Методика формирования вычислительных навыков в коррекционной школе посредством проведения устного счета на уроках математики
Методика формирования вычислительных навыков в коррекционной школе посредством проведения устного счета на уроках математики
Формирование и развитие личности детей с ограниченными возможностями здоровья и проблемы образовательные и воспитательные - вот основные задачи и цели педагогов коррекционной школы восьмого вида.
Известно, что учащиеся коррекционной школы отличаются нарушениями внимания, импульсивностью или инертностью, лёгкой отвлекаемостью, повышенной утомляемостью, психической нестабильностью.
На изучение математики в учебном плане специальной школы отводится большая часть всего времени. Математика является одним из предметов, который вызывает значительные затруднения у большого количества учащихся.
Формирование вычислительных навыков, помимо коррекционного, имеет огромное практическое значение для учащегося коррекционной школы, т.к. ее выпускники сразу вступают в самостоятельную жизнь и включаются в производственный труд. Совершенно очевидно, что социальная адаптация невозможна без прочного овладения необходимыми навыками счета.
Разнообразная подача математического материала эмоционально воздействует на детей. Дополнительные сведения познавательного характера способствуют активности учащихся, так как в заданиях:
Заложена смена деятельности детей (они слушают, думают, отвечают, составляют выражения, находят их значения и дописывают результаты);
Узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи изучаемых в школе предметов, расширяет кругозор, способствует общему развитию, но и побуждает к самостоятельному познанию нового.
Опытный учитель знает, как важно, чтобы урок с самого начала «заладился». Если хорошо проведен устный счет, с известной долей уверенности можно сказать, что ребята будут активны. Задания, подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес, сыграют свою роль - подготовят детей к восприятию нового материала, к решению предложенных упражнений.
Упражнения в устном счете являются обязательной составной частью работы учителя с учащимися на каждом уроке математики во всех классах за исключением уроков-контрольных работ.
Цели:
Общеобразовательная - знания учащихся и их умении выполнять устные операции помогают им хорошо адаптироваться в обществе.
Воспитательная - ученики, хорошо владеющие приемами устного счета, как правило, самостоятельны не только на уроках математики, но и на уроках по другим предметам (особенно самостоятельны в тех случаях, когда в уме можно произвести несложные подсчеты).
Коррекционно-развивающая - развитие логического мышления, слуховой и зрительной памяти, внимания, формирование умений сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержания педагогической деятельности - ученик. А потому, включая ребенка в какой-либо вид деятельности, не следует забывать о его психофизиологических и индивидуальных особенностях.
Для достижения желаемого положительного результата перед устным счетом ставится целый ряд дидактических задач:
знакомить учеников с новыми приемами устных вычислений и закреплять их в сознании учащихся методами упражнений;
повторять и закреплять материал по всем основным разделам программы;
готовить учащихся к восприятию нового материала;
переключать учащихся с одного вида деятельности на другой вид деятельности;
устный счет может являться приемом проверки домашнего задания;
при изучении относительно несложного нового материала устный счет может являться средством для выявления степени его первичного усвоения учащимися;
развивать познавательный интерес учащихся.
Формирование вычислительных навыков – трудоемкое и порой скучная для учащихся работа, если не вноситься разнообразие в ее организацию. При проведении устного счета можно использовать большое количество дидактических игр, и особенно те из них, в которых используется соревновательный момент: при решении несложных арифметических задач можно устно составить и решить задачу, аналогичную решенной в классе, но с более простыми числовыми данными (использовать схемы к задачам).
Исследования А. А. Хилько и других ученых обнаруживают, что многие учителя допускают следующие ошибки в планировании и проведении устного счета:
на устный счет отводится слишком мало времени;
материал, используемый для проведения устного счета, недостаточно разнообразен.
Поэтому, для создания на уроках математики ситуации успеха и достижения поставленных задач существует ряд требований, необходимых для каждого урока. Вот основные из них:
корригирование навыков познавательной деятельности;
доступность содержания предлагаемого материала;
решение задач социальной адаптации;
использование наглядных средств, в том числе разработанных и изготовленных собственноручно, занимательного материала;
индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;
использование различных форм и методов работы, в том числе элементов игры и соревнования;
обеспечение интеллектуальной активности учащихся: обучение сравнению, обобщению, конкретизации (применительно к новому материалу);
систематичность, разнообразие повторения и закрепления пройденного материала.
Существуют такие формы проведения устного счета:
фронтальный;
фронтально-индивидуальный;
индивидуальный.
Фронтальная форма предлагает представление всему классу и проверку его выполнения одновременно у всех учеников. Такая форма характерна для начальных (младших) классов, она используется с привлечением специальной наглядности.
Фронтально-индивидуальная форма. Задания даются всем ученикам, проверка осуществляется выборочно, но при активном участии всех детей. Данная форма типична для коррекционной школы. Наиболее частыми для фронтально-индивидуальной формы являются задания: «Счет цепочкой», «Круговые примеры», Арифметическое лото».
Индивидуальная форма - это такая устная работа, которая используется как в младших классах, так и в старшем звене. Отличается от письменных упражнений тем, что фиксируется только конечный результат.
При этой форме работы каждому ученику дается ряд упражнений индивидуально. Проверка выполненных заданий осуществляется также индивидуально.
Например, сюда могут входить:
работа с карточками (перфокарты);
использование электронных игр (программированные задания);
математические диктанты.
По внешним формам проявления участвуют следующие анализаторы: зрительный, слуховой, смешанные формы.
К зрительным анализаторам относятся карточки, различные записи на доске. К слуховым - устные задания и ответ.
Для успешного обучения учащихся специальной (коррекционной) школы математике учитель должен хорошо изучить состав учащихся, знать причины умственной отсталости каждого ребенка, особенности его поведения, определить его потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения его во фронтальную работу класса с учетом его психофизиологических особенностей, степени дефекта. Это даст возможность правильно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, наметить пути коррекционной работы, обеспечить их всестороннее развитие.
Выработка любых умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму.
Наиболее насыщены таким материалом внеклассные мероприятия по математике. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память. В игре ребенок незаметно для себя выполняет большое число арифметических действий, тренируется в счете, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур.
Устный счет - обязательный элемент на уроках математики. Каждый раз я стараюсь включить задания, оживляющие урок, активизирующие умственную деятельность учащихся.
При обучении в начальных классах наиболее распространена беседа.Это объясняется прежде всего психологическими особенностями детей, младшего школьного возраста. Вопрос стимулирует внимание детей, позволяет включать их в коллективную работу класса и осуществлять руководство познавательной деятельностью детей.
Рассмотрим использование беседы на этапе устного счета. Прием постановки вопросов в определенной логической последовательности здесь не играет особой роли. Цель беседы на данном этапе — закрепить математические понятия, совершенствовать навыки устных вычислений. Вопросы обычно носят репродуктивный характер.
Приведу пример беседы, которая наиболее часто встречается в практике обучения.
Учитель предлагает:
1. Найди сумму чисел 8 и 7.
2. Увеличь 5 на 4.
3. К какому числу надо прибавить 20, чтобы получить 28?
4. Чему равна сумма чисел 25 и 14? Чему равна разность этих чисел?
Если учитель ограничивается продумыванием только содержания предлагаемых вопросов, то активность учащихся, как показывает практика, снижается. Поэтому на этапе устного счета учитель уделяет особое внимание приемам, активизирующим деятельность учащихся.
Перечислю эти приемы.
1. Использование демонстрационных карточек:
Учитель показывает две карточки с числами
8 и 7 и спрашивает, какие, действия можно выполнить с данными числами? (Сложение и вычитание.) Затем предлагает задания:
Найди сумму этих чисел.
Найди разность этих чисел.
Увеличь число 80 на 2, на 20.
Уменьши число 80 на 2, на 20.
После этого учитель выставляет на доске три карточки с числами 20,9 и 11 и спрашивает:
— Какое число из данных трех чисел может быть уменьшаемым?Составь пример. Реши его устно. Какие числа из данных трех чисел могут быть слагаемыми? Составь примеры. Реши их устно.
2. Работа с перфокартами.
Каждый ученик получает индивидуальную перфокарту, содержащую одинаковые примеры с различными заданиями. Учащиеся выполняют задания самостоятельно.
После выполнения задания учитель проводит беседу.
— Прочитайте примеры, в которых находили разность. Прочитайте примеры, в которых находили сумму.
В данном случае метод беседы сочетается с методом самостоятельной работы учащихся. Такое сочетание в практике необходимо, а использование перфокарт активизирует учащихся в процессе беседы.
3. Запись выражений на доске.
3*8 4*4
6*5 3*10
8*2 6*4
Предлагаю задания.
— Увеличь первое произведение на 7. Уменьши второе произведение на 4. Найди разность второго и третьего выражений. Найди сумму пятого и шестого выражений. Прочитай выражения с одинаковыми значениями.
4. Использование индивидуальных карточек с числами.
У каждого ученика на парте лежат карточки с числами:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Читаю выражение, например, три умножить на восемь, ученики поднимают карточку с соответствующим числом (ответ).
3*8 (24)
6*5 (30)
8*2 (16)
5. Выбор ответов.
На доске выписаны числа:
32 34 53 84 41 78 96
Читаю выражения, учащиеся должны выбрать и прочитать соответствующее этому выражению значение:
4*8 (32) 35 + 6 (41) 80-2 (78)
6. Использование сигнальных карточек.
Предлагаю учащимся вопросы, связанные с нахождением значений выражений. Прочитав выражение, он показывает на одно из чисел, записанных на доске. Если ответ совпадает с указанным числом, ученик показывает зеленую карточку, если не совпадает — красную.
Например, на доске записаны числа:
23 43 35 48 14 87 69
Предлагаю увеличить на 4 число 39 и показывает на число43. Ученик поднимает зеленую карточку. Далее учитель просит уменьшить на 5 число 29 и показывает на число 23. Ученик поднимает красную карточку.Учитель спрашивает, что ответ больше или меньше числа 23? На сколько больше? На сколько нужно уменьшить 29, чтобы получить 23?
7. Обоснование полученных ответов (с использованием различных записей на доске).
На доске дается запись:
5*3=15
5*3 = 8
5*3 = 2
Спрашиваю:
— Какой знак действия нужно поставить в первом случае? (Знак умножения.) Почему? (Чтобы получить 15, нужно 5 повторить слагаемым 3 раза,5 умножить на 3 равно 15.) Какой знак действия необходим во втором случае?(Знак сложения) Почему? (В ответе число 8, значит, 5 нужно увеличить на 3.)Сравни второе равенство с первым.
На каждом уроке математики я стремлюсь провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус. Мой девиз — учить играя. И это не мешает обучению детей, а, наоборот, помогает детям знакомиться с новым для них учебным материалом, закреплять изученный.
Приведу некоторые игры и игровые моменты, которые я часто провожу, обучая детей математике.
«Цветик-семицветик»
На магнитной доске или на фланелеграфе выставлен рисунок «цветика - семицветика».
Я читаю:
Лети, лети, лепесток, через запад, на восток, через север, через юг... возвращайся, сделав круг.
Дети хором:
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Ученики один за другим выходят к доске, отрывают лепесток и выполняют задание. Класс следит за отвечающим. Если ученик верно вычислил, класс хлопает в ладоши, ученик берет лепесток на парту. У кого в конце урока окажется 7 лепестков — 7 правильных ответов, может нарисовать «цветик-семицветик» и вместе с учителем написать на его лепестках новое задание.
«Почтальон»
Я читаю:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
Дети хором отвечают: Это он, это он наш веселый почтальон.
Выбираем почтальона (сейчас я в роли почтальона, т.к. уже для каждого ученика составлены задания) и вручаю детям: телеграммы, письма, открытки. На корреспонденции, кроме нескольких добрых слов адресату, задание — вычислить выражение, решить задачу. На партах — номера домов.
На уроке - игре детям гораздо интереснее. Но все-таки игра не должна подменять учебу. Безусловно, в начальных классах игровые моменты включать в урок необходимо, но обращаться с игрой в учебной деятельности нужно аккуратно, тщательно обдумывая сюжет игры, отбирая задания, которые помогут достигнуть поставленной на уроке цели с максимальной эффективностью.
На уроках часто использую стихи или просто рифмованные тексты.Введение такого материала оживляет урок, делая его занимательным, и дети, слушая стихи, незаметно включаются в учебный процесс и приобретают новые знания.
Если на уроке постоянно ставить перед учащимися те или иные вопросы, заставляющие их размышлять, то наряду с отработкой вычислительных навыков дети научатся рассуждать и смогут полюбить математику, часто принимаемую в школе за скучный предмет.