Статья по теме Методика организации и проведения декады трудового обучения в специальной ( коррекционной) школе


Образовательная организация: областное государственное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями развития № 25 г. Братска.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕКАДЫ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА.
Автор: учитель профессионально-трудового обучения (столярное дело) Дятлов Василий Викторович, г. Братск.
Аннотация: Проблемы формирование мотивации к обучению, трудовой деятельности у учащихся с ОВЗ вызывает потребность педагогов в поиске эффективных форм повышения мотивации к обучению. В статье описана методика организации и проведения декады трудового обучения. Опыт работы руководителя проблемно-творческой группы учителей может быть полезен для педагогов, руководителей методических объединения, заместителей директоров по УР и ВР специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Основной целью образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида является социализация воспитанников.
Цель образовательного процесса достигается через ряд задач:
1.Максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
2.Подготовка учащихся к производительному труду.
3.Социальная адаптация в условиях современного общества.
Включение умственно отсталых детей и подростков в трудовую деятельность с самого начала развития олигофренопедагогики признавалась одним из главных условий подготовки к самостоятельной жизни. Труд умственно отсталых детей способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки. Трудовое обучение содержит большие возможности в деле исправления недостатков учащихся.
В сложной структуре развивающейся личности умственно отсталого ребёнка существенное место занимает мотивационно - потребностная сфера. Мотив – это то, что побуждает человека к поступкам и различным видам деятельности.
Для умственно отсталых детей характерны незрелость мотивационной сферы ребёнка, слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности, недостаточность социальных потребностей. Мотивационная сфера развивается крайне замедленно. Формирование мотивации к обучению, труду осложнено тем, что идёт утяжеление контингента специальных коррекционных школ.
Правильная организация коррекционно-развивающего воздействия на личность ребёнка с особыми образовательными потребностями в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната позволяет достигать положительных результатов при подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду.
Активизация познавательной деятельности школьников с особыми образовательными потребностями – актуальная проблема коррекционной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют хотя бы внешнюю мотивацию к обучению (формирование внутренней мотивации – сложнейший процесс), то эффективность образовательного процесса существенно возрастает.
Для формирования мотивации, познавательного интереса учащихся к урокам трудового обучения и к трудовой деятельности в олигофренопедагогике существует целая система форм, метолов и приёмов.
Мы остановимся на одной из современных эффективных форм формирования познавательного интереса, которой является школьная предметная декада. Предметная декада – это мощное дополнительное средство формирования у обучающихся интереса к предмету, средство расширения и углубления знаний, приобретенных на уроках.
Предметные декады способны  формировать познавательную активность, мотивацию к обучению, несут коррекционную направленность.
К тому же предметные декады объединяют усилия педагогов – учителей и воспитателей для достижения общих целей образования. Деятельность проблемно-творческих групп педагогов, коллективные творческие дела учащихся направлены на коррекцию недостатков развития.
Поделюсь собственным опытом работ по организации и проведению школьной предметной декады по трудовому обучению.
В этом учебном году, в рамках методического объединения учителей была организована и проведена декада трудового обучения по теме «Землю красит солнце, а человека – труд».
Были поставлены цели декады:
1. Формирование (повышение) мотивации к обучению у учащихся с различными образовательными возможностями, развитие учебно-познавательных компетенций.
2. Активизация взаимодействия педагогов, повышение профессионального мастерства, творческого потенциала, качества преподавания.
Этапы работы по организации и проведению декады:
1. Составление плана декады, согласование с руководителями методического объединения учителей, воспитателей, заместителями директоров, директором школы.
2. Утверждение плана декады на методических объединениях.
3. Оглашение плана декады на общешкольной линейке.
Цель: познакомить учащихся и педагогов с планом декады, настроить на творческую деятельность.
4. Оформление объявления на кружке изобразительной деятельности силами учащихся.
Важность данного этапа состоит в том, что учащиеся сами под контролем руководителя кружка по изо деятельности оформляли объявление. Развитие творчества, умение подобрать сюжетный материал, ответственность при выполнении работы, коллективный труд – способствуют коррекции недостатков развития.
5. Проведение внеклассных мероприятий по классам. Общая тематика «Значение труда в жизни человека».
Цель внеклассных мероприятий: формирование учебно-познавательных, социальных компетенций, мотивации к урокам трудового обучения, к трудовой деятельности.
Проведены следующие внеклассные мероприятия: деловая игра «Интервью журналиста»; классные часы «О трудолюбии», «Какие бывают профессии?», «Маленький труд лучше большого безделья», «Трудовые руки»; праздник «Под лежачий камень и вода не течёт» и др.
На внеклассных мероприятиях использовались различные методы, которые способствовали коррекции познавательной деятельности, формированию мотивации к урокам труда и трудовой деятельности. Это составление и анализ пословиц; моделирование ситуаций; прослушивание, чтение, анализ литературных произведений; проведение физминуток по теме; коррекционно-развивающие упражнения «Угадай, какая профессия»; отгадывание загадок; инсценировка стихотворений, сказок, песен; творческие работы; мастер-классы; составление азбуки профессий; конкурс «Аукцион профессий». Эти виды работ способствали развитию и коррекции познавательной деятельности, мышления, формированию мотивации к труду.. 6. Конкурс стенгазет.
1,2,3,4 классы. Тема – «Значение труда в жизни человека.
Цель: Формирование учебно-познавательных, социальных компетенций, мотивации к урокам трудового обучения, к трудовой деятельности.
5-9 классы – стенгазета рекламного характера (5 класс – реклама профессий штукатура-маляра, швеи; 6 класс – реклама профессий столяра, швеи; 7 класс – реклама профессий столяра, штукатура-маляра; 8 класс – реклама профессий столяра, швеи; 9 класс - реклама профессий столяра, штукатура-маляра.Цель: формирование интереса к урокам профессионально-трудового обучения, расширение знаний о профессиях, профориентационная работа.
Оформление стенгазеты – это коллективная творческая деятельность детей. Для повышения эффективности работы с детьми, педагогам была предложена структура КТД (автор доктор педагогических наук – И.П. Иванов), которой педагоги придерживались и которая дала значительный результат.
Этапы работы над стенгазетой (на всех этапах ведущая роль – педагога):
- стартовая беседа (цель – создание мотивации к работе – общее дело);
- коллективное планирование (обсуждение «Какая у нас будет газета?», «Что нарисуем, напишем?» «Где возьмём информацию?»);- коллективная подготовка (распределение обязанностей);
- проведение КТД (непосредственно оформление стенгазеты);
- коллективное подведение итогов (Оценивание результата, Что получилось? Почему? Что не удалось? Почему? Что учтём на будущее?) Оформление стенгазеты по предложенной тематике несёт огромную коррекционную направленность - способствует формированию умения работать в коллективе, считаться с товарищами, выполнять каждому свою работу для достижения общей цели, расширяет представление учащихся о круге профессий, повышает интерес к урокам труда и трудовой деятельности.
Были определены критерии оценивания (для жюри):
1.Соответствие предложенной теме – 5 б.
2.Соответствие возрасту учащихся - 5 б.
3.Познавательный характер стенгазеты-5 б.
4.Эстетичность, красочность оформления стенгазеты- 5 б.
5.Оригинальность, творческий характер работы – 5 б.
6.100% учащихся класса принимали участие в работе -5 б. (в том числе дети-инвалиды и дети группы риска, кто-то рисовал, кто-то вырезал, приклеивал, помогал учителю подбирать материал )7. Выставка работ – «Вести с уроков труда».
1,2,3,4 классы – выставка поделок с уроков ручного труда - «Умелые руки не знают скуки».
5-9 классы - выставка поделок учащихся швейной, столярной, штукатурно - малярной мастерской: «Белошвейка», «Деревянных дел мастер», «Цветная радуга».
Были определены требования к выставке:
- обязательное название выставки, Ф.И.О. учителя;
- наличие у каждой работы паспорта (в печатном виде – название работы, материал, из которого выполнена работа, Ф.И. ученика, класс);
- обязательное участие в выставке учащихся группы риска и детей – инвалидов;
- на выставке должно быть по одной работе от класса к городскому конкурсу новогодней игрушки.
Демонстрирование результатов своего труда, радость от того, что участвуешь в общем деле - вызывает желание трудиться, создавать прекрасное, быть полезным обществу. Это самый важный, практически направленный момент в декаде трудового обучения.
8. Экскурсии по школьным мастерским для 1,2,3,4 классов.
Цель: формирование, закрепление мотивации к урокам трудового обучения, трудовой деятельности, профориентационная работа.
Были определены требования к проведению экскурсии:
- Информация должна соответствовать возрастным особенностям детей.
- Должна быть обеспечена безопасность детей - гостей в мастерской.
- Экскурсия должна носить познавательный, коррекционно-развивающий характер.
- Обязательное участие учащихся старших классов (5-9) в проведении экскурсии.
- Обязательное проведение учителями начальных классов беседы с детьми «Что понравилось? Что запомнилось?»
Методика проведения экскурсии (на примере столярной мастерской)
Тема: «Реклама профессии – столяр».
Цели:
1.Формирование учебно-познавательных, социальных компетенций.
2.Развитие мотивации к урокам трудового обучения, к трудовой деятельности.
3.Воспитывать уважительное отношение к труду, к людям рабочих профессий.
Ход экскурсии:
1. Организационный момент. Приветствие гостей.
2. Сообщение темы экскурсии.
Коррекционно-развивающие упражнения «Собери части пословицы «(Труд человека кормит, а лень портит»), объясни значение», «Собери слово (столяр) из букв».
3. Основная часть экскурсии.
Чтение учеником старшего класса стихотворения «Столяр». Беседа по содержанию
Загадывание загадок «Столярные инструменты» (с демонстрацией инструментов).
Показ станков и рассказ об их назначении. Беседа.
Показ столярных изделий (журнальный столик, табурет, полочка для книг, кухонные принадлежности). Беседа.
4. Итог экскурсии. Беседа «Что вам понравилось на экскурсии? Что запомнилось?»
Значение экскурсий для учащихся младших классов – увидеть перспективу своего дальнейшего обучения, для старших – возможность показать и рассказать младшим то, чему сами научились.
9. Конкурс стихотворений на тему «Землю красит солнце, а человека – труд» – общешкольное итоговое мероприятие. В конкурсе участвовали по 2 человека от класса (прошедшие отборочные туры), 1 учащийся – 1-2 группы, 2 учащийся – 3-4 группы по педагогической дифференциации). Цель: Формирование уважения к труду, к людям труда через творческую деятельность. Декламирование стихов с элементами драматизации позволило ярко, красиво подвести итог всей декады.
Были определены критерии оценивания для жюри:
- Соответствие теме декады – 5 б.
- Соответствие возрасту – 5 б.
- Чёткость, громкость, правильность, выразительность, осознанность речи – 5 б.
- Наличие атрибутов, элементов драматизации – 5 б.
- Знание стихотворения наизусть – 5 б.
10. Подведение итогов декады на общешкольной линейке. Награждение победителей в конкурсах. Награждение победителей декады.
Завершение декады – подведение итогов большой работы детского и педагогического коллектива.
11. Анализ декады трудового обучения на методическом объединении учителей.
По отзывам коллег – уровень организации – высокий, уровень проведения – высокий, степень включённости учащихся – выше средней, что говорит о том, что данная методика проведения декады трудового обучения получила одобрение педагогического коллектива и достигла своей цели. Декада способствовала формированию (закреплению) мотивации учащихся к урокам трудового обучения, активизации взаимодействия специалистов.
12. Отзывы учащихся о декаде на классных часах.
Практически все учащиеся с удовольствием участвовали во всех мероприятиях декады. Отзывы положительные, дети много нового узнали о мире профессий, понравилось КТД – оформление газеты, экскурсии, выставка работ, конкурс стихов о труде, о людях различных профессий.
Обобщив опыт работы по организации и проведению декады трудового обучения можно сделать вывод: декада способствует коррекции недостатков развития учащихся, служит мощным стимулов формирования мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует организации продуктивного взаимодействия педагогов.
Перспектива развития планирования и организации школьной декады трудового обучения: сделать декаду традиционной, ежегодной, расширив содержание декады открытыми уроками трудового обучения, мастер-классами учителей начальных классов и профессионально-трудового обучения (столярное дело, штукатурно-малярное, швейное дело).
Список используемой литературы:
1. Мирский С.П. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В.Воронковой. М.: Просвещение– 1994.
3. Специальная педагогика: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Назаровой Н.М. – М.: Изд. Центр «Академия» , 2005. – 400с.