить, что хотя они большую часть времени проводят в воде, все-таки это не рыбы, и суша им нужна обязательно. Поэтому жилище для черепахи надо создавать, учитывая особенности ее обитания.
Наличие грунта и озеленения для взрослой черепахи необязательно, так как они или повреждают, или поедают их. Но для молодняка озеленение необходимо, черепашки охотно прячутся среди зелени.
В отношении диких животных живущих в квартире, мы должны иметь возможность знакомиться и при этом наблюдать за их естественным, поведением, мы не должны пытаться обучать диких животных поведению, похожему на поведение человека, а мы должны изучать, как они живут среди себе подобных.
Растительный мир аквариума
Водоросли, являясь неотъемлемой частью любого природного водоема, естественно присутствуют в аквариумах, попадая туда вместе с водой, водными растениями и животными. Присутствие водорослей неизбежно там, где одновременно присутствуют вода, питательные вещества и свет. Водоросли в аквариумах не желательные гости, от них обычно пытаются избавиться. Исключением можно считать Кладофору шаровидную , которая представляет собой колонию зелёных водорослей. В аквариуме можно встретить сине-зелёные водоросли, бурые, зелёные, диатомовые, красные или багрянки. Большинство растений в аквариуме являются посаженными в грунт или в пластмассовые горшочки с землей и имеют корни. Некоторые растения: водяной жасмин, сальвиния, элодея и др. имеют не корни, а ризоиды и могут жить и размножаться без грунта. Аквариумные растения для начинающих — это валлиснерия, ряска, некоторые виды криптокорины.
3.Устройство школьного аквариума
3.1. Подбор грунта для аквариума
Для аквариума, в котором содержатся растения, грунт имеет первостепенное значение. Именно в грунте происходят все основные жизненные процессы. Для создания грунта можно использовать песок, гальку, мелкий гравий, керамзит, кирпичную крошку, каменный уголь, стеклянные шарики, стеклянную обкатанную крошку, мелкие кусочки пластика. Наилучший тип грунта это мелкая галька (речная), мелкий гравий или крупный речной песок. Оптимальный размер камней 0,5 см т.е. размером с пшеничное зерно.
3.2. Подбор места для аквариума
Место для аквариума должно быть:
достаточно освещенным, но чтобы на аквариум не попадали прямые солнечные лучи. ;
относительно спокойным, чтобы рядом не было источников шума, иначе рыбки будут постоянно находиться в состоянии стресса;
подальше от компьютера (рыбки плохо переносят вибрации);
место должно быть легкодоступным, чтобы без труда проводить уборку аквариума и прочие необходимые работы;
3.3.Оборудование необходимое для аквариума
1. Длинный резиновый шланг 8-12мм. для подачи и слива воды. Кроме того, он может использоваться, как очиститель галечника для удаления грязи со дна.
2.Стеклоочиститель для удаления налета водорослей на стекле аквариума.
3. Острый нож - ножницы для обрезки растений.
4. Пинцет для посадки растений.
5. Термометр для измерения температуры воды. Его можно вставить в держатель присоски и укрепить на стенке аквариума.
6. Ведра для отстаивания воды (вода должна отстаиваться 3-4 дня, для того чтобы хлорка, находящаяся в воде растворилась).
7. Сачок прямоугольной формы для вылавливания рыб. Размер для средних рыб 6х9 см для крупных 10х15 см.
8. Черпак для переливании воды в аквариум из ведер для отстаивания воды.
9. Банкидля транспортировки рыб.
10. Обогреватели для подогрева воды до оптимальной температуры.
3.4. Порядок заселения аквариума.
Сначала аквариум промывается. Затем укладывается чистый грунт. Через 2 дня высаживаются в грунт растения. Ещё через 2 дня в аквариум пускают рыб.
Список используемой и рекомендуемой литературы
1. Бирк М.Б., Гольдштейн Н.И. Жизнь в аквариуме. – Рига: Звайгане, 1979.
2. Жданов В.С. Аквариумные растения - М: Лесная промышленность. 1981
3. Жизнь животных. Т.1,2,3,4,5,-М: Просвещение, 1983, 1985.
4. Корзюков Ю.А. Болезни аквариумных рыб. – М: Колос, 1979
5. Махлин М.Д. Занимательный аквариум. -  М. Пищевая пром-ть 1975
6. Полонский А.С. Мир аквариума. – Калининград 1994.
Приложение
-136525384175
-2000254521200
Обучающиеся начальных классов заселяют школьный аквариум рыбками-гуппи.

Обучающиеся начальных классов изучают теоритический материал об аквариумных рыбках.