Рабочая программа по Истории Курского Края


«Рассмотрена»
на заседании МО
протокол № _____________
от «___»___________2016 г.

«Согласована»
Заместителем директора
школы по УВР
_________/М.А. Бурдастых/
от «___»___________2016 г.

«Принята»
на заседании пед. совета
протокол № 1
от «30» августа 2016 г.


Утверждена приказом
№ 59/11
от «31» августа 2016 г.
Директор школы ______/ Чаплыгина Р.М.
(подпись)



Рабочая программа
педагога
Сапроновой Елены Николаевны


по истории Курского края
(учебная дисциплина)

8 класс
(классы)

1 год
(сроки реализации)







д. Сельский Рогачик 2016-2017 уч. / г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории Курского края составлена на основе регионального учебного пособия «История и современность Курского края» под общей редакцией проф. Б.Н.Королева.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем с учетом возрастных особенностей обучающихся и уровня их подготовки, интеллектуального развития, а также с учетом внутрипредметных и межпредметных связей (География Курской области, музыка, искусство).
Курс «История Курского края» изучается за счет учебного времени из регионального компонента Учебного плана. Эта содержательная линия предусмотрена стандартом основного общего образования и ориентирована на обязательное изучение.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и региональным культурным традициям. В последнее время активизируется внимание на изучение краеведческого материала, усиливается внимание на гражданское воспитание учащихся, а без знания истории своей малой родины, без исследования и анализа своих исторических корней трудно привить чувство гражданской ответственности перед своей большой Родиной. В процессе изучения истории Курского края у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях- курянах, ключевых событиях прошлого Курского края.
Курс истории Курского края на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. При формировании системы внутрипредметных связей в основной школе особое внимание уделяется региональному компоненту. В соответствии с ФБУП в рамках регионального компонента в основной школе изучается особая содержательная линия «История Курского края»- Данный курс рассчитан на 34 часа в год из расчета один час в неделю.
Основной целью курса Истории Курского края является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии; формирование у учащихся целостных представлений о судьбе Курского края и Черемисиновского района, начиная с древнейших времен до настоящего времени.
Задача курса истории Курского края состоит в изучении истории быта края, православной церкви и культуры, народных традиций. Одной из важных задач данного курса является изучение истории Великой Отечественной войны на территории нашей области. Учить детей не только изучать и анализировать события войны, а главный упор делать на практическое участие в жизни ветеранов ВОВ и в благоустройстве памятников, расположенных на территории Черемисиновского района.
Курс истории Курского края на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. При формировании системы внутрипредметных связей в основной школе особое внимание уделяется региональному компоненту. В соответствии с ФБУП в рамках регионального компонента в основной школе изучается особая содержательная линия «История Курского края» - 68 часов. Преподавание этой содержательной линии скоординировано с основным курсом истории и построена по двухступенчатой схеме, которая представлена в обязательном минимуме содержания стандарта - «История Курского края с древнейших времен до конца XVIII в.» - 7 класс, «История Курского края в XIX- ХХ - начале ХХI веков» - 8 класс.
В рабочей программе курса заложены обзорные лекции о древней истории края, поиск краеведческого материала, проектно - исследовательская деятельность. Одной из задач курса является изучение жизни и деятельности плеяды замечательных полей, которых «дала» Курская земля. Наряду с этими задачами, этот курс направлен и на изучение географического положения Курского края, его
символики и топонимики.
Историко-краеведческий учебный курс, ориентированный на приоритетное изучение современной истории родного края и предполагающий активное использование межпредметных связей с обществознанием, в высокой степени отвечает этим требованиям. Он включает содержательный материал, способный подготовить учащихся не только к осознанному выбору социально-гуманитарного профиля, но и к выбору наиболее конкретного направления будущей предпрофильной подготовки. На занятиях по историческому краеведению при его современной трактовке обучающиеся получают возможность активно использовать широкий круг доступных материалов, обращаться к проблемам, вызывающим у них личностный интерес и имеющим практическое социальное значение, выполнять учебные задания, способные составить представительный и выигрышный «портфолио» («портфель учебных достижений»)
Важнейшее значение имеет развитие коммуникативной культуры учащихся (формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, участвовать в дискуссиях по краеведческим проблемам). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности уделяется особое внимание способности обучающихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Большую значимость при изучении курса истории родного края сохраняет информационно- коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тексты, таблицы, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд)
Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно- познавательная, творческая, или игровая деятельность при изучении родного края, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Спецификой учебной проектно- исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, а не на получение объективного нового научного результата. Целью проектно- исследовательской деятельности является приобретение обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции обучающегося в образовательном процессе.
Тематическое планирование составлено так, чтобы учащиеся путем применения практических навыков шаг за шагом в своих поисках восстановили картину народной жизни курян с древнейших времен до современных дней с точными биографическими деталями.
В то же время итогом курса должна быть подготовка общешкольных праздников на историко-краеведческие темы с использованием наработок проектно- исследовательской деятельности, проявлять свои творческие способности, воспитывать на своем примере других обучающихся.
На уроках по истории Курского края используются коллективные, групповые и индивидуальные методы работы, позволяющие воспитывать патриотические и гражданские чувства.














СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Глава 8. Великая Отечественная война. (4 часа)

Куряне в боевом строю Оборонительные бои. Оккупационный режим. Борьба в тылу врага. Освобождение. Курская битва. Краткие итоги.

Глава 9. Курская область в 1945-1965 гг.(3 часа)

Индустрия послевоенная. Проблемы и заботы села. Состояние и развитие культуры. Как это было. Наш Никита Сергеевич.

Глава 10. Социально-экономическое положение Курской области в 1966-1998 гг.(3 часа)

Промышленность Курской области. Сельское хозяйство. Социальная сфера.

Глава 11. Географический обзор (4 часа)
Географическое положение. Полезные ископаемые. Агроклиматические и почвенные ресурсы. Хозяйство области. Промышленность. Сельское хозяйство. Хозяйство в условиях перехода к рынку. Население.


Глава 12. Народное образование в Курской области (4 часа)

Образование в Киевской Руси. Становление светского образования. Народное образование в губернии середины XIX – начала XX веков. Народное образование в советский и постсоветский периоды. Нынешнее состояние образования в области.

Глава 13. Историко-культурные памятники и культовые учреждения области (4 часа)
Монастыри. Крестный ход в Курской губернии. Коренная пустынь- духовный символ России. Марьино. Белый колодезь. Хомутовка. Моква. Воробьевка.

Глава 14. Курский край на литературной карте России (4 часа)
Кладезь народной мудрости. Курские мотивы в «Слове о полку Игореве». Из Курского гнезда. В зеркале русской классической литературы. Фетовская вселенная красоты.
Глава 15. Музыкальная жизнь Курского края. (3 часа)
Старинные песни и хороводы. Первые наши композиторы. Наш Курск соавтор. Исполняют куряне. Сочинено нашими современниками. Сеют доброе, вечное. Театральная сцена.



Глава 16. Топонимика Курской области (2 часа)
Основные понятия. Названия рек. Названия населенных пунктов. Ландшафтные топонимы. Деятельность человека в географических названиях. Именные и фамильные топонимы.

Глава 17. Историческая символика Курского края. (3 часа)
История символики края в дореволюционный период. История символики городов области. Современная символика области.













Календарно-тематическое планирование по истории Курского края 8 класс
№ п/п
Дата
№ урока по теме
Кол-во часов
Тема урока
Оборудование
Дом. задание




4 часа
Глава 8. Великая Отечественная война.




1

1
1
Куряне в боевом строю
презентация
§1 гл.8


2

2
1
Оборонительные бои
раздаточный материал
§2

3

3
1
Оккупационный режим. Борьба в тылу врага
раздаточный материал
§3

4

4
1
Освобождение. Курская битва
презентация
§4




3 часа
Глава 9. Курская область в 1945-1965 гг.




5

1
1
Индустрия послевоенная. Проблемы и заботы села.
раздаточный материал
§1-2

6

1
1
Состояние и развитие культуры. Как это было.
раздаточный материал
§3

7

1
1
Наш Никита Сергеевич
презентация






3 часа
Глава 10. Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2004гг.




8

1
1
Промышленность.
раздаточный материал

§ 1 стр. 278-283

9

2
1
Сельское хозяйство.
раздаточный материал

§2 стр. 283-287

10

3
1
Социальная сфера.
раздаточный материал

§3 стр. 287-291




4 часа
Глава 11. Географический обзор.




11

1
1
Географическое положение. Полезные ископаемые.
презентация
§1-2 стр. 296-299

12

2
1
Агроклиматические и почвенные ресурсы. Хозяйство области.
раздаточный материал
§3-4 стр. 299-307


13

3
1
Промышленность Курской области. Сельское хозяйство.
раздаточный материал
§5-6 стр. 307-319




14

4
1
Хозяйство в условиях перехода к рынку. Население.
раздаточный материал
§ 7-8 стр. 319-325




4 часа
Глава 12. История образования в Курской области



15

1
1
Образование в Киевской Руси. Становление светского образования.
раздаточный материал
§ 1-2 с. 326 - 332

16

2
1
Народное образование в губернии середины XIX- начала XX вв.
раздаточный материал
§3 с. 332-335

17

3
1
Народное образование в советский и постсоветский периоды.
раздаточный материал
§4 с. 335-342

18

4
1
Нынешнее состояние образования в области
презентация
§5 с. 342-346




4 часа
Глава 13. Историко-культурные памятники и культовые учреждения области.



19

1
1
Монастыри. Крестный ход в Курской губернии.
презентация
§1

20

2
1
Коренная пустынь – духовный символ России. Марьино.
презентация
§2-3

21

3
1
Белый Колодезь. Хомутовка.
презентация
§4-5

22

4
1
Моква. Воробьёвка.
презентация
§6-7




4 часа
Глава 14. Курский край на литературной карте Росси



23

1
1
Кладезь народной мудрости. Курские мотивы в «Слове о полку Игореве»
раздаточный материал
§1-2 с. 442-445


24

2
1
Из Курского гнезда.
раздаточный материал
§ 3 с. 446-451

25

3
1
В зеркале русской классической литературы.
раздаточный материал
§ 4 с. 451-456

26

4
1
Фетовская вселенная красоты.
раздаточный материал
§5 с. 456-468




3 часа
Глава 15. Музыкальная жизнь Курского края.



27

1
1
Старинные песни и хороводы. Первые наши композиторы.
раздаточный материал
§1-2 с. 469-479

28

2
1
Наш Курск-соавтор. Исполняют куряне. Сочинено нашими современниками.
презентация
§3-5 с. 479- 488

29

3
1
Сеют доброе, вечное. Театральная сцена.
раздаточный материал
§6-7 с. 488-498




2 часа
Глава 16. Топонимика Курской области



30

1
1
Основные понятия. Название рек. Название населенных пунктов.
презентация
§ 1-3, с. 499-512

31

2
1
Ландшафтные топонимы. Деятельность человека в географических названиях. Именные и фамильные топонимы.
раздаточный материал
§4-6, с. 513-523




3 часа
Глава 17. Историческая символика края



32

1
1
История символики края в дореволюционный период. История символики городов области.
презентация
§ 1-2, с. 524-530

33

2
1
Современная символика области. Основные черты русского национального характера.
презентация
§3, с. 531-544

34

3
1
Повторение изученного материала.






Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории Курского края учащиеся должны
Знать/ понимать
Основные этапы и ключевые события связанные с историей Курского края
основные этапы жизни выдающихся деятелей науки и культуры Курской области, а также известных гостей Курского края.
Важнейшие достижения в области социально-экономического и культурного развития края и системы ценностей , сформировавшиеся в ходе исторического развития;
Историко-культурные памятники края
Изученные виды исторических источников: документы, иллюстрации и т.д.
Уметь
Работать с историческим источником: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства различных источников; использовать факты, содержащиеся в исторических документах, в рассказе об исторических событиях;
Описывать исторические события и памятники культуры: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, эссе;
Анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления: соотносить историю Курского края с общими историческими процессами и отдельными фактами, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий Курского края.
Объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории Курского края.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни Курского края;
Высказывания собственных суждений об историческом наследии курян;
Объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
Высказывания своего отношения к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте.























ЛИТЕРАТУРА
Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. / Историческое краеведение/ М., Просвещение, 1989
Архипова Т.И., Богданов Г.М. и другие / история Курской области/ учебное пособие для уч-ся 7-10-х классов, ЦЧКИ, Воронеж, 1975 г
Архипова Т.И., Богданов Г.М. и другие /Из истории Курского края/ сборник документов и материалов, ЦЧКИ, Воронеж,1965
Болотов И.А., Белянский Ю.В. и др, под редакцией Королева Б.Н. / Курский край: история и современность/ Курск, 1995
Медведская Л.А. / Вопросы истории и краеведения/ Курск, 1999
Королев Б.Н. / История и современность Курского края/ региональное учебное пособие, Курск, 2008
Кабанова Р.В., Кудинова М.Р., Соколовский Л.Б. / География Курской области/ учебное пособие, Курск, 1997
Познанский В.В. / Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР, Курская область/ М., 1979
Прохоров В.А. / Надпись на карте/ географические названия Центрального Черноземья, ЦЧКИ, Воронеж, 1977
Сборник/ Отблеск высокого огня/ Курск, 2006
Тюрина Е.В./ Уроки краеведения как средство патриотического воспитания учащихся/ Курск,2002
Чертова А.А., Шевердина Л.В. /Путешествия по Курскому краю/ Курск, 2004
Шитиков Л.Ф. /Душа земли/ сборник стихов, ЦЧКИ, Воронеж, 1992
Мошенский А.И. / По памятным местам на Курской дуге/ путеводитель, Курск, 1973
Буклет /Памятные места на Курской дуге/
Буклет / Гербы Курского края/











13PAGE 15






15