Рабочая программа по Истории Курского края
Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение
«Вишневская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Рассмотрена на заседании методического объединения Протокол №_____
от _______________2016 г.
Председатель:_______/
Согласована
с заместителем директора
по УВР
__________________ 2016 г.
._____________ Утверждена
Приказом №____
от ______________2016 г.
Директор школы: ________
Рабочая программа
по Истории курского края
для 7 - 8 классов
(срок реализации – 1 год)
Составитель: Струкова Елена Николаевна, учитель 1 квалификационной категории
Вишнево – 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории Курского края для 7 - 8 классов разработана на основе следующих нормативно- правовых документов:
1. Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1577 « О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт среднего общего образования»; 3. Авторской программы по Истории Курского края Б.Н.Королева (История Курского края. Программа для общеобразовательных учреждений 7-8 кл. Курск,) 4. Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
5. Основной образовательной программы основного общего образования Вишневской СОШ ;6. Устава Вишневской СОШ;
7. Учебного плана Вишневской СОШ на 2016-2017 учебный год;
8. Положения о рабочей программе педагога (Приказ №22 от 31.03.2016 года). Программа 7-8 класс рассчитана на 68 часов изучения – из расчета 1 час в неделю, 34 в год.
Основная цель курса: расширять и углублять знание по истории Курской губернии.
Общеобразовательные задачи:
- обеспечивать формирование коммуникативной компетентности обучающихся;
- способствовать самоопределению личности в системе социальных межличностных отношений к природной, экономической, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям;
-способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучающихся;
-развивать гибкость мышления и поведения, объективно необходимых условиях становления рыночной экономики и наукоемких производств;
-способствовать воспитанию экологического сознания;
-воспитывать чувство гордости за свой родной край: его историю и культуру.
Предметные задачи:
- интересно и доступно способствовать получению знаний об особенностях заселения Курской губернии, многообразии ее природных, хозяйственных, социокультурных и исторических особенностей;
- развивать умение пользоваться материалами СМИ, специальной литературой краеведческого содержания;
-сформировать системное представление о крае как целостном регионе и одновременно как о субъекте РФ;
- показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социокультурных, демографических, этнокультурных явлений на основе конкретных исторических событий в регионе;
- формировать культуру обучающихся через приобщение к конкретным знаниям о крае.
Изучение истории Курского края в 7-8 классах предусматривает использование следующего учебно-методического комплекса:
7 класс:
История и современность Курского края. Региональное учебное пособие. Под общей редакцией Б.Н.Королева. – Курск, 2011.
8 класс:
История и современность Курского края. Региональное учебное пособие. Под общей редакцией Б.Н.Королева. – Курск, 2011.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА КУРСА
В результате изучения курса Истории Курского края обучающиеся должны уметь:
- вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала;
- определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов;
- давать описание исторических, природных и хозяйственных объектов;
- вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;
- владеть приемами моделирования в решении имеющихся проблем.
Выпускник должен уметь:
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.
Выпускник должен иметь навыки по использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА КУРСА.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
7 класс
№ Наименование раздела. Количество часов.
1. Славяне и Русь. 3
2. Родная земля: далекие были. 4
3. Лето и осень русского феодализма. 6
4. Курская область в 19 веке. 5
5. Век 20: канун великих революций. 4
6. Курская губерния периода гражданской войны. 3
7. Эпоха «русского чуда»: героизм и боль народа. 3
8. Великая Отечественная война. 5
9. Повторение. 1
Итого
68
8 класс
№ Наименование раздела. Кол-во часов.
1. Курская область в 1945 – 1965гг. 2
2. Социально-экономическое положение Курской области в 1966 – 2009гг. 3
3. Географический обзор. 4
4. Народное образование в Курской области. 4
5. Историко-культурные памятники и культовые учреждения области. 6
6. Курский край на литературной карте России. 3
7. Музыкальная жизнь Курского края. 5
8. Топонимика Курской области. 3
9. Символика Курского края. 2
10. Повторение. Основные черты русского национального характера. 2
Итого 68
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7 класс
Славяне и Русь. ( 3 часа).
Обретение Родины. Начало гражданского общества у восточных славян. Каменный век. «Куреск на Тускоре…»: - становление. Феодосий Печерский – родоначальник российской духовности.
Родная земля: далекие были. (4 часа).
Древние города. Борьба против кочевников. Нашествие монголо-татар. Русь и Литва. Курский край в 16 веке. На охране границы. Курский край в конце 16 – 17 веков.
Лето и осень русского феодализма. (6 часов).
Курский край 17 веке. Годы петровских реформ. Протесты, бунты, восстания. 18 век: кризис крепостного строя. Российский Колумб из Курска. Духовный подвиг курского купца. Курские клады и кладоискатели. Всех умнее и всех несчастнее (генерал-губернатор А.А.Беклешов).
Курская область в 19 веке. (5 часов).
Социально-экономическое развитие. Пореформенный скачок. Провинциальная администрация Курской губернии. Курские купцы. Из истории курской археологии. Первые шаги (1828 – 1917гг).
Век 20: канун великих революций (4 часа).
Экономика и политика в начале столетья. Советы на Курской земле. «Курский герой труда». Династия Марковых в Курской губернии.
Курская губерния периода гражданской войны (3 часа).
Годы социальных потрясений. И встал брат на брата. Махно в Курской губернии.
7. Эпоха «русского чуда»: героизм и боль народа (3 часа).
Продналог в Курской губернии. Индустриализация народного хозяйства. Коллективизация сельского хозяйства.
8. Великая Отечественная война (5 часов).
Куряне в боевом строю. Оборонительные бои. Оккупационный режим. Борьба в тылу врага. Освобождение. Курская битва. Краткие итоги.
Повторение (1 час).
Обобщающее повторение.
8 класс
Курская область в 1945 – 1965гг. (2 часа).
Индустрия послевоенная. Проблемы и заботы села. Состояние и развитие культуры.
Социально-экономическое положение Курской области в 1966 – 1990гг. (3 часа).
Промышленность. Сельское хозяйство. Социальная сфера.
Географический обзор (4 часа).
Географическое положение. Полезные ископаемые. Агроклиматические и почвенные ресурсы. Хозяйство области. Промышленность и сельское хозяйство области. Хозяйство в период 1990 – 2010гг. Население.
Народное образование в Курской области. (4 часа).
Образование в Киевской Руси. Становление светского образования. Народное образование в губернии сер. 19 – начале 20 века. Народное образование в советский и постсоветский периоды. Нынешнее состояние образования в области.
Историко-культурные памятники и культовые учреждения области (6 часов).
Монастыри. Крестный ход в Курской губернии. Коренная пустынь – духовный символ России. Марьино. Белый колодезь. Хомутовка. Моква. Воробьевка.
Курский край на литературной карте России (3 часа).
Кладезь народной мудрости. Курские мотивы в «Слове о полку Игореве». Из курского гнезда. В зеркале русской классической литературы. Фетовская вселенная красоты.
Музыкальная жизнь Курского края (5 часов).
Старинные песни и хороводы. Первые наши композиторы. Наш Курск – соавтор… Исполняют куряне. Сочинено современниками. Сеют доброе, вечное… Театральная сцена.
Топонимика Курской области (3 часа).
Основные понятия. Название рек. Названия населенных пунктов. Ландшафтные топонимы. Деятельность человека в географических названиях. Именные и фамильные топонимы.
Символика Курского края (2 часа).
История символики края в дореволюционный период. История символики городов области. Современная символика области.
Повторение (2 часа).
Основные черты русского национального характера. Обобщающее повторение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ
КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс
№ Название темы. Кол-во часов. Дата
по пл. Дата
факт.
1. Славяне и Русь. 3.
1 Обретение Родины. Начало гражданского общества 1 2 у славян. 1 3 Каменный век.
«Куреск на Тускоре…»; становление. Феодосий Печерский – родоначальник российской духовности. 1 2. Родная земля: далекие были. 4.
4. Древние города. Борьба против кочевников. 1 5. Нашествие монголо-татар. Русь и Литва. 1 6. Курский край в 16 веке. На охране границы. 1 7. Курский край в конце 16 – начале 17 веков. 1 3. Лето и осень русского феодализма. 6.
8. Курский край в 17 веке. 1 9.
Годы петровских реформ. Протесты, бунты, восстания. 1
10 18 век: кризис крепостного строя. 1 11 Российский Колумб из Курска. Духовный подвиг курского купца. 1
12 Курские клады и кладоискатели. 1 13 Всех умнее и всех несчастнее (генерал-губернатор А.А.Беклешов). 1 4. Курская область в 19 веке. 5.
14 Социально-экономическое развитие. 1 15 Пореформенный скачок. 1 16 Провинциальная администрация Курской губернии. 1 17 Курские купцы. 1
18 Из истории курской археологии. Первые шаги (1828 – 1917гг.). 1 5. Век 20: канун великих революций. 4.
19 Экономика и политика в начале столетия. 1 20 Советы на Курской земле. 1 21 «Курский герой труда». 1 22 Династия Марковых в Курской губернии. 1 6. Курская губерния периода гражданской войны. 3.
23 Годы социальных потрясений. 1 24 И встал брат на брата. 1 25 Махно в Курской губернии. 1 7. Эпоха «русского чуда»: героизм и боль народа. 3.
26 Продналог в Курской губернии. 1 27 Индустриализация народного хозяйства. 1 Коллективизация сельского хозяйства. 1 8. Великая Отечественная война. 5.
29 Куряне в боевом строю. 1 30 Оборонительные бои. 1 31 Оккупационный режим. Борьба в тылу врага. 1 32 Освобождение. Курская битва. 1 33 Краткие итоги. 1 9. Повторение. 1
34 Обобщающее повторение. 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс
№ Название темы. К-во часов. Дата
по пл. Дата факт.
1. Курская область в 1945 – 1965гг. 2
1 Индустрия послевоенная. 1
2 Проблемы и заботы села. Состояние и развитие культуры. 1 2.
Социально-экономическое положение Курской области в 1966 – 2009гг. 3
3 Промышленность. 1 4 Сельское хозяйство. 1 5 Социальная сфера. 1 3. Географический обзор. 4.
6 Географическое положение. Полезные ископаемые. 1
7 Агроклиматические и почвенные ресурсы. 1 8 Хозяйство области. 1 9 Промышленность и сельское хозяйство области.
Хозяйство в период 1990 – 1021гг. Население. 1 4. Народное образование в Курской области. 4.
10 Образование в Киевской Руси. 1
11
Становление светского образования. Народное образование в губернии сер. 19 – начала 20 века. 1
12
Народное образование в советский и постсоветский периоды. 1
13 Нынешнее состояние образования области. 1 5.
Историко-культурные памятники и культовые учреждения области. 6.
14 Монастыри. Крестный ход в Курской губернии. 1 15 Коренная пустынь – духовный символ России. 1 16 Марьино. 1 17 Белый колодезь. 1 18 Хомутовка. 1 19 Моква.
Воробьевка. 1 6. Курский край на литературной карте России. 3.
20
Кладезь народной мудрости. Курские мотивы в «Слове о полку Игореве». 1
21
Из курского гнезда. В зеркале русской классической литературы. 1
22 Фетовская вселенная красоты. 1 7. Музыкальная жизнь Курского края. 5.
23 Старинные песни и хороводы. 1
24 Первые наши композиторы. 1 25 Наш Курск – соавтор… Исполняют куряне. 1 26 Сочинено нашими современниками. Сеют доброе, вечное… 1 27 Театральная сцена. 1 8. Топонимика Курской области. 3.
28 Основные понятия. Названия рек. 1
29
Названия населенных пунктов. Ландшафтные топонимы. 1
30 Деятельность человека в географических названиях. Именные и фамильные топонимы. 1 9. Символика Курского края. 2.
31
История символики края в дореволюционный период. 1
32 История символики городов области. Современная символика области. 1 10. Повторение. 2.
33
Основные черты русского национального характера. 1
34 Обобщающее повторение. 1