Чудесная азбука здоровья — витамины урок по биологии в 8 классе

Тема урока: Витамины

Л.А. Цебрик
КГУ «Дружбинская средняя школа»

Цель урока: Формирование знаний о значении витаминов для жизнедеятельности человека.
Задачи урока:
образовательные: сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания;
развивающие: продолжить развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; Развитие логического мышления. Развитие памяти.
воспитательные: воспитание собранности, сосредоточенности. Воспитание самостоятельного мышления. Воспитание санитарно-гигиенических навыков. Воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: урок - исследование
Методы обучения: беседа, самостоятельная работа
Оборудование:  интерактивная доска, презентация
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Биология 8 класс» Е.А. Очкур, Л.Е. Аманжолова, Р.Е. Джумабаева, карточки - Игра «Витаминное домино»
Ход урока
Организационный момент.
Психологический настрой:
Закрываем глаза, расслабляемся. Лишние мысли выталкиваем в мусорный круг. Настраиваемся на приятную работу. Дышим ровно, спокойно – через нос, через щитовидную железу, потом через область солнечного сплетения, через ладони, потом через то, что у нас частенько болит.
Мы молоды, мы счастливы, мы вдыхаем кристально чистый воздух
Мы первые среди первых. Теперь можно и учиться, и общаться друг с другом.
(Во время медитации звучит музыка).
Сообщение темы урока. Изучение нового материала.
Вводное слово учителя.
Тема нашего сегодняшнего урока – витамины. Мы узнаем, что это за вещества, как они влияют на организм человека, в каких продуктах содержатся. Итак, что такое витамины? Запишем определение: ВИТАМИНЫ – это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах. Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т. е. обмену веществ. Недостаток того или иного витамина в организме – гиповитаминоз, состояние, которое чаще всего выражается в ослаблении иммунитета. Существенный недостаток витамина или его полное отсутствие приводит уже к более тяжелому состоянию – авитаминозу. При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма.
Итак, витамины – это не белки, не жиры и не углеводы, а особая группа веществ, с своеобразным химическим строением. Впервые их открыл русский учённый Николай Иванович Лунин, а через 30 лет, польский учённый – Казимир Функ. Он и дал им название. Корень этого слова означает в переводе с латинского “жизнь”. Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, влияют на превращения питательных веществ в клетках и тканях. В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, имеющимися в нашем кишечнике. А сейчас послушаем сообщения учащихся.
1 ученик. В прошлых столетиях часто отважные путешественники и мореплаватели подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих продуктов, овощей. У мореплавателей развивалась цинга или скорбут. Десна распухали и кровоточили, лицо отекало, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками. От цинги моряков погибало больше, чем от морских сражений, кораблекрушений.
Во время экспедиции Васко да Гамы в поисках морского пути в Индию в 1495г из 160 участников плавания от цинги погибло более 100 человек.
В народе с давних пор цингу умели лечить плодами шиповника, настоем хвои сосны. Из практического опыта люди узнали, что цингу можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашеную капусту, зеленый лук, черную смородину.
Долгое время оставалось неизвестным, почему потребление этих продуктов предотвращает цингу.
2 ученик. Причину заболеваний связанных с неполноценным питанием, первым открыл русский врач Николай Иванович Лунин в 1880году. Он исследовал роль минеральных веществ в питании. Лунин кормил мышей искусственными смесями, полученными лабораторным путём. Мыши гибли на 11-тый день. Он решил проверить, как будут чувствовать себя мыши, если в их искусственные обеды. Которые содержали химически чистые белки, жиры, углеводы, включить все необходимые минеральные соли. Через некоторое время все мыши тоже погибли. Другая партия мышей, которых кормили коровьем молоком, была здорова.
У ученых возникла мысль, значит, в искусственных смесях чего-то не хватает. Он предположил, что это какие-то неизвестные вещества обязательно присутствуют в ничтожно малых количествах в естественных продуктах, как молоко. Так впервые было научно доказано, что в состав пищи входят жизненно необходимые вещества, которые потом были названы витаминами.
3 ученик. Исследования Н. И. Лунина долгое время были малоизвестны, и их забыли. Намного позже опыты Лунина были повторены в Англии, Америке, России. Результаты были те же. Точность опытов подтвердилась.
В 1890году голландский врач Эйкман прибывший на о. Ява наблюдал страшную болезнь, с этой же болезнью столкнулись русские врачи у берегов Японии, Китая.
У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом заболевании нарушается деятельность сердца, поражаются нервы конечностей, особенно ног, расстраивается походка. У больного, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни «бери-бери», что означает «оковы».
Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение врача Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявлялись признаки «бери-бери»; судороги сводили им шею и ноги, многие гибли. Те куры которые свободно бродили по двору и ели самую разнообразную пищу были здоровы. Когда кур кормили неочищенным рисом, они выздоравливали. Что же находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал.
4 ученик. После этих опытов врачи стали лечить больных рисовыми отрубями, научились лечить и другие болезни с помощью пищи: Куринная слепота проходила от рыбьего жира, сливочного масла, моркови, свежей зелени; рахит излечивали рыбьим жиром, цингу – свежими овощами. Ученые убедились, что в пище содержатся какие - то неизвестные вещества, необходимые для жизни человека и животных. Только в последние десятилетие ученым удалось выделить эти вещества в чистом виде. Польский биохимик К. Функ получил из рисовых отрубей желтые кристаллики, одной тысячной доли грамма, было достаточно, чтобы вылечить голубей от бери-бери. Функ назвал это важное вещество - витаминами. В переводе «вита» - жизнь. Вскоре научились выделять и даже изготавливать химическим путем многие другие витамины. Условно обозначив их латинскими буквами. По международному соглашению каждый витамин имеет двойное название. В настоящие время насчитывается около 80 витаминов А, В, С, Д, Е, К, Р и др. Этот ряд букв часто называют - азбукой здоровья.
Физминутка.
Очень много повторяли,
Наши головы устали
Покачаем влево, вправо
А затем глаза закроем
И расслабим их друзья
Обо всём забудем, но не навсегда.
А теперь глаза откроем
Полной грудью все вздохнём
Что ж, немного отдохнули!
И работать вновь начнём.
Учитель:
Внимание! Внимание! Я предлагаю следующую информацию в виде презентации (демонстрируется презентация “Витамины – чудесные вещества”), после просмотра которой, каждый ученик должен заполнить в рабочих тетрадях следующую таблицу.
Самостоятельная работа.
Ученики заполняют самостоятельно таблицу.
Витамины – это ..

Название витамина
Функции
Симптомы авитаминоза и гиповитаминоза
Суточная потребность
Источники витамина для организма







Закрепление изученного материала
Учитель: Ребята! Вашему вниманию предлагаются следующие пословицы. В чем смысл этих пословиц? (Пословицы написаны на доске)
1.Обед без овощей – праздник без музыки.
2.Ешь щи – будет шея бела, голова кудревата.
3.Поешь рыбки – будут ноги прытки.
4.Морковь прибавляет кровь.
5.Лук – от семи недуг.
6.Там, где нет мяса – свекла герой.
(Учащиеся анализируют пословицы, в ходе анализа приходят к выводу о важности витаминов для здоровья людей.)
Игра «Витаминное домино»
Бери- бери

Витамин Д
Рахит
Витамин А
Куриная слепота
Витамин С

Цинга

Витамин РР
Пеллагра
Витамин В12
Анемия (малокровие)
Витамин В1

2-3 мг/сут
Шиповник, чёрная смородина
Витамин С
Рыбий жир
Витамин Д
1,5-2,5 мг/сут

Витамин А

15 мг/сут
Витамин РР
2-3 мг/сут
Витамин В6
Зёрна злаков, печень

Учитель: Великие люди по разному относились к еде, но они в одном были едины. Всякая еда – должна быть полезной для здоровья. Урок хочу завершить словами Гиппократа: “Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами”.
Подведение итогов урока. Рефлексия:
Попробуйте оценить собственные знания и умения
- Мне понятно всё, смогу научить другого. Оценка 5.
- Я могу объяснить тему при некоторой помощи. Оценка 4.
- Мне сложно разобраться самостоятельно в теме, нужна помощь. Оценка 3.
Вот и подошел к концу наш урок.
Что на уроке сегодня для вас было ценным, новым?
Что вам понравилось на уроке, а что можно было сделать по-другому?
7. Домашнее задание:
1. Изучите параграф учебника
2. Выполните практическую работу.
Практическая работа.
Тема: Приготовление водного раствора шиповника.
Оборудование: небольшая эмалированная кастрюля, стакан, плоды шиповника, марля для фильтрования.
Цель работы: научиться правильно, готовить витаминный раствор.
Ход работы:
Вымойте в холодной воде 10-15 штук сухих плодов шиповника и положите их в кастрюлю. Залейте плоды одним стаканом воды и медленно нагревайте в течение 10 мин. до кипения. Настаивайте 10-15 мин. накрыв крышкой.
Охлажденный отвар процедите через марлю, и долейте кипяченой водой до объема одного стакана. Полученный отвар употребляйте вместо чая: весной или в период эпидемий гриппа, при острых простудных заболеваниях.
3. Приготовьте овощную и витаминную рекламу.
4. Подготовьте стихи об овощах и фруктах.
8. Итог урока.
Учитель.
Ну вот и все на сегодня:
Чтобы умным и талантливым вам быть
Непременно нужно биологию учить!
Не расстраивайтесь сильно,
Если что – то не получится.
Просто каждая наука
Заставляет нас помучиться!
Все параграфы учите,
Но не капли не зубрите
Чтоб не просто знать,
А еще и понимать!
Спасибо за урок.
Выставление оценок.