Конспект урока по русскому языку на тему Имена существительные общего рода
Урок 97 русский
Тема. Имёна существительные общего рода.
Цели: формировать умение определять род имён существительных,
познакомить с именами существительными общего рода, вызвать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность каждого ученика;
воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.
Оборудование: проектор, карточки с индивидуальными заданиями,
ХОД УРОКА.
1.Организация класса.
2.Повторение и обобщение изученного материала.
Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам.
- О какой части речи это стихотворение? Почему?
- Какая часть речи называется именем существительным?
- Что же мы уже знаем об этой части речи?
- Какие же ещё тайные уголки откроет перед нами имя существительное?
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
3.Сообщение целей урока.
а) мы с вами будем закреплять умение определять имя существительное, находить имена существительные среди других частей речи.
- Работа в тетради.
Прочитайте слова записанные на карточке, определите среди них имя существительное.
Сорока, собираться, стакан, с, снегирь, сахар, светлый, светить, собака, синица, салютовать, салют, собачий.
-С какой буквы начинаются все слова?
1. Минутка каллиграфии – Сс ся см сл ст2. Выпишите имена существительные в тетрадь, подчеркните орфограмму в этих словах.
- Какое правило нужно знать, чтобы не ошибиться в написании безударных гласных в корне слова?
- Подберите проверочные слова к выписанным именам существительным. Как можно проверить написание слов с непроверяемым гласным?
- Назовите одушевлённые имена существительные, (КТО?)
нарицательные имена существительные (ЧТО?)
Вспомни имена и клички персонажей сказки Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик»
Деревянный мальчик _____________________.(Буратино)
Девочка с голубыми волосами ______________.(Мальвина)
Черепаха ______________.(Тортилла)
Лиса ___________________.(Алиса)
Кот __________________.(Базилио)
Владелец кукольного театра _____________________.(Карабас Барабас)
Подчеркни собственные имена существительные.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Зимняя зарядка»
Мотивация учебной деятельности.
1.Грамматическая сказка. Постановка учебной задачи.
Род - это семья, родня. Мы сегодня узнаем, какая родня у имени существительного.
Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: “Кто узнает “секрет” как их различить, тот будет награжден”. Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: “Пусть они будут мои”. Жена схватила слова себе и сказала: “Мои”. А все остальные остались на середине - лишние. Пришли они к существительному и говорят:
Вот ключ к моим словам, и говорит: “ОН, МОЙ”.
А вот ключ к моим словам, и говорит: “ОНА, МОЯ”.
Как назвать род слов мужа? (МУЖСКОЙ)
А род слов жены? (ЖЕНСКИЙ)
Как назвать род слов по середине? (СРЕДНИЙ)
Какой ключ к ним? (ОНО, МОЁ) надпись: М.р., Ж.р., С.р.
Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал: “Спасибо”.
С тех пор существительное не путает род и говорит:
2. Правило в стихах:
Женский род запомню я
И скажу: “Она — моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он — мой”.
Средний род:”Оно - моё”.
Это правило - моё!
Имена существительные общего рода.
- Род - это постоянный признак имени существительного.
Постановка проблемы
Появляются слова: тихоня, УМНИЦА
- Определите, какого рода данные существительные Ученики высказывают своё
мнение. Рядом со словами появляются имена «Лена – тихоня», Ученики определяют род«Вася -УМНИЦА»
- Скажите, а сейчас мы можем определить род имени существительного «тихоня» и «УМНИЦА».
Учитель меняет местами имена собственные и получается
«Лена - УМНИЦА », «Вася - тихоня »
- А так можно сказать?
- Что интересного вы заметили? могут быть как мужского,так и женского рода?
- Но род – это постоянный признак. Почему некоторые имена
существительные могут быть в разном роде?
- Какой возникает вопрос после рассмотрения быть как мужского, так
данных примеров? Какую проблему мы должны и женского рода?
решить на сегодняшнем уроке? Как называются такие слова?
Открытие новых знаний В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.
- Как бы вы назвали род таких имён существительных?
- Такие имена существительные называются существительными общего рода.
Выполнение упр.49. (проверка)
Ваза
Папа вазу опрокинул;
Кто его накажет?
- Это к счастью, это к счастью, -
Всё семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью
Это сделал я!
- Ты разиня, ты растяпа!-
Скажут про меня.
(Олег Григорьев)
- Найдите имена существительные общего рода.
- Определите их род. Какое слово вам помогло?
Итог урока.
Задание на дом: упр50.
Сорока, собираться, стакан, с, снегирь, сахар, светлый, светить, собака, синица, салютовать, салют, собачий.
тихоня
УМНИЦА