Конспект занятия внеурочной деятельности Малые фольклорные жанры стного народного творчества
Филиал МБОУ СОШ посёлка Солидарность –
« ООШ д. Екатериновка»
Проектная деятельность
« Малые фольклорные жанры устного народного творчества»
2 класс
Учитель: Л.Ю.Ельчанинова
2013 – 2014 уч.год
Проект « Малые фольклорные жанры устного народного творчества»
Тип проекта: ролево – игровой, творческий.
Продолжительность: 1 месяц.
Участники: обучающиеся 2 класса.
Практическая значимость: получение информации из различных источников, расширение представления детей об устном народном творчестве.
Теоретическая значимость: знакомство жанрами устного народного творчества, развитие активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребёнка.
Организация деятельности обучающихся
Организационный момент.
Выступление детей.
Слайд 1
- Здравствуйте, гости дорогие! Давно мы вас ждём – поджидаем, праздник не начинаем.
- Припасли мы вам забавушек на всякий вкус!
- Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка!
- Веселья, вам, да радости!
Учитель. Все ли готовы? Тогда отправляемся в увлекательнейшее путешествие по удивительной стране « Устное народное творчество».
- Что обозначают эти слова?
2. Игра – путешествие по разделам устного народного творчества
- Закройте глазки и послушайте музыку.
Слайд 3
- Мы с вами попали в русскую деревеньку. Какие красивые здесь дома! И в каждом из них живут удивительно талантливые люди.
- Хотите заглянуть к ним в гости?
Слайд 4
Есть в природе нашего народа
Вечные особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреные моды,
От души они, от доброты.
Гость, войди! Традиций не нарушим,
С ним чайку всегда попьём.
Всем известно русское радушье,
Хлебосольство и открытый дом.
Слайд 5
Дом « Русские народные сказки»
- Для нас распахнул свои двери первый домик.
- Как он называется?
- Вы любите сказки?
- Назовите свои самые любимые.
- А хотите проверить свои знания русских народных сказок и поучаствовать в сказочной викторине?
Слайды 6-14
Вопросы викторины.
В этой сказке всего по три: три героя и у каждого свои предметы.
Где спрятался седьмой козлёнок?
Героя какой сказки все хотели съесть?
Кто может позвать словами Ивана Сивку – бурку?
Чем играл братец Иванушка из сказки « Гуси – лебеди» у бабы Яги?
Как в сказках лиса обычно называла волка?
Из чего солдат варил кашу?
Кто выручил из беды Петушка в сказке « Кот, Петух и Лиса»?
Чем ловил рыбу волк в сказке « Лисичка – сестричка и серый волк»?
- Молодцы! Справились со всеми заданиями.
- Заглянем в следующий домик.
Слайд 15
Дом « Пословицы и поговорки»
- Как он называется?
- Что то не видно никого в окошке. Чем же заняты люди, живущие в этом доме?
Слайд 16
- Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
- Как вы думаете, с какой целью их сочиняли?
- О чём ещё придумывал русский народ пословицы и поговорки?
- Прошло очень много лет, а люди до сих пор используют их в своей речи. - Как вы думаете, зачем?
- Дома вы писали свои любимые пословицы и поговорки, но, вот беда, они рассыпались.
Игра « Собери пословицу»
Слайд 17
Игра « Угадай пословицу»
- Погостили мы здесь, отправляемся дальше.
Слайд 18
Дом « Потешки и пестушки»
- Как называется наш следующий домик?
- Приходилось ли вам слышать эти слова?
- Кто из вас знает, что они обозначают?
Слайды 19 – 20
( Чтение потешек)
Слайд 21
Пестушка – это ещё один малый жанр устного народного творчества, предназначенный для самых маленьких детей. Пестушка – небольшой стишок или песенка, понятная и интересная для ребёнка.
Слайды 22 – 23
Физкультминутка.
- Давайте мы с вами на минутку вернёмся в наше раннее детство и немножечко отдохнём.
Слайд 24
Дом « Небылицы и докучные сказки»
- Есть в устном народном творчестве ещё несколько жанров, которые очень нравятся детям.
- Объясните, как вы понимаете смысл этих слов.
- На уроках литературного чтения вы в этих жанрах уже попробовали проявить свои творческие способности, сочиняли и учили небылицы и докучные сказки, делали к ним рисунки. И вот, что у нас получилось.
Слайды 25 – 37
Выступления детей.
Работа над созданием проекта.
Слайд 38
- Остались в нашей деревушке ещё несколько красивых домиков. Только закрыты они пока.
- Как вы думаете, кто живёт в этих домиках?
- Какое общее название можно дать этим словам?
- Почему они пока закрыты?
- Исходя из своих интересов и желаний. вы разделились на четыре творческие группы. Названия каждой из групп записаны на табличках.
( Скороговорки, песенки, загадки, считалки).
Задача каждого из вас выбрать материал для создания проекта. На ваших столах лежат книги, из которых вы можете взять необходимую вам информацию. Выберите понравившиеся вам произведения. Запишите их на листок или положите закладку на нужную страницу. Если есть красочные иллюстрации, можно сделать фото. Дома. по желанию, вы можете дополнить информацию из других источников. Подумайте, как вы оформите свой проект. Это могут быть фотографии, рисунки, поделки. Если вам потребуется мой совет, поднимите сигнальную карточку.
Подведение итогов.
- Наше занятие подходит к концу. Мне очень хочется закончить его прекрасными словами А. Заболоцкого
Слайд 39
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века,
Творим по мере сил.
- Творите! Не бойтесь ошибок и неудач! Ставьте перед собой цели и смело шагайте к их достижению! У вас всё получится! И уже на следующем занятии перед вами откроются многие двери. Я желаю вам удачи! И жду с интересными идеями и предложениями.
15