Конспект бинарного урока (литература, история, обществознание) Месть и прощение (7 класс)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4»






Урок-размышление
(литература, история, обществознание)

МЕСТЬ И ПРОЩЕНИЕ
(7 класс)








Подготовлен и проведен
учителем литературы
Левшаковой И.Е.,
учителем обществознания
Сетченковой В.С.






Цели урока: обсудить феномен мести как одно из сложнейших противоречивых явлений в жизни человеческого общества; проанализировать феномен мести с гуманитарной точки зрения; углубить представления учащихся о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; закрепить умение собирать материал для характеристики героя, выявить авторскую позицию; отработать навык работы с историческими терминами; ознакомить с основными гражданскими обязанностями.
Оборудование урока: книга для учеников 6 класса «Вокруг тебя Мир...»; карта Киевской Руси IXXII вв.; карточки для словарной работы (летопись, повесть, эпитет, полюдье, уроки, язычество, тризна, месть); репродукция картины В.М. Васнецова «Нестор-летописец»; иллюстрации учащихся к изучаемым фрагментам.
Ход урока
Учитель литературы.
Притча.
Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести весть людям и вопрошал у каждого встречного:
- Ты имеешь Сердце?
Люди недоумевали и спрашивали:
- Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только “имеешь сердце”?
Он отвечал им:
- Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное все приложится!
- Как вы думаете, почему отшельник так спрашивал и так отвечал?
Все исходит от Сердца.
Действительно, можем ли мы говорить о любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто?
Чтобы не растерять ценные блага души – человеческие чувства, нужно иметь большое Человеческое Сердце.
Учитель истории. Чувства человека. Вдумаемся в значение слова.
Чувство – внутреннее состояние человека, то, что находится в душе (слайд )
Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Назовем их.
Положительные: любовь, защита, прощение, помощь, забота, радость.
Отрицательные: ненависть, обида, месть, злость, негодование, зависть.
Они всегда идут рядом. Нам, людям, порой бывает трудно сопротивляться, чтобы не поддаться отрицательным чувствам. Вы согласны?
Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают?
( Обида, чувство мщения)
Месть. На что похожа?
Ассоциации с данным словом (слайд ) (Пожар в лесу, огонь, буря, кипяток)
 Учитель истории. Желание отомстить – чувство, знакомое людям разных эпох. Сопротивляться ему бывает очень трудно. 
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Да, сегодня мы будем обсуждать на уроке такое сложное и противоречивое явление, как месть, сравним отношение к мести в разные исторические эпохи, посмотрим на это явление с позиции гуманистических ценностей и права.
Что же такое месть! Как объясняется в словаре значение этого слова? (Месть намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду.) Заимствовано из старославянского языка. Месть буквально «возмещение» (друг другу).
Учитель литературы. В центре нашего внимания сегодня на уроке будут два фрагмента, которые объединены в УМК «Вокруг тебя Мир...» в разделе «Порочный круг». Это фрагмент из «Повести временных лет» («Месть Ольги») и отрывок из повести В. Закруткина «Матерь человеческая».
В начале этого учебного года на уроках литературы мы знакомились с другими отрывками из «Повести временных лет». Назовите их. («Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе».)
- Давайте вспомним, что нам известно о «Повести временных лет».
- Назовите ее жанр. (Летопись повествование по годам.)
- Когда и почему возникло летописание? (Первый летописец Никон, XI в. Русскому народу надо было найти место в той грандиозной картине всемирной истории, которую дали древние переводные книги.)
- Каким годом датируется появление «Повести временных лет» и кто считается ее автором? (1113 г., Нестор, монах Киево-Печерскогомонастыря; переписал Сильвестр, монах Выдубецкого монастыряЛав-рентьевская летопись 1377 г.)
- О чем рассказывается в «Повести временных лет»? (О том, как жили славянские племена в древности, о войнах, о князьях, о крещении Руси, о появлении славянской письменности, об образовании Русского государства. Это своеобразная историческая энциклопедия.)
- Каким чувством проникнуто это произведение, какова его основная идея? (Высоким патриотическим чувством, идеей единства Русской земли.)
- Каковы художественные особенности летописи?
(Здесь объединены самые разнородные материалы рассказы из библейской истории, этнографические сведения о древних славянах, устные легенды о первых князьях, юридические документы (договоры Руси с Византией), политические повести о княжеских междоусобицах, церковные поручения и др. Летопись излагает сведения короткими фразами, почти всегда без метафор и сравнений. Летопись избегает восклицаний и вопросов. Повествование сдержанное. Встречаются отрывки, написанные взволнованно, но их немного. Это церковные похвалы умершим князьям или религиозные наставления современникам.)
- О каком историческом событии рассказывается в прочитанном фрагменте? (Об убийстве древлянами князя Игоря в 945 г. и мести Оль- ги за это.)
- В какое время происходят события, описанные в повести В. За-круткина «Матерь человеческая»? (Во время Великой Отечественной войны, в 19421943 гг.)
- Сколько веков отделяют героинь этих произведений? (Десять веков.)
Учитель истории. В IX в. на территории, где жили различные славянские племена, появилось государство Киевская Русь. Почему ее называли Киевской?
В 945 г. киевский князь Игорь вместе со своей дружиной отправился в племя древлян за данью. Сбор дани в те времена называли полюдьем. Благополучно ее собрав, князь отправился домой, но вскоре вернулся и повторно потребовал уплаты дани. Древляне объединились и дали жесткий отпор, самого Игоря пленили и предали мучительной позорной смерти.
Какое правило нарушил князь Игорь? Какие чувства это вызывало у древлян, был ли у них другой выход?
Анализ фрагмента «Месть Ольги».
Учитель литературы.
- За что мстит Ольга? Кому именно, сколько раз и какими способами? (Всем, 5 раз, ее месть во много раз превосходит по жестокости зло древлян; отмечается хитрость, коварство Ольги.)
- Важно ли для Ольги, за что убили ее мужа?
- Как автор относится к действиям Ольги? Можете ли вы найти в тексте хоть один оценочный эпитет? Почему? (Нет. Для летописи характерна объективность стиля.)
- Сравните описание одного и того же эпизода из «Повести временных лет» в переложении писательницы Ишимовой и историка Соловьева. Чем они отличаются? А что в них совпадает почти дословно?
- Какой вариант рассказа о мести Ольги было бы лучше поместить в учебник истории, а какой в учебник литературы?
- А какой вариант вы бы выбрали для пересказа своим родителям? А младшим братьям или сестрам? Чем объясняется ваш выбор?
- Почему летописец посчитал необходимым подробно описать месть Ольги?

Учитель обществознания.
Можно ли назвать поведение Ольги нормальным для женщины? (В те времена женщина наравне с мужчинами обязана была исполнять закон «кровной мести»)
Что означает принцип «око за око»?
Мужчина, желающий отомстить, станет вынашивать хитроумный план, коварный план? (Нет.)
Но ведь Ольга женщина, ее месть особенная, разделенная на 5 этапов:
а) похороны в ладье;
б) сожжение в бане;
в) тризна с убийством 5 тыс. древлян;
г) война с древлянами;
д) сожжение столицы, г. Коростеня.
4. Какие чувства испытывала княгиня во время мести? А после нее, спустя некоторое время?
5. На одной чаше весов оказывается одна жизнь (чья?),
·на другой -тысячи жизней (чьих?).
Месть для Ольги явилась страшным нравственным испытанием. Никто из окружения не упрекнул ее в жестокости, только собственная совесть. Может быть, поэтому она так старается навести в стране порядок. Искореняет междоусобные войны, устанавливает «уроки» (строго определенный размер дани).
Но и этого ей оказалось мало. Спустя 9 лет она первой принимает на Руси христианство, ее крестным отцом был сам византийский император. До конца жизни она вымаливает прощение.
Анализ фрагмента из повести В. Закруткина «Матерь человеческая».
Учитель литературы.
Прослушав исторический комментарий, мы понимаем, чем объясняется поступок Ольги. И теперь можем ответить на ранее заданный вопрос: «Почему летописец посчитал необходимым подробно рассказать о мести Ольги?» (Месть соответствовала правилам того времени. С точки зрения современников, Ольга достойно отомстила.)
Но как к действиям Ольги относитесь вы, люди XX века? (Жестокий поступок.)
Десять веков отделяют нас от событий, с которыми познакомил нас автор «Повести временных лет». Однако и в наши дни, в XX в., вопросы, связанные с таким явлением, как месть, по-прежнему волнуют людей.
Как поступит человек: подчинится ли желанию отомстить и вступит в «порочный круг» или сможет побороть это разрушительное чувство. Свое представление о том, как может вести себя человек в подобной ситуации, предлагает нам автор повести «Матерь человеческая» Виталий Александрович Закруткин.
Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелегкая ее жизнь, чистая душа, характер глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для нее великим испытанием, все это было мне известно...
Так начинается повесть, которую в полном объеме мы будем изучать в старших классах, а сегодня мы лишь приоткроем отдельные страницы.
3. О чем рассказывается в повести с таким торжественным названием? Писатель сознает исключительную ситуацию: во время Великой Отечественной войны каратели дотла сжигают хутор, а жителей одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остается одна Мария, мужа и сына которой повесили.
«Я не смогу жить... давясь слезами, шептала Мария. Я не хочу жить... Разве можно так жить?»
И все же героиня находит в себе силы жить. Поселившись в погребе на родном пепелище, Мария с большим трудом организовала свой скудный быт. Из тряпья сшила подобие одежды. Приплелись к ней собаки Дружок и Дамка, 4 коровы и 3 подседланные лошади. И стало оттаивать измученное горем сердце. Для каждого из животных Мария находила ласку, и они по-своему выражали ей свою благодарность. Эти бессловесные существа «окружали ее, чтобы прикоснуться к своей спасительнице: бархатистыми губами целовали ее захолодевшие на морозе щеки рыжие кони; на плечи и на голову, воркуя, слетались голуби, у ног хлопотали куры...».
Однако новое испытание ждало Марию, вернувшуюся в сожженную деревню.
Кому и за что хотела отомстить Мария?
Какие чувства к раненому немецкому солдату хотел вызвать у читателя автор? Как он этого добивается?
Мария тоже сразу испытывает к нему жалость? Кого увидела в немце Мария? (Убийцу.)
Какое она принимает решение? («Убить убийцу» во имя высшей справедливости.)
Что ее остановило? Почему именно слово мама автор вложил в уста раненого немца?
Как сама Мария через некоторое время оценивает то, что хотела совершить? (Ужаснулась...)
Кого теперь видит перед собой Мария? (Страдающего человека.)
Кто посылает на смерть таких мальчиков?
Как она поступает с ним? (Гуманно.)
Но ведь он враг, заслуживает ли он гуманного отношения? (Он безоружен, смертельно ранен, он не опасен, это страдающий человек, он нуждается в помощи.)

Учитель обществознания.
Об истории создания Красного Креста
24 июня 1859 Анри Дюнан, гражданин швейцарского кантона Женева, направлявшийся в Северную Италию для встречи с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], стал свидетелем кровопролитного сражения при Сольферино между франко-сардинскими и австрийскими войсками. Ночь после сражения Дюнан провел в маленькой деревушке Кастильоне, куда привезли более девяти тысяч раненых французов и австрийцев. Он был потрясен тем фактом, что ни местные жители, ни французская армия были просто не в состоянии оказать первую помощь большинству раненых. Швейцарский филантроп провел несколько дней в Кастильоне, оказывая, вместе с местными жителями, помощь раненым. Вернувшись в Женеву, он опубликовал в 1862 свои воспоминания о сражении Память о Сольферино (Le memoire de Solferino). Описывая франко-австрийскую войну и произошедшее сражение, он задался вопросом: а возможно ли создать добровольную благотворительную организацию, оказывающую помощь раненым во время войн и вооруженных конфликтов? Ответом на этот вопрос и стало создание Красного Креста. Развивая эту идею, Дюнан обратился к правительствам европейских стран с просьбой разработать и юридически сформулировать основные международные договоренности, регламентирующие практическую деятельность добровольческой неправительственной организации по оказанию помощи раненым и гражданскому населению, пострадавшему во время вооруженных конфликтов. 
Красный Крест оказывает помощь жертвам войны не потому, что они являются гражданами какой-либо конкретной страны или воюют за те или иные идеалы, а лишь потому, что они люди, которые страдают и нуждаются в помощи. Так выполняется заклинание, прозвучавшее после битвы при Сольферино: «Все мы братья».
Красный Крест обеспечен особой защитой международного гуманитарного права.
Что такое МГП? (Совокупность правил, действующих в условиях 'вооруженного конфликта; защищает гражданское (мирное) насечение и тех, кто перестал принимать участие в боевых действиях, раненые, пленные...)
В каких документах зафиксированы эти положения? (В IV Женевской конвенции 1949 г.)
Учитель литературы.
Прочитайте информацию в рубрике «Знаешь ли ты...». Легко ли это: отказаться от мести? Слабый или сильный человек может это сделать?
Какой след оставляет месть в душе человека? Помогает ли разрешить конфликт?
Учитель обществознания.
Кто из двух героинь вступил в порочный круг мести?
У Ольги не оставалось иного выхода, она была княгиней, хозяйкой главным судьей, олицетворением закона.
Это мы, люди XXI века, знаем, что человека нельзя лишить жизни не иначе как по приговору суда.
Некоторые специалисты полагают, что все то зло и добро, что творят люди, бесследно не исчезает, а остается и накапливается.
Месть Ольги вернулась к нам, ее далеким потомкам. Она не могла знать, что на месте сожженного ею города Коростеня будет построена Чернобыльская АЭС.
26 апреля 1986 г. 4-й реактор взорвется, радиоактивное облако, накрыв тысячи кв. м, унесет жизни очень многих ни в чем не повинных людей.
Может быть, это предупреждение свыше о том, что пора нам глубоко задуматься над тем, как мы живем и как относимся друг к другу.
Не будь жестоким, брат, душою, Не мсти заведомым врагам, Холодной местью озлобленный, Не дашь души расцвесть цветам!
Мечта замрет, увянет сердце, И не оглянешься кругом, Как спрут холодности жестокой Его обнимет вкруг кольцом!
Но пусть прощение святое Сроднится с раненой душой, И ковы сердца ледяные Растопит жгучею слезой!
Б.Яблоневский