Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по Истории Курского края
Пояснительная записка к программе по курсу
«История Курского края»
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность их изучения.
ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Актуальность изучения истории родного края в государственных муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций школы в современных социокультурных условиях.
Школьное краеведение - одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Краеведение помогает приблизить школьное обучение к проблемному пониманию материала, к самостоятельной исследовательской работе. Вместе с тем историческое краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее - качества, на основе которых формируется гражданственность, гордость за свою малую Родину.
У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народы были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Н.К. Крупская считала: «Необходимо учителю вооружиться методом изучения окружающей действительности…Он должен быть, в сущности, краеведом» (Подчеркнуто авторами).
Данная программа по истории Курского края призвана изложить содержание нового учебного предмета – «История и современность Курского края» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
История Курского края – является одной из блока дисциплин краеведческого направления, предусмотренных программой. Дисциплина дает теоретические и методические знания по осуществлению краеведческой работы в школе и вне.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Цели: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта края России.
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Наряду с образовательно-воспитательными задачами школьное краеведение решает и задачи общественно полезного характера. Оно способствует развитию у учащихся навыков исследовательской работы, при изучении и использовании местного исторического материала и установлении взаимосвязи между историей страны и края.
Школьники получают знания по краеведению на уроках в ходе изложения учителем учебного материала или работы с учебными пособиями, а также путем поисково-исследовательской работы.
Освещая вопросы организации и проведения школьного краеведения на уроках истории Курского края, необходимо исходить из того, что воспитательная работа в историческом краеведении только тогда будет эффективной, когда будет носить поисковый, исследовательский характер. Но для того, чтобы такую работу организовать, учитель должен четко знать:
Что искать, т.е. ясно представлять;
Как искать, т.е. знать, каковы основные научные методы поиска и исследования;
Как фиксировать и первично описывать полученную информацию.
А также уметь прогнозировать ожидаемый результат, сопоставлять его с собственными историческими знаниями. Обучающиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата.
На начальном этапе учащиеся получают краеведческие знания в готовом виде, а в дальнейшем для их приобретения они используют материал, который добыли сами. Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение систематического краеведческого курса "История Курского края", делает знания учащихся более прочными и более глубокими.
По истории Курского края предполагается реализовать актуальные в настоящие время компетентный, личностно ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний об историческом пути Курского края с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важнейших событиях, процессах истории родного края и отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.
Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
Овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
Освоение:
1. Информационной компетенции: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками в поиске необходимых знаний;
Познавательной компетенции: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач;
Коммуникативной компетенции: владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания;
Рефлексивной компетенции: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Формирование целостных представлений об истории Курского края должно осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления исторических фактов и явлений. Особенное внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает широкое использование ролевых игр. Решение проблемных учебно-познавательных задач, моделирование исторических ситуаций. Программа учебного курса по истории Курского края ориентирована на воспитание школьника гражданина и патриота России, развитие его духовно-нравственного мира и национального самосознания. В процессе обучения должно быть сформировано у учащихся уважение к историческому наследию Курского края, гражданские и патриотические качества.
Содержание курса
Первый раздел "История Курского края с древнейших времён до конца 16 века"
Топонимика и геральдика Курского края. Наш край в период первобытнообщинного строя. Ранние славяне и Курский край. Образование в Киевской Руси. Феодосии Печерский - основоположник Киево-Печерской лавры. Возникновение города Курска. Курские мотивы в "Слове о полку Игореве". Древние города Курского края. Курский край в XVI в.
Второй раздел программы "Курский край в 17-18 вв."
Он предусматривает изучение основных событий и явлений в развитии Курского края с опорой на уже имеющиеся знания учащихся по истории Отечества.
Курский край в конце 16 - начале 17 вв. Курский край в период феодальной раздробленности. Социально-экономическое развитие Курского края в 17 в (эпоху Петра I). Положение народных масс Курского края и борьба против крепостного гнета и с внешними врагами. XVIII век: кризис крепостного строя. Становление светского образования. Г.Шелихов - "Колумб Российский". Возникновение "литературного гнезда" в Курске. Возникновение Курского драматического театра М.С. Щепкина. Серафим Саровский один из известных подвижников христианской православной религии. Монастыри. Крестный ход в Курской губернии. Коренная пустынь – духовный символ России. Архитектурные памятники Курского края во второй половине XVIII века (Моква, Воробъёвка). Храмы Курского края. Памятные места на территории Курчатовского района. Посещение краеведческого музея города Курчатова. Край былинный – урок обобщения.
Третий раздел "Курский край в 19 в."
Вводный урок. Экономическое развитие Курского края на рубеже 18-19 вв. Курск как административный центр губернии. Курские губернаторы. Купцы Курской губернии. Курский край в годы Отечественной войны 1812 года. Куряне – участники Отечественной войны 1812 года. Отмена крепостного права в Курской губернии. Экономическое развитие Курского края во второй половине XIX в.
Четвертый раздел "Курский край в 20 в."
В данном разделе рассматривается вопрос социально-экономического, политического и культурного развития края и завершает совершенствование знаний учащихся по истории родного края.
Курский край на рубеже 19 – 20 веков. Революционное движение в Курске и Курском крае. Курский край в годы Первой Мировой войны. Курская губерния в годы гражданской войны и интервенции.
Индустриализация и коллективизация в Курском крае. Начало ВОВ. Борьба курян против фашистской оккупации. Курская битва. Вклад курян в победу. Куряне – Герои Советского Союза. Послевоенное восстановление Курского края. Развитие экономики Курского края в 1945-1965 гг. Социально-экономическое развитие Курской области во второй половине 20 в: промышленность, с/х, социальная сфера. Развитие народного образования в Курской области. Предприятия и организации Курского района. Писатели, художники и музыканты XX века. Г.В. Свиридов. Знаменитые куряне.
Пятый раздел "История наших дней".
Посещение краеведческого музея города Курска(Курчатова). Курский край в наши дни. Повторительно-обобщающий урок: «Край соловьиный».
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по истории Курского края в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение краеведения формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных исторических и географических умений, но также комплекс общеучебных умений.
Место предмета в базисном учебном плане
«История Курского края» в основной школе изучается в 8 классе. Общее количество времени обучения составляет 34 часа, недельная нагрузка составляет 1 час.
Требования к уровню подготовки обучающихся
по данной программе
направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.В результате изучения истории Курского края ученик должен
знать/понимать
- основные краеведческие понятия; особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, окружающей среды, путях её сохранения или улучшения и рационального использования.
-основные факты, ключевые процессы и явления, характеризующие краеведческую направленность;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформированные в краеведении;
-памятники истории, природы Курской области и Фатежского района;
-даты основных событий;
-термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников;
-результаты и итоги событий истории родного края, истории Отечества; важнейшие достижения культуры Курского края и России;
-изученные виды исторических источников.
уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
-приводить поиск краеведческой информации в источниках различного типа и уметь анализировать её;
-участвовать в групповой исследовательской работе и представлять результаты в различных формах: конспектах, сочинениях, проектах, публичной презентации;
-объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям, происходящим в Курской области и Фатежском районе.
-сравнивать исторические явления, события, объяснять важнейшие исторические понятия;
-самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное мнение, читать историческую карту;
-группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;
-сопоставлять однотипные процессы истории родного края и отечественной истории;
- сравнивать оценки исторических событий, данные в учебном пособии, дополнительной литературе, документах.
- умело использовать знания об историческом пути и традициях народов России и родного края в общении с людьми другой культуры, национальной религиозной принадлежности.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Перечень учебно-методического обеспечения.
«История и современность Курского края», под ред. Б.Н. Королева, Курск – 2014.
География Курской области: Природные условия и ресурсы. Часть I. Сост. В.А. Попков. – Москва-Курск, 2010.
Попков В.А. Георафия Курской области: Население и хозяйство. Часть II. – Москва-Курск,2010.
Атлас Курской области.
История Курского края. Часть I. Сост. В.А. Попков. – Курск, 2011.
История Курского края. Часть 2. Сост. В.А. Попков. – Курск, 2011.
История Курского края. Рабочая тетрадь по краеведению (7 класс). Сост. Т.А. Ашихмина, О.В. Бесходарная, Е.Н. Павлюкова, В.А. Попков, С.А. Юровчик. – Курск, 2012.
История Курского края. Рабочая тетрадь по краеведению (8 класс). Сост. Т.А. Ашихмина, О.В. Бесходарная, Е.Н. Павлюкова, В.А. Попков, С.А. Юровчик. – Курск, 2012.
Попков В.А. Города Курской области: краткая географическая характеристика. – Москва-Курск, 2010.
Материалы Курчатовского краеведческого музея.
Календарно-тематическое планирование
№ урока Вид урока Тема раздела, урока Кол-во
часов Материал
учебного пособия Дата проведения
План Факт
Урок изучения нового материала Раздел I. История Курского края с древнейших времен до к.XVI в.
Введение. Геральдика. 4
1 Стр.4, Гл.1 2.09/
8.09 2.09/
Комбинированный Древние сведения из истории края. 1 Ч.1, Гл.2, §1 9.09/
15.09 16.09/
Комбинированный Курская земля в X-XII вв. 1 Ч.1, Гл.2, §2 16.09/
22.09 23.09/
Комбинированный Наш край в XIII-XIV вв. 1 Ч.1, Гл.2, §3 23.09/
29.09 7.10/
Урок изучения нового материала Раздел II. Курский край в XVII-XVIII вв.
«Смутное время» 7
1 Ч.1, Гл.3, §1 30.09/
06.10 14.10/
Комбинированный Развитие Курской земли в XVII в. 1 Ч.1, Гл.3, §2 7.10/
13.10 21.10/
Комбинированный Культура Курского края в XVIIв. 1 Ч.1, Гл.3, §3 14.10/
20.10 28.10/
Урок изучения нового материала Обобщение и систематизация знаний по теме «Курский край с древности до конца XVII века». 1 21.10/
27.10 11.11/
Комбинированный Реформы Петра I. 1 Ч.1, Гл.4, §1 28.10/
10.11 18.11/
Комбинированный Эпоха абсолютизма. 1 Ч.1, Гл.4, §2 11.11/
17.11 25.11/
Комбинированный Куряне и культура России XVIII в. 1 Ч.1, Гл.4, §3 18.11/
24.11 2.12/
Урок изучения нового материала Раздел III. Курский край в XIX веке.
Курский край первой половины XIX в. 4
1 Ч.1, Гл.5, §1 25.11/
1.12 9.12/
Комбинированный Буржуазные реформы 60-70 гг. XIX в. И пореформенное время. 1 Ч.1, Гл.5, §2 2.12/
8.12 23.12/
Комбинированный Курская губерния и культура России XIX в. 1 Ч.1, Гл.5, §3 9.12/
15.12 30.12/
Урок обобщения и систематизации Обобщение и систематизация знаний по теме «Курский край в XVIII-XIX вв.» 1 16.12/
22.12 Урок изучения нового материала Раздел IV. Курский край в XX веке.
Социально-экономическое и политическое развитие. 14
1 Ч.1, Гл.6, §1 23.12/
29.12 Комбинированный Установление Советской власти в Курской губернии. 1 Ч.1, Гл.6, §2 30.12/
18.01/
19.01 Комбинированный Гражданская война. 1 Ч.2, Гл.1, §1 13.01/
25.01/
26.01 Комбинированный Германская интервенция. 1 Ч.2, Гл.1, §2 20.01/
1.02/
2.02 Комбинированный Борьба с армиями Колчака и Деникина. 1 Ч.2, Гл.1, §3 27.01/
8.02/
9.02 Комбинированный Годы восстановления народного хозяйства. 1 Ч 2, Гл.2, §1 3.02/
15.02/
16.02 Комбинированный Индустриализация и коллективизация. 1 Ч.2, Гл.2, §2 10.02/
22.02/
1.03 Комбинированный Социально-политическое и культурное развитие в 20-30-е гг. 1 Ч.2, Гл.2, §3 17.02/
29.02/
15.03 Комбинированный Борьба курян с фашистскими захватчиками. 1 Ч.2, Гл.3, §1 24.02/
14.03/
22.03 Комбинированный Освобождение Курской области. 1 Ч.2, Гл.3, §2 2.03/
Комбинированный Битва на Курской дуге. 1 Ч.2, Гл.3, §3 9.03/
Комбинированный Развитие области в 1945-1960-е гг. 1 Ч.2, Гл.4, §1 16.03/
Комбинированный Социально-экономическая сфера в 70-е – первой половине 80-х гг. 1 Ч.2, Гл.4, §2 Комбинированный Противоречия перестройки. 1 Ч.2, Гл.4, §3 Урок изучения нового материала Раздел V. История наших дней.
Политические преобразования в Курской области. 4
1 Ч.2, Гл.5, §1 Комбинированный Социально-экономическое положение области. 1 Ч.2, Гл.5, §2 Комбинированный Культурное развитие области. 1 Ч.2, Гл.5, §3 Урок обобщения и систематизации Обобщение и систематизация знаний по теме «Курский край в XX веке». 1 Урок обобщения и систематизации Повторение. 1