Методическая разработка«Методика проведения экскурсий по биолгии в специальной(коррекционной школе)-8 вида»
Методическая разработка
Методика проведения экскурсий по биологии в
специальной (коррекционной) школе – 8 вида.
В 6- 9 классах с (к) ш-8 вида образовательной программой по биологии для ознакомления учащихся с отклонениями в развитии с природой широко используются экскурсии. Они имеют большое образовательное - воспитательное значение: обеспечивают закрепление знаний полученных на уроке, непосредственное общение детей с природой родного края, трудом людей, работой предприятий, активную деятельность. Учитель имеет возможность показать ученикам предметы и явления природы, окружающего социума в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях о сезонных изменениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит учеников в жизнь окружающей природы, учит их подмечать и запоминать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Экскурсии доставляют особенным учащимся большую радость, оставляя положительный неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений , полученных в процессе наблюдений, воспитывается любовь к родному краю, Родине.
Роль экскурсий окружающего социума очень весома. При всех возможных различиях между экскурсиями, организация каждой из них складывается из ряда общих этапов и видов работ. Это и определение темы и цели; выбор места и объектов для знакомства и изучения; разработка маршрута и плана; знакомство с объектом, о деятельности которого предстоит узнать; подготовка учащихся к экскурсии; постановка групповых и индивидуальных заданий; непосредственное проведение экскурсии; закрепление знаний и оформление собранного материала.
В зависимости от цели и содержания экскурсии бывают разных видов. Природоведческие экскурсии, такие как «Берёзовая роща», «Золотая осень», «Лесная поляна», «Скворцы прилетели», «Зимняя сказка» и многие другие, знакомят школьников с многообразием окружающей природы. Воспитатели приучают детей бережно относиться к её богатствам. Эти встречи с природой обогащают учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающем мире, учат ребят ориентироваться на местности, способствуют формированию навыков самостоятельного изучения окружающего мира. Во время походов в лес воспитатели учат ребят правилам поведения в экстремальных ситуациях (заблудился, поранил ногу, началась гроза, случился пожар), закрепляя знания, полученные на уроках. Накануне экскурсии проводится инструктаж по технике безопасности. Таким образом, дети с отклонениями в развитии лучше усваивают теоретические знания и овладевают практическими навыками самосохранения.
Встречи с работниками предприятий дают возможность учащимся узнать информацию о рабочих специальностях, о продукции, которую выпускают или о видах работ, которые выполняются.
Во время непосредственного контакта с природой – прогулок по родным местам, экскурсий, наблюдений, ребёнок воочию видит и оценивает санитарное состояние любимых уголков. Часто бывает так, что самые посещаемые, любимые места остаются после “нерадивых” гостей грязными, непригодными для отдыха других людей. Поэтому предложенный педагогом экологический рейд по родным местам не раз находил поддержку и одобрение учащихся.
Экскурсионная работа занимает важное место в учебной и воспитательной работе школы, т.к. экскурсия является одной из эффективных организационных форм работы по адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью к жизни в обществе и их социализации. Экскурсия позволяет проводить наблюдения, изучать явления природы, знакомиться с окружающим миром.
Участие в общешкольных днях здоровья на природе, воспитывает силу, ловкость, развивает морально – волевые качества, выносливость, стойкость, дисциплинированность, учит любить каждый уголок, вырабатывает потребность в её защите от загрязнения, истребления.
На каждой экскурсии учащиеся должны получить систематизированные знания о явлениях и объектах природы. Эти знания помогут лучше усвоить учебный материал. В соответствии с этой задачей содержание экскурсий подбирается более обобщенное и полное. Поэтому экскурсии в природу очень важно проводить в то время, когда наступают в природе наиболее яркие изменения, и ставить такие задачи, которые целесообразнее всего решать именно на данной экскурсии.
В тоже время образовательной – воспитательной работе с учащимися на уроке и экскурсии существует тесная связь: знания, которые накапливаются у учащихся в процессе изучения учебного материала во время урока, уточняются, систематизируются на экскурсиях.
Таким образом, экскурсии проводятся как с целью сообщения учащимся новых знаний, так и для уточнения, обобщения естественнонаучных представлений полученных ранее на уроке. Учителю следует помнить, что обобщенные знания детей с интеллектуальной недостаточностью формируются постепенно , начиная с 6 класса на основе чувственного опыта должно идти накопление конкретных представлений о природных объектах и явлениях, но только в старших классах возможно подвести детей к первичному обобщению их знаний.
Природное окружение всегда дает обилие впечатлений на экскурсии от учащихся требуется длительное сосредоточивание внимания на большом количестве объектов.
Экскурсия как коллективная форма ознакомления учащихся с интеллектуальной недостаточностью с природой, окружающим социумом требует четкой организации всей их деятельности, определенной последовательностью в подаче материала и разнообразия приемов.
Следует помнить, что как раз формирование сознания умственно отсталого школьника менее всего поддаётся коррекции. Ему трудно освоить опыт существования в окружающем мире во всей его полноте, многообразий всех связей в мире природы и человеческом обществе. Необходимо направить все усилия, чтобы помочь ребёнку приспособиться к жизни. Л.С. Выготский рекомендовал искать “обходные” пути в решении этого вопроса. Общение – как определённые вид деятельности, вот на что следует обратить особое внимание, планируя воспитательную работу по краеведению с детьми. Общение – фундамент человеческой жизни, необходимость и потребность людей, способ их существования и жизнедеятельности. Вся человеческая жизнь – определённая система отношений, и каждый должен “вписаться” в неё, найти оптимальное соотношение между “Я” и “Не Я”.
На экскурсиях в основном организуются плановые коллективные наблюдения, также применяются и групповые формы работы. С учителем проводятся экскурсии в парк, лес, на луг, озеро, на сельскохозяйственные объекты, промышленные и торговые предприятия. Всегда в выборе места экскурсии мы руководствуемся программным материалом, но конкретизируем их с учетом местных условий. Следует отметить, что в одно и то же место или на один и тот же природный объект нужно проводить ряд экскурсий с целью установления последовательности в сезонных изменениях или этапах труда. В каждой последующей экскурсии должны быть моменты закрепления знаний, полученных ранее, и дальнейшее их расширение.
Успешное проведение экскурсии в большой степени зависит от тщательной подготовки к ней учителя.
Подготовка учителя к экскурсии.
Начинать работу следует с формирования умения целенаправленно рассматривать, то есть зрительно обследовать. Прогулки-наблюдения в природу, экскурсии по городу способствуют этому. Идём в лес, сквер, парк, рощу – любуемся красотой родного края, его неповторимостью. Посещаем архитектурные сооружения, исторические памятники – узнаём новое об истории города, района. Под руководством воспитателя дети вычленяют основные элементы, определяют их положение (центр города, окраина, за городом и т.д.), устанавливают значение объекта для жителей. Многократное выполнение таких заданий способствует развитию наблюдательности. Что в свою очередь позволяет ребёнку составить целостное и в то же время детальное представление об объекте. При этом следует подчеркнуть: рассматривание или узнавание предметов, объектов детьми с интеллектуальной недостаточностью требует более длительного времени, что связано с характерной для них замедленностью процесса анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.
Отдельно хочется выделить использование художественных источников во время проведения экскурсий, наблюдений. Это требует подготовки и даёт позитивный результат, - определяется положительный настрой будущего мероприятия. Источником информации служат художественные произведения поэтов и писателей Тверской области.
На каждую такую экскурсию в определённый родной уголок можно подобрать небольшое стихотворение или же прозаическое описание места посещения. Лучше использовать литературные произведения земляков.
Андрей Дементьев
«В саду»
Вторые сутки
Хлещет дождь.
И птиц как будто
Ветром вымело.
А ты по-прежнему
Поешь,—
Не знаю,
Как тебя по имени.
Тебя не видно —
Так ты мал.
Лишь ветка
Тихо встрепенется...
И почему в такую хмарь
Тебе так весело поется?
«Лось»
Лось заблудился.
Он бежал по городу.
И страшен был асфальт его ногам.
Лось замирал,
Надменно вскинув морду
Навстречу фарам,
Крикам
И гудкам.
В обиде тряс скульптурной головой.
То фыркал,
То глядел на мир сердито.
Гудели как набат его копыта,
И боль его неслась по мостовой.
А город все не отпускал его...
И за домами лось не видел леса.
Он на людей смотрел без интереса,
Утрачивая в страхе торжество.
И, как в плечо,
Уткнулся в старый дом.
А над столицей просыпалось утро.
И кто-то вышел и сказал:
— Пойдем...—
И было все так просто и так мудро.
И, доброту почувствовав внезапно,
За человеком потянулся лось.
И в ноздри вдруг ударил милый запах,
Да так, что сердце в радости зашлось
Вдали был лес...
И крупными прыжками
К нему помчался возбужденный лось.
И небо,
Что он вспарывал рогами,
На голову зарею пролилось.
Благодаря непроизвольности, новизне, ненавязчивости такая форма внеклассной работы как экскурсия пользуются особой популярностью среди учащихся. А.Ф. Родин и Ю.Е. Соколовский определяют экскурсию как особую форму совместной деятельности педагога и учащихся по ознакомлению с предметами, объектами, явлениями действительности в естественных условиях.
У детей, обучающихся в школе VIII вида, процесс формирования личности осложняется ,прежде всего тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный обществом опыт, у них потребительское отношение к миру. Это явление Л. С. Выготский называл “социальным вывихом”, имея в виду, что умственно отсталому ребёнку трудно осваивать имеющийся социальный и культурный опыт. Главную задачу педагога-дефектолога Л.С. Выготский видел в том, чтобы “вправить” ребёнка в окружающую среду, помочь ему включиться в жизнь общества, занять в этом обществе своё место.
Определение цели и подбор содержания экскурсии.
Прежде всего , необходимо скорректировать цель и программное содержание экскурсии с тематическим планированием. Обилие и быстрая смена впечатлений на экскурсии в с (к) ш-8 вида требует особенно четкого отбора познавательного материала и определения воспитательных задач. Учитель должен конкретизировать программные указания в соответствии с местными природными , промышленными условиями. С этой целью учителю надо хорошо изучить объект экскурсии.
Выбор места экскурсии.
В зависимости от цели и программного материала выбирается конкретное место экскурсии. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей учащихся, а также учитывать особенности дороги, возможность организации отдыха на месте, время года и состояние погоды. Так одно и то же расстояние у учащихся с(к) ш -8 вида, которые дополнительно имеют и отклонения в физическом развитии, может быть легко преодолено по тенистой ровной дороге и может вызвать большое утомление, если дорога проходит по солнцепеку, поднимается в гору и т.д.
Учителю надо предварительно осмотреть без учащихся, но не ранее чем за день-два до проведения экскурсии, чтобы не наступило значительных изменений в природе. При этом следует определить, какие объекты из всего множества лучше показать, какова должна быть последовательность наблюдений, где разместить учащихся, где можно им отдохнуть. Учитель намечает самый удобный маршрут экскурсии, включая дорогу от школы до выбранного места. После выбора и осмотра места учитель составляет конкретный план проведения экскурсии, продумывает ее методику.
Подготовка оборудования.
Для успешного проведения экскурсии следует заранее подготовить необходимое оборудование. Оно может состоять из предметов для сбора и хранения различного природного материала, ловли и размещения некоторых живых объектов, записи информации. Предметы, которыми, пользуются учащиеся, должны быть удобными для переноски и легкими.
Подготовка учащихся к экскурсии.
В целях успешного проведения экскурсии учитель заранее проводит беседу с учащимися , во время которой сообщает, куда они пойдут, зачем, что будут смотреть , что должны собрать. Сообщение об экскурсии вызывает у учащихся с интеллектуальной недостаточностью ожидание ее, подготавливает их к восприятию, помогает связать новые представления с уже имеющимися знаниями и жизненным опытом , оживляет его. В беседе учитель выясняет объем представлений т знаний имеющихся у учащихся, о тех объектах и явлениях, с которыми они будут знакомить на экскурсии. Показ экскурсионного снаряжения и привлечение учащихся к его подготовке помогают вызвать у особенных детей живой интерес к предстоящей экскурсии. В то же время учащиеся должны знать, что экскурсия – это не просто прогулка, это занятие , на котором нужно быть дисциплинированным, внимательным. Для этого проводится инструктаж с записью в классный журнал «Инструктаж». Обязательный момент приказ директора школы с назначением ответственных ,за экскурсию.
При подготовке к экскурсии нужно подобрать и одежду в соответствии с сезоном и местом экскурсии.
Проведение экскурсии.
Перед выходом из школы очень важно договориться с детьми о правилах поведения на улице и на месте экскурсии: по дороге , на месте без разрешения учителя не разбегаться и т.д.
Учитель распределяет между учащимися экскурсионное оборудование , определяет, кто понесет тот или иной инвентарь и в какой очередности.
Экскурсию учитель проводит в соответствии с намеченным планом. Он объединяет учащихся на наблюдение, указывая не только что наблюдать, но и как. Особенно важно направить внимание учащихся на нужные объекты, следя за тем, что они не отклонялись от основной цели наблюдения.
Методы и приемы проведения экскурсии должны обеспечивать действенное ознакомление с природой и промышленно – сельскохозяйственными объектами, активизировать мышление, память учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
На экскурсии учитель проводит с учащимися сбор природного материала: листьев, цветов и других. Следует четко определить характер и количество материала, который должны собрать учащиеся самостоятельно ( для гербария, поделок из природного материала), чтобы не собрать лишнего и ненужного.
Начинать работу следует с формирования умения целенаправленно рассматривать, то есть зрительно обследовать. Прогулки-наблюдения в природу, экскурсии по городу способствуют этому. Идём в лес, сквер, парк, рощу – любуемся красотой родного края, его неповторимостью. Посещаем архитектурные сооружения, исторические памятники – узнаём новое об истории города, района. Под руководством воспитателя дети вычленяют основные элементы, определяют их положение (центр города, окраина, за городом и т.д.), устанавливают значение объекта для жителей. Многократное выполнение таких заданий способствует развитию наблюдательности. Что в свою очередь позволяет ребёнку составить целостное и в то же время детальное представление об объекте. При этом следует подчеркнуть: рассматривание или узнавание предметов, объектов детьми с интеллектуальной недостаточностью требует более длительного времени, что связано с характерной для них замедленностью процесса анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.
Отдельно хочется выделить использование художественных источников во время проведения экскурсий, наблюдений. Это требует подготовки и даёт позитивный результат, - определяется положительный настрой будущего мероприятия. Источником информации служат художественные произведения поэтов и писателей Тверской области.
В конце экскурсии учитель несколькими вопросами еще раз направляет внимание учащихся на самое главное и существенное, как бы обобщая все увиденное учащимися.
Связь экскурсии с другими формами работы.
Экскурсии – одна из многочисленных форм работы с особенными учащимися по ознакомлению их с природой, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. Они должны быть тесно связаны с другими формами: уроками, трудом и наблюдениями учащихся в повседневной жизни, с работой на пришкольном участке, с игрой. При составлении плана экскурсий учитель еще раз определяет место той или иной экскурсии в формировании знаний учащихся о природе, в зависимости от этого организуется последующая работа по закреплению , уточнению и систематизации знаний учащихся, полученных на уроке и экскурсии.
С этой целью могут быть проведены разнообразные занятия: беседы о том, что видели на экскурсии, рассматривание картин, рисование, изготовление поделок из природного материала, дидактические игры с природным материалом, принесенным с экскурсии, как в урочное, так и во внеурочное время.
Дальнейшее уточнение и углубление представлений происходит также во время наблюдений и ухода за объектами, принесенными с экскурсий, в уголке природы и на участке, например длительные наблюдения за развитием головастиков, уход за пересаженными в уголок природы кустиками земляники и другое.
После экскурсии знания и речевой материал закрепляются в беседах, рисунках, мини-сочинениях, оформлении фотоальбомов и фотовыставок.
Таким образом, образовательно – воспитательная работа с учащимися всегда ограничивается ближайшими после экскурсии днями, а нередко охватывает длительный период. Только в этом случае учитель исчерпывает большие педагогические возможности экскурсии с учащимися в природу и иные объекты окружающего социума.