Тема: В. Солоухин рассказ «Мститель». «Месть или прощение?»
Тема: В. Солоухин рассказ «Мститель». «Месть или прощение?»
Класс: 6
Предмет, курс: Литература
Программа: Литература. Программа для школ и классов с углублённым изучением литературы», 5 – 11 классы/ М.Б. Ладыгин, А.Б.Есин, Н.А.Нефедов, Д.Г.Булгаков; под ред. М.Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 2006
Раздел программы. Литературное произведение как художественное единство
Учебник: Ладыгин, Нефедова, Тренина: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях. М.: Дрофа, 2011
Цели:
·. Образовательные: на материале рассказа добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.
·I. Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.
·II. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее.
Метапредметные:
Познавательные
1.Извлекать необходимую информацию из текста для ответа на вопрос,
2.Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
3.Определять на основе учебного материала причины и следствия, выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста
4.Находить доводы в защиту своей точки зрения
Регулятивные :
5.Уметь формулировать и удерживать учебную задачу;
6.Уметь осуществлять контроль и самоконтроль деятельности;
7.Уметь осуществлять оценку своей деятельности.
Коммуникативные:
8.Уметь взаимодействовать в процессе учебной деятельности со взрослыми и сверстниками, формулировать речевое высказывание.
Личностные:
9.Формирование способности к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации
10.развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная , групповая,
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос,
Методы: проблемно-поисковые (подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Предполагаемый результат №
Мотивация
1.Притча. Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести весть людям и вопрошал у каждого встречного:
- Ты имеешь Сердце?
Люди недоумевали и спрашивали:
- Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только “имеешь сердце”?
Он отвечал им:
- Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное все приложится!
- Как вы думаете, почему отшельник так спрашивал и так отвечал?
2. Итак, чувства человека. Вдумаемся в значение слова.
Чувство – внутреннее состояние человека, то, что находится в душе.
Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Назовите их.
Слушают притчу, отвечают на вопрос.
Если Сердце закрыто, то мы не можем говорить о любви и других чувствах.
2. Называют человеческие чувства.
Называют человеческие чувства.
Антонимы!
Положительные: любовь, защита, прощение, помощь, забота, радость.
Отрицательные: ненависть, обида, месть, злость, негодование, зависть.
8
Актуализация знаний
Вызов.
Они всегда идут рядом. Нам, людям, порой бывает трудно сопротивляться, чтобы не поддаться отрицательным чувствам. Вы согласны?
Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают?
Месть. На что похожа?
Ассоциации с данным словом.
Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Так и герой рассказа Владимира Солоухина, ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации нравственного выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания.
- Да.
- Обида, желание отомстить.
Месть – этоудар; смерч; бумеранг; водоворот, буря-
4
Постановка учебных задач
Вызов
Перечитайте тему урока.
Определите задачу сегодняшнего урока.
Итак, наша задача на сегодняшнем уроке: проанализировать рассказ В. Солоухина «Мститель» и ответить на вопрос: что лучше, отомстить обидчику или удержаться от этого желания?
Предлагаю решить данную задачу в группах.
Читают, определяют задачу урока
Ученики читают задание.
5
Совместное исследование проблемы.
(осмысление)
Работа с текстом
1.группа .
Какое настроение у героя в начале рассказа?
Что изменило настроение мальчика?
Что особенно возмутило героя в поступке Витьки?
Какое чувство овладело мальчиком?
. Как герой рассказа решает отомстить?
.Какие мысли появились у рассказчика?
.Что в итоге? Состояние нашего героя.
. Что повлияло на изменение первоначального плана мести?
Какой приём использует Солоухин для раскрытия чувства мести и характера героя?
2.Группа. Выпишите фразы внутреннего монолога в две графы:
«Ну что попался на узенькой дорожке?» - повторяется дважды.
«Вот я тебе покажу «пойдём»!
«Ну, ладно, норку потом я уже с тобой разделаюсь».
«Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищучу в лесу»
«Теперь придётся ждать, когда кончим жечь теплинку»
«Не сейчас ли мне расправиться, но решил, что всегда успеется»
« сейчас пойдём домой, и тут я буду должен»
« очень не хотелось идти домой»
« надо идти домой. Под ложечкой у меня начинает ныть и
· сосать»
«Чего стоит развернуться и стукнуть – непросто человека ударить»
«Злости не слышу»
«А теперь – ладно»
3.Группа. Заполнить карточку, расставив номера от 1 до 10.
Группа работает с текстом. Ответ подтверждают текстом
9..Для раскрытия чувства мести и характера героя Солоухин использует внутренний монолог
Группа работает с текстом и таблицей, заполняет её.
Группа работает с карточкой и текстом
1,2,8,
10
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.
Отчет групп о проделанной работе, вывод
Отказ от мести
3,4
Открытие нового знания.
Ребята, мы увидели с вами, как необдуманный поступок, слово может сделать лучших друзей врагами
Можно ли сказать, что главный герой одержал победу? Если да, то какую?
Как вы думаете, какой вырастет из нашего героя человек?
Произнесите, пожалуйста, вслух слова «месть» и «прощение». Как вы их произносите?
Сумел отказаться от мести, простить друга
Мальчик сделал нравственный выбор, а сердце подсказало, как нужно поступить.
Добрый, честный, умеющий прощать
Когда мы произносим слово «месть», лицо становится злым и страшным, а мышцы все напряжены. А когда произносим слово» прощение, лицо растягивается в улыбке, хотим мы этого или нет, мышцы расслабляются, никакой напряжённости.
4,
Контроль на этапе окончания учебной темы.
Выбрать из данных высказываний одно, которое могло бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Объяснить: почему.
- Умей прощать, и мощь твоя умножится.
- Сильнее всех побед прощение.
- И рад бы заплакать, да смех одолел.
- Месть – это ответное зло.
Подведем итог нашего урока. Какую цель мы ставили в начале занятия?
что лучше, отомстить обидчику или удержаться от этого желания?
Объясняют свой выбор
Рефлексия
Сегодня познакомились с понятиями месть и доброта. Ответили на вопрос: что лучше, отомстить обидчику или удержаться от этого желания?
Проанализируйте, как вы усвоили данную тему. Оцените себя
Заполняют лист самооценки. Приём «Незаконченные предложения»
6,7
Информация о домашнем задании.
1) Советы, как избавиться от обиды.
2) РАФТ. Пересказать то, что произошло на школьном участке от лица Витьки.
3) написать сочинение на тему: Месть можно сравнить с .( объем сочинения – 1стр.)
Выбирают, записывают
В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнце – доброта. Добрый человек-это тот, кто любит людей и помогает им, умеет прощать обиды. Чтобы не растерять ценные блага души – человеческие чувства, нужно создать для них прекрасный сад, который называется Сердце. И в память о нашем уроке я бы хотела вам подарить по сердечку.
Приложение
Группа 3
Карточка
Восстановите последовательность чувств и рассуждений мстителя. Поставьте номера 1-10
1. Обида и злость
1
2.Норка шмеля
5
3.План мести
2
4.Нечаянно заманить в лес
3
5.Рыжики, за солью
6
6.Очень непросто ударить человека
10
7.Теплинка (небольшой костер)
7
8.Мысли о мести
4
9.Витька не такой плохой мальчишка
8
10.Очень не хотелось сразу идти домой
9
Группа 2
Желание отомстить
Отступление от желания отомстить
«Ну что, попался на узенькой дорожке?»
«Вот я тебе покажу «пойдём»!
«Когда сбегаем за солью я тебя обязательно прищучу в лесу»
«Не сейчас ли мне расправиться»
«Чего стоит развернуться и стукнуть»
«Ну ладно потом я уж с тобой разделаюсь»
«Когда кончим жечь теплинку»
« всегда успеется»
«и тут я должен буду»
«очень не хотелось домой»
«Всегда он что-то придумает»
«Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать»
«Непросто человека ударить»
«Да и злости я уж не слышу в себе»
«Да и Витка, в сущности, не плохой мальчишка. А теперь – ладно»
«Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку»
Группа 1
1Какое настроение у героя в начале рассказа?
Настроение у героя радостное, потому что вместо урока «выпала удача копать картошку», «денёк стоял на редкость: тихий, тёплый, сделанный из золотого с голубым», можно повозиться с приятелем, бросать шарик, слепленный из земли.
2. Что изменило настроение мальчика?
- « как вдруг почувствовал сильный удар между лопаток».
3.Что особенно возмутило героя в поступке Витьки?
- «Ну за что он теперь меня ударил? Главное, тайком, подкрался сзади».
4. Какое чувство овладело мальчиком?
- Чувство обиды, желание отомстить. «В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости»
5. Как герой рассказа решает отомстить?
- «Вскоре созрел план мести»: позвать Витьку жечь теплинку и там, в лесу, поколотить.
6. Какие мысли появились у рассказчика?
-Витька не такой плохой мальчишка
7.Что в итоге? Состояние нашего героя.
Да и злости я уж не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! Да и Витька..вечно что-нибудь придумывает)
8.Что повлияло на изменение первоначального плана мести?
С Витькой интересно: нашел шмеля, наткнулся на рыжиков, предложил развести теплинку сходили на речку
Заголовок 215