Статья Методика организации и проведения школьных предметных олимпиад с применением дифференцированного подхода в специальной (коррекционной) школе VIII вида.


Образовательная организация: областное государственное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями развития № 25 г. Братска.
Автор: учитель-дефектолог (начальные классы) Дятлова Ирина Геннадиевна, г. Братск.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Аннотация: В статье описан опыт организации и проведения школьных предметных олимпиад по математике и русскому языку в специальной (коррекционной) школе с применением дифференцированного подхода. Опыт работы методического объединения учителей может быть полезен для учителей-дефектологов, руководителей методических объединения учителей, заместителей директоров по УР специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Одна из задач специальной (коррекционной) школы - максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности, что служит реализации цели школы - подготовка к самостоятельной жизни и труду учащихся с особыми образовательными потребностями.
Дети с интеллектуальными нарушениями имеют неодинаковые возможности обучения, разные потенциальные компенсаторные возможности, что связано с различной глубиной и распространённостью нарушений.
На сегодняшний день по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, вне зависимости от глубины и степени распространённости, принята позитивная социальная модель – «Развитие» (каждый ученик с ограниченными возможностями здоровья способен на обучение и развитие в соответствии со своими возможностями при организации адекватных условий для этого).
По педагогической дифференциации по уровням усвоения программного материала, выделены группы учащихся по усвоению программного материала по основным учебным предметам.
К первой группе и ко второй группе отнесены учащиеся, которые наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения – таких учащихся, к сожалению, становится всё меньше и меньше.
Учащиеся, которые отнесены к 3 и 4 группам, с трудом усваивают программный материал.
Контингент коррекционных школ VIII вида, постепенно меняется и характеризуется более выраженной умственной отсталостью.
Это вызывает необходимость поиска путей совершенствования процесса обучения и воспитания.
Работая по теме школы «Организация образовательного процесса, ориентированного на достижение базового уровня учебно-познавательных компетенций учащимися с разными образовательными возможностями как условия формирования социальной компетентности воспитанников», в рамках методического объединения проанализировали отнесённость учащихся 1-9 классов к группам и выявили, что 65 % учащихся относится к 3 и 4 группам педагогической дифференциации.
Эти данные стимулировали педагогов в рамках методического объединения учителей активно искать эффективные формы обучения учащихся с различными образовательными возможностями.
Второй год внедряем новую для нашего учреждений форму повышения познавательной активности учащихся – школьные предметные олимпиады по математике и русскому языку. Разработана методика организации и проведения.
Поставлены цели школьной олимпиады:
1. Формирование учебно-познавательных компетенций.
2. Формирование (повышение) мотивации к урокам математики (русского языка) у учащихся с различными образовательными возможностями развития, коррекция познавательной деятельности и мышления.
3. Воспитание самостоятельности, умения преодолевать трудности, достигать цели деятельности.
Сформулирован основной принцип олимпиады: к участию приглашаются дети с различными образовательными возможностями развития (не только учащиеся, которые учатся на «4» и «5», но и по разным причинам слабоуспевающие ученики).
Основная идея олимпиады: создание ситуации успеха в обучении для каждого учащегося вне зависимости от степени и глубины дефекта, вне зависимости от отнесённости к какой-либо группе 1-4) Определено содержание тестовых заданий для 1-4 классов (в соответствии с программным материалом по каждому классу):
1. Звуки, буквы.
2. Звуки гласные, согласные.
3. Звонкие, глухие согласные.
4. Твёрдые, мягкие согласные.
5. Слоговой состав слова, правила переноса слова с одной строки на другую.
6. Предложение. Границы предложения. Деформированное предложение.
7. Правописание гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща-чу-щу).
8. Правописание безударной гласной, проверяемой ударением.
9. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
10. Восстановление деформированного текста.
11. Правописание безударной гласной, не проверяемой ударением (словарные слова).
12. Правописание имён собственных.
Содержание тестовых заданий для 5-9 классов (в соответствии с программным материалом по каждому классу):
1. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.
2. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
3. Состав слова.
4. Части речи.
5. Главные, второстепенные члены предложения.
6. Восстановление деформированного текста.
7. Восстановление деформированного предложения.
8. Правила переноса слова с одной строки на другую.
9. Мягкий знак для смягчения согласных, разделительный мягкий знак, разделительный твёрдый знак.
10. Правописание безударной гласной, не проверяемой ударением (словарные слова).
11. Правописание имён собственных.
Разработаны тестовые задания по русскому языку для каждого класса.
Виды заданий можно увидеть на примере тестов для 4 класса:
1. Соотнеси слово и его характеристику ( с помощью стрелок):
пальто 5 букв, 5 звуков.
молоко 6 букв. 5 звуков.
домик 6 букв, 6 звуков.
2.Вычеркни буквы, обозначающие звонкие согласные звуки:
а, к, л, о, з, д, у, р, ж, ы, ю, з, п, в, е .
3.Обведи слоги с мягкими согласными:
пя, ро, ли, ды, зу, но, ке, мя, зё, ве, ду, си, ло.
4. Вычеркни слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую:
машина, слон, яркий, красная, соль, барабан, заяц, мороз, яма.
5.Возле предложения напиши количество слов:
В феврале стоят сильные морозы.
6.Расставь номера слов так, чтобы получилось предложение:
1 2 3 4 5 6
падает белый снег землю пушистый На
7.Зачеркни лишнюю буквы:
яго (т, д)ка, площа (д,т) ка, ска (з,с)ка, тра (ф,в) ка, зу (п,б) ки.
8. Обведи нужную букву:
м (а,о) сты, ст (и.е) кло, сл (и,е) за, р (о.а) са.
9.Расставь номера предложений, чтобы получился небольшой рассказ:
1.Ребята спрятались под дерево.
2.Дети пошли в лес за грибами.
3.Через полчаса дождь закончился.
4.Вдруг пошёл сильный дождь.
5.Был прекрасный летний день.
10. Соедини словарное слово и верную букву:
Зд . ровьеа
Сп . сибоо
К . рабльо
Завтр . к о
Тракт . р а
Тестовые задания по русскому языку направлены на закрепление знаний, умений и навыков по программному материалу, на коррекцию недостатков познавательной деятельности и мышления, фонематическое восприятие, языковой анализ и синтез, классификацию, обобщение, планирование, умение делать выводы.
Определено содержание тестовых заданий по математике (в соответствии с программным материалом по каждому классу, задачи - исключены):
1. Прямой и обратный счёт.
2. Сравнение чисел.
3. Сложение чисел без перехода через десяток.
4. Сложение чисел с переходом через десяток.
5. Вычитание чисел без перехода через десяток.
6. Вычитание чисел с переходом через десяток
7. Умножение, деление (с 4 класса).
8. Геометрическое задание.
Также, согласно программному материалу, определены пределы числовых данных:
1 класс - в пределах 10; 2 кл. – в пр.20; 3, 4 класс- в пр. 100; 5 класс – в пр. 100 и 1000; 6 класс - в пр.1000 и 10000; 7 , 8, 9 классы – в пр. 1000, 10000 и 1000000.
Разработаны тестовые задания по математике для каждого класса.
Виды заданий можно увидеть на примере тестов для 2 класса:
1. Обведи число (в скобках), которого не хватает в числовом ряду (3, 11, 13,14,).
Числовой ряд: 8, 9, 10, 12,13, 14, 15,16,17 ,18.
2. Подчеркни числа (в скобках), которых не хватает в числовом ряду. (19,18,17,16,156,13,12):
20 , 19 , . , 17 , 16 , . , 14, . , 12.
3. В каждой паре чисел обведи то число, которое меньше:
1 и 10
19 и 16 20 и 18
4. Соедини стрелками пример и ответ:
16 + 3 17
1 + 19 19
12 + 5 20
5. Зачеркни примеры, которые решены неверно:
17 + 3 = 20 5 + 15 = 20
12+ 6 = 1 9 11+ 4 = 16
6. Соедини стрелками пример и число, которое пропущено в примере:
17- … = 10 1
20 - … = 19 6
18 - .. = 12 7
7. Вычеркни примеры, которые решены неверно:
16 - 4 = 1320- 7 = 3
19-5 =14
8. В примерах вместо точек поставь знак «+», « - ».
13 …3 = 16 20…15 = 5
18 …2= 20 20 …16 = 4
9. Продолжи ряд чисел (счёт двойками):
2, 4 , . , . , . , . , . , . , . , . .
10. Раскрась зелёным цветом квадрат.
3301365100330001891665241300017716516700500
Определены этапы организации, подготовки и проведения олимпиады:
1. Составление и корректировка тестовых заданий участниками проблемно-творческой группы учителей.
2. Определение сроков проведения олимпиады.
3. Подготовка учащихся к олимпиаде – фронтальная и индивидуальная (включение аналогичных тестовых заданий в уроки русского языка (математики) и индивидуальная работа во внеурочное время).
4. Отборочные туры по классам.
5. Проведение олимпиады (отдельно 2-4 класс, отдельно 5-9 класс)
6. Подведение итогов (подсчёт баллов комиссией, распределение призовых мест, награждение участников на общешкольной линейке)
Критерии оценки и способы оценивания тестовых заданий:
1. За каждое правильное выполненное задание начисляется 5 баллов, если задание выполнено не полностью или частично верно, соответственно 4,3,2 или 1 балл (в зависимости от количества ошибок), если задание не выполнено – баллы не начисляются.
2. 90-100% правильных ответов – 1 место; 80-90% - 2 место; менее 80 % - 3 место.
Проводится подготовительная работа непосредственно перед олимпиадой:
1. Оформление класса, создание атмосферы праздника.
2. Подготовка призов каждому участнику.
Прописана процедура проведения олимпиады:
1. В назначенное время участники олимпиады приходят в класс.
2. Приветствие, поздравление детей (прошли отборочные туры по классам). Создание доброжелательной, спокойной обстановки. Настрой на положительный результат.
3. Выдача тестовых заданий учащимся (использование дифференцированного подхода: например, учащийся 4 класса 1-2 группы по педагогической дифференциации получает задание по программному материалу 4 класса, учащийся 3-4 группы – за 2 или 3 класс (в зависимости от степени овладения программным материалом; также учащийся в зависимости от уровня работоспособности и темпа деятельности получает бланк с 10 или с 5 заданиями).3. Инструктаж по выполнению тестовых заданий:
- Ребята, внимательно читайте каждое задание.
- Не торопитесь. Главное не быстро выполнить задание, а правильно (время выполнения не учитывается).
- Если кому-то понадобится помощь – поднимите руку.
Настрой на качественное выполнение работ.
4. Самостоятельное выполнение заданий детьми (похвала, одобрение, стимулирование деятельности).
5. Допускается дозированная помощь, при необходимости повторный инструктаж (индивидуально, в случае недостаточного понимания детьми смысла заданий).
6. Учащимся при выполнении тестовых заданий рекомендуется использовать различные средства обучения: счётный материал, таблица Пифагора, памятки, алгоритмы рассуждений, таблицы и др.
7. После выполнения задания – предлагается ребёнку ещё раз проверить выполненную работу.
8. Сдача работ комиссии.
9. Поздравление участников с окончанием олимпиады. Вручение небольшого приза.
В течение двух лет мы проводим в школе олимпиады (1 раз в год по математике и русскому языку) и можем сделать выводы: эта форма работы является современной, интересной детям, а главное, эффективной. Если в пошлом году мы приглашали по 2 человека от класса, то в этом году, по просьбе педагогов и учащихся - по 3 человека. Популярность олимпиады растёт из года в год. Дети с удовольствием принимают участие в олимпиаде, принимают активное участие в отборочных турах, проявляют высокую познавательную активность. По отзывам педагогов, мотивация к урокам русского языка и математики повышается, а самое важное, что учащиеся 3 и 4 группы, которые принимают активное участие в олимпиаде, развиваются и обучаются в ситуации успеха, что очень важно для наших учащихся. Опора на положительные качества личности, формирование стремления преодолеть трудности в учёбе, чувствовать себя успешным в посильной деятельности – это компенсация дефекта детей с ОВЗ.
Перспектива развития эффективной формы развития познавательной активности учащихся с применением дифференцированного подхода – школьной предметной олимпиады: на методическом совете специальных (коррекционных) учреждений г. Братска и Братского района обсудить перспективу поведения школьных предметных олимпиад (по математике и русскому языку) среди учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Список использованной литературы:
1. Аксёнова А.К. «Методика преподавания русского языка в коррекционной школе», М.: «Просвещение», 2006 г.
2. В. В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Подготовительный, 1-4 классы», М.: Просвещение, 2011 г., 191 с.3. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Школа-пресс, 1994, 416 с.
4. Перова М.Н. «Методика преподавания математики в коррекционной школе», М.: «Просвещение», 2009 г.