Методическая разработка урока на тему Изучение национально-освободительного движения в Индонезии, Индокитае, на Филиппинах. Создание независимых государств Индия, Пакистан


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кудымкарское медицинское училище»
Методическая разработка учебного занятия
по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История
Изучение национально-освободительного движения в Индонезии, Индокитае, на Филиппинах. Создание независимых государств Индия, Пакистан
для специальностей
34.02.01 Сестринское дело (2 курс), 31.02.01 Лечебное дело (1 курс)
Практическое занятие
Автор: Н.П. Пикулева,
преподаватель первой
квалификационной категории
2015
ГБПОУ «Кудымкарское медицинское училище»
Оглавление
Введение 3
Учебно-методическая карта занятия 4
Конспект занятия6

Введение
Методическая разработка занятия по теме «Изучение национально-освободительного движения в Индонезии, Индокитае, на Филиппинах. Создание независимых государств Индия, Пакистан» составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальностям 34.02.01 Сестринское дело и 31.02.01 Лечебное дело, рабочей программой по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История и предназначена для проведения практического занятия изучения нового материала с использованием персональных компьютеров.
Многие страны Юго-Восточной Азии в современном мире занимают положение «новых индустриальных стран», хотя еще в первой половине ХХ века они находились под властью других государств. Освобождение от колониальной зависимости и ставка на развитие экспортных отраслей промышленности по японскому образцу способствовали их дальнейшему и довольно быстрому развитию. Крупнейшие страны Азиатского региона в наше время являются не только экономическими, но и политическими партнерами России, что делает изучение данной темы актуальной.
Содержание материала и методы, используемые в ходе проведения занятия, направлены на формирование следующих универсальных учебных действий и общих компетенций:
Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывая фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию;
Сравнивать объекты по определенным критериям, в том числе используя ИКТ;
Представлять информацию в разных формах (таблица, тезисы), в том числе используя ИКТ;
Работать по плану, сверяясь с целью;
Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей;
ОК 2: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 4: Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;
ОК 12: Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности;
ОК 13: Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Занятие проводится с использованием частично-поисковых методов (с применением персональных компьютеров), целью использования которых является максимально полное усвоение студентами знаний по теме.
Учебно-методическая карта занятия
1. Тема занятия: «Изучение национально-освободительного движения в Индонезии, Индокитае, на Филиппинах. Создание независимых государств Индия, Пакистан».
2. Цели занятия:
Образовательные: Изучение методов борьбы жителей стран Юго-Восточной и Южной Азии за национальную независимость; определение влияния исторических событий на современную ситуацию.
Развивающие: Развитие навыков самостоятельной работы; развитие логического мышления, внимания, памяти; формирование умения работать с текстом, картами, умения сравнивать объекты, представлять информацию в разных формах, использовать ИКТ в качестве средства достижения цели; формировать общие компетенции ОК 2, ОК 4, ОК 12, ОК 13.
Воспитательная: Воспитание ответственности, целеустремленности.
3. Форма занятия: Самостоятельная работа по изучению нового материала.
4. Общее время: 90 мин.
5. Место проведения: Учебный кабинет, оборудованный персональными компьютерами.
6. Средства обучения (материально-техническое обеспечение): Персональные компьютеры; информация на электронном носителе.
7. Межпредметные и метапредметные связи:
Русский язык и культура речи (грамотное оформление таблицы, грамотная формулировка ответов на поставленные вопросы);
Безопасность жизнедеятельности (работа за компьютером в соответствии с правилами техники безопасности).
8. Требования к оцениванию уровня сформированности общих компетенций (в рамках данного занятия):
Компетенция освоена Компетенция не освоена
ОК 2 Выполняет работу самостоятельно и в срок Выполняет работу с помощью товарищей, преподавателя, не укладывается в отведенное время
ОК 4 Вычитывает нужную информацию, грамотно заполняет таблицу и отвечает на вопросы Избыток информации в таблице, не может выбрать главное в тексте
ОК 12 Организует рабочее место, соблюдает технику безопасности Нарушает правила техники безопасности
ОК 13 Соблюдает режим учебного времени Не соблюдает режим учебного времени
9. Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. – М.: Академия, 2013.
История / П.С. Самыгин [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 474 с. – (Среднее профессиональное образование).
Смирнов А.В. Лекции по дисциплине «История» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://temmk.ucoz.ru/index/v_pomoshh_studentu/0-16ХОД УРОКА:
№ п/п Наименование этапа Содержание этапа Цели этапа Методы и средства обучения
1. Организационный момент
(5 мин.) Приветствие; проверка присутствующих; организация личного рабочего места в соответствии с правилами техники безопасности при работе с компьютерами. Подготовка студентов к работе; создание рабочей атмосферы; формирование ОК 12, ОК 13. Диалог
2. Вводная беседа и инструктаж
(5 мин.) Сообщается тема занятия; формируется мотивация на изучение материала; определяются цели занятия и актуальность темы. Мобилизация внимания студентов; мотивация студентов на самостоятельную работу; активизация познавательной деятельности студентов. Объяснительно-иллюстративные
Инструктаж
3. Изучение нового материала
(70 мин.) Самостоятельная работа студентов по изучению вопросов темы; выполнение заданий на закрепление изученного материала. Развитие умений самостоятельно вычитывать информацию, представлять ее в разных формах, использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей; формирование ОК 2, ОК 4. Работа с текстом
Частично-поисковый
Персональные компьютеры (информация на электронном носителе)
4. Подведение итогов (10 мин.) Обсуждение вопросов; мини-анкетирование. Закрепление изученного; рефлексия (осмысление студентами своей собственной деятельности). Беседа
Заполнение анкеты
Конспект занятия
I. Организационный момент.
Приветствие; проверка присутствующих; организация личного рабочего места в соответствии с правилами техники безопасности при работе с компьютерами.
II. Вводная беседа и инструктаж.
Вопросы студентам:
1) Какие страны Юго-Восточной Азии вы знаете?
2) Что вам известно об Индонезии, Индокитае, Филиппинах, Индии, Пакистане?
Многие страны Юго-Восточной Азии в современном мире занимают положение «новых индустриальных стран», хотя еще в первой половине ХХ века они находились под властью других государств. Освобождение от колониальной зависимости и ставка на развитие экспортных отраслей промышленности по японскому образцу способствовали их дальнейшему и довольно быстрому развитию. Крупнейшие страны Азиатского региона в наше время являются не только экономическими, но и политическими партнерами России.
(Сообщается тема занятия; студенты совместно с преподавателем формулируют цели занятия; преподаватель проводит инструктаж по выполнению самостоятельной работы).
III. Изучение нового материала.
План:
Страны ЮВА в годы второй мировой войны.
Индия в период второй мировой войны. Нарастание национально-освободительной борьбы.
Британская Индия и создание Пакистана.
Задание 1:
Познакомиться с содержанием файла «Страны Юго-Восточной Азии в годы второй мировой войны», изучить карту «Страны Юго-Восточной и Восточной Азии во второй половине ХХ века» и заполнить таблицу (в формате документ Microsoft Word) «Процесс деколонизации в странах Юго-Восточной Азии»:
Страна Специфика японской оккупации Освобождение от оккупации (когда, каким образом) Провозглашение независимости
Страны Юго-Восточной Азии в годы второй мировой войны
Период второй мировой войны – важнейшая веха в политической истории государств Юго-Восточной Азии. Фактически все они, за исключением Таиланда, который под угрозой японского завоевания в январе 1942 г. стал ее союзником, объявив войну Великобритании и США, оказались оккупированы Японией.
Японская оккупация ЮВА имела свою специфику в каждой стране. В Индокитае до марта 1945 г. существовали японская и французская колониальная администрация в виде «двойного протектората».
Филиппины были объявлены свободной республикой, а Бирма независимым государством, поэтому сначала в этих странах Япония встретила поддержку и понимание со стороны значительной части лидеров национально-освободительного движения. Но когда японские власти запретили деятельность всех политических организаций и установили режим террора и репрессий в отношении своих политических противников, «поддержка и понимание» закончились.
В Малайе и Сингапуре японские власти проводили дифференцированную политику по отношению к местному населению: китайцы физически уничтожались, к малайскому и индийскому населению отношение лояльное.
В Брунее проводилась осторожная политика. Султан и его сановники сохранили прежний статус (в отличие от английских чиновников), а оккупация была представлена как «освобождение от ига белого империализма». Но последующая жесткая политика японизации вызвала сопротивление местного населения, жестоко подавлявшееся оккупантами.
Индонезия в период оккупации Голландии фашистской Германией оказалась оторванной от метрополии. Японские войска высадились здесь в начале 1942 г. Япония сразу же запретила в стране всякую общественно-политическую деятельность, объявив все партии и профсоюзы вне закона, но, понимая важность исламского фактора, разрешила мусульманам создать собственную организацию, чем сумела расширить опору своего режима.
Японская оккупация и неспособность метрополий оказать серьезное сопротивление вызвали среди местного населения подъем освободительного движения. В этих условиях значительно вырос авторитет левых организаций, в частности коммунистов, предлагавших вооруженные методы борьбы за национальное освобождение. Под их руководством стали создаваться народные антияпонские фронты и армии, распространяться партизанское движение. В Индокитае коммунистами было организовано несколько восстаний, и к лету 1945 г. на севере Вьетнама образовались обширные районы, где установилась власть Вьетмина — Лиги борьбы за независимость Вьетнама, возглавляемой компартией.
Конец японской оккупации также наступил в разных странах ЮВА по-разному: или под давлением национально-освободительных сил, или в результате победы военных сил антигитлеровской коалиции, или благодаря их совместным действиям.
Так, после военного разгрома Японии в августе 1945 г. во Вьетнаме было принято решение о начале всеобщего восстания и установлении демократической республики. В октябре 1945 г. после успешных действий национально-освободительных сил было провозглашено независимое государство Лаос. В феврале 1945 г. японская армия на Филиппинах была разгромлена войсками США. В мае 1945 г. войсками союзников при поддержке местных вооруженных отрядов была освобождена от оккупантов Бирма. Сопротивление японских гарнизонов в Малайе, Сингапуре и Брунее было подавлено английскими войсками к середине сентября 1945 г.
Задание 2:
Изучить содержание файлов «Индия в период второй мировой войны. Нарастание национально-освободительной борьбы» и «Британская Индия и создание Пакистана», а также карту «Страны Среднего Востока и Южной Азии во второй половине ХХ века» и ответить на вопросы:
Как повлияла Вторая мировая война на развитие Индии?
Каковы обстоятельства создания новых государств в Южной Азии?
Почему рост религиозной нетерпимости ставит Индию на грань распада?
Ответы сформулировать в виде тезисов.
Индия в период второй мировой войны. Нарастание национально-освободительной борьбы
В сентябре 1939 г. английский вице-король объявил Индию воюющей страной. Вторая мировая война возложила огромные тяготы на сотни миллионов простых людей Индии и усилила ненависть народа к колонизаторам.
В период второй мировой войны с большей остротой выявилась деградация сельского хозяйства. Еще до войны Индии приходилось ввозить продовольствие. В годы войны в связи с японской оккупацией Индокитая, Бирмы, Таиланда, ввоз риса из этих стран в Индию прекратился. Помимо этого Индия вынуждена была снабжать продовольственным зерном индийские и английские войска, находившиеся на североафриканском театре военных действий. В результате на внутреннем рынке страны цены на рис и пшеницу выросли в 5 раз. В Индии начался голод, достигший наибольшей остроты в 1943 г. Английские власти спекулировали зерном в голодающих районах и не принимали эффективных мер по борьбе с голодом и болезнями.
Тяжело отразился на положении индийского крестьянства разрыв мировых хозяйственных связей. Резко сократился экспорт джута и хлопка, цены на них снизились. Одновременно с этим повышалась арендная плата, появились новые военные налоги. 70 % крестьян стали должниками ростовщиков и помещиков. В результате – резкие вспышки недовольства и многочисленные сельские бунты.
Война внесла изменения и в промышленное развитие страны. Несмотря на рост спроса на промышленные товары, английские власти тормозили развития индийской промышленности, стремясь не допустить возникновения машиностроения и производства вооружения. Но зато индийская буржуазия во время войны сумела увеличить свой капитал. Индийские капиталисты скупили акции некоторых английских предприятий (джутовой, угольной и чайной промышленности). В годы войны значительно повысилась централизация индийского капитала. Крупнейшие индийские монополии стали создавать собственные банки и скупать акции промышленных предприятий.
Некоторый рост промышленности в годы войны привел к увеличению численности рабочего класса (до 6 млн. чел.). Одновременно усиливалась эксплуатация: рабочий день удлинен до 12 часов, специальным законом были запрещены забастовки, расширилось применение женского и детского труда, рост стоимости жизни значительно превышал повышение заработной платы.
Британская Индия и создание Пакистана
В XVIII–XIX вв. Англия распространила свой контроль на всю Индию, включая территории, которые позднее вошли в состав Пакистана. Бенгалия была завоевана в 1757 г., Синд в 1843 г., Пенджаб в 1849 г. В 1857 г. вспыхнуло антианглийское восстание сипаев, настаивавших на передаче власти номинальному правителю Индии Бахадур-шаху II. Восстание было подавлено, Бахадур-шах II осужден и отправлен в Рангун в пожизненную ссылку, династия Великих Моголов прекратила свое существование.
После 1857 г. лидером исламской общины в Индии стал Саид Ахмад-хан (1817–1898). Он настаивал на мирных отношениях с Британией и принятии западной системы образования. В 1875 г. он основал мусульманский университет в Алигархе. В 1883 г. ему удалось убедить британские колониальные власти организовать раздельные избирательные курии для индусов и мусульман. В 1887 г. Саид Ахмад-хан настоял, чтобы приверженцы ислама обособились от партии Индийский национальный конгресс, основанной в 1885 г. Раздел Бенгалии в 1905 г. побудил последователей Ахмад-хана требовать отдельной квоты для мусульман при решении в будущем конституционных вопросов. Отказываясь от политической установки своего покойного лидера, его адепты образовали в декабре 1906 г. в Дакке всеиндийскую Мусульманскую лигу, которая начала борьбу за образование Пакистана. Закон, принятый английским парламентом в 1909 г., предусматривал специальное представительство мусульман и других меньшинств в выборных органах. Позднее данный принцип по настоянию мусульман был учтен в законе 1919 г. и в Законе об управлении Индией 1935 г.
В 1920-е годы индусы и мусульмане выступили единым фронтом под идейным руководством Махатмы Ганди, который в 1921 г. в знак протеста против враждебной позиции Великобритании по отношению к Турецкому халифату провозгласил кампанию гражданского неповиновения. В 1920–1930-х годах возрос политический авторитет Мухаммада Али Джинны (1876–1948) и поэта-мыслителя Мухаммада Икбала (1877–1938), которые подготовили исламскую общественность к восприятию идеи раздела Индии. Обращаясь к участникам сессии Мусульманской лиги в Аллахабаде 29 декабря 1930 г., Икбал высказался в пользу существования отдельного исламского государства на субконтиненте, но не затронул вопроса о будущем Бенгалии. В Лахоре 23 марта 1940 г. Мусульманская лига под руководством Джинны объявила своей целью образование государства Пакистан. Лахорская резолюция 1940 г. декларировала: «Районы, в которых мусульмане составляют численное большинство, как, например, в Северо-Западной и Восточной Индии, следует объединить для конституирования независимых штатов, а составляющие их административно-территориальные единицы должны обладать автономией и суверенитетом».
В 1946 г. направленная из Великобритании специальная правительственная миссия разработала план по сохранению целостности Индии, предусматривавший региональную автономию для мусульманского населения. Предлагалось выделить две географические зоны с преобладанием мусульман: одна из них должна была охватить северо-западный Белуджистан, Северо-Западную Пограничную провинцию, Пенджаб и Синд, другая – северо-восточный Ассам и Бенгалию. Остальная часть Индии рассматривалась как единое образование с индусским большинством. Рекомендовалось предоставить центральному правительству лишь минимальные права. Однако данный план, принятый Лигой, был отвергнут Индийским национальным конгрессом, после чего раздел Британской Индии стал неизбежен. 14 августа 1947 г. на политической карте мира появились два новых независимых государства – Индия и Пакистан.
IV. Подведение итогов.
Обсуждение вопросов к заданию 2; формулировка выводов по теме; рефлексия.
Для осмысления студентами своей собственной деятельности им предлагается заполнить мини-анкеты:
Какие трудности вы испытали при выполнении заданий?
Понравилась ли вам форма занятия?
Ваши замечания по организации занятия.
В рамках данного занятия оцените свой уровень сформированности компетенций (поставьте знак «+» в соответствующую графу):
Компетенция освоена Компетенция не освоена
ОК 2 Выполнил работу самостоятельно и в срок Выполнил работу с чьей-либо помощью, не уложился в срок
ОК 4 Вычитал нужную информацию, заполнил таблицу полностью и ответил на все вопросы Не нашел нужную информацию, не смог полностью заполнить таблицу и ответить на все вопросы
ОК 12 Организовал рабочее место, соблюдал технику безопасности Не смог организовать рабочее место, нарушал технику безопасности
ОК 13 Соблюдал режим учебного времени Не соблюдал режим учебного времени