Бизнес-проект Пришкольный участок по выращиванию овошей
МБОУ «Арбынская средняя общеобразовательная школа»
Бизнес-проект
«Пришкольный участок»
Проект по выращиванию овощей, зелени и цветов на пришкольном участке
Резюме.
Суть проекта: создание на базе школы собственного дела по производству овощей
Цель бизнес-плана:
Создание базы для обучения учащихся основам предпринимательства и овощеводства, с получением практических навыков по данным предметам.
Задачи:
1. получить агротехнические знания и навыки по выращиванию овощей;
2. Вырастить свежие овощи для школьной столовой и для реализации излишков населению
3. Воспитывать трудолюбие, предприимчивость, ответственность;
4. Готовить грамотных в правовом и экономическом плане выпускников, способных организовать свой бизнес на селе;
Характеристика участка
Работа организована на пришкольном участке МОУ «Арбынская СОШ» Площадь участка – 28 соток Участок огражден по периметру. Защищен насаждениями из диких яблонь.
На участке имеются следующие отделы:
Овощной – 16 соток
Плодово-ягодный – 4,5 сотки
Цветник – 4 сотки
Подсобное помещение и емкость для воды, парник для выращивания рассады – 1,5 сотки
Защитная полоса из диких яблонь – 2 сотки
Почвы на участке преимущественно тяжелые суглинистые, малоплодородные, но влагоемкие.
Для реализации проекта школа располагает:
Трактор МТЗ-80
Мотоблок
Теплица
Садовый инвентарь
Вода для полива (оплачивается из бюджета школы)
2. Описание деятельности
Данный проект направлен на рациональное использование школьного земельного участка для развития предпринимательской деятельности, на привлечение учащихся школы с целью воспитания трудолюбия, предприимчивости и ответственности с развитием качеств и задатков лидера-предпринимателя, способного к успешной профессиональной самореализации.
Проект реализуется в течение 12 месяцев (декабрь-ноябрь) каждого года силами учащихся под руководством учителя биологии Жирковой Матрены Ильиничны, зам директора по УМР Гоголевой А.И., зам директора по ВР Лукиной К.В..
В марте-апреле производится посев семян, в мае готовится пришкольный участок, производится уборка территории, обрезка кустарников силами всех учащихся и работников школы.
В мае закладываются парники для выращивания рассады цветов, огурцов и томатов на уроках технологии.
В 2016 году на пришкольном участке установлена новая теплица, в которой планируем дальнейшее выращивание огурцов, томатов.
В летний период для обучающихся школы организована летний оздоровительно-трудовой лагерь для ребят 6-14 лет, а в июне силами ребят летнего трудового лагеря (дети 14-17 лет) осуществляется закладка участка под руководством заведующего пришкольным участком Ивановым Д.Д..
В сентябре-октябре производится уборка урожая, закладка овощей на хранение и сбыт излишков продукции для учреждений, организаций села Арбын.
3. Описание выращенной продукции, валовый сбор, примерная стоимость по 2015 году:
продукция Валовый сбор, кг цена стоимость
Морковь 180 2 360
Свёкла 120 2 240
Лук 60 2 120
Картофель 180 2 360
Томаты 60 2 120
Огурцы 70 2 140
Кабачок 50 2 100
Редис 16 2 32
перец салат укроп петрушка итого 2272 рубля
Часть выращенной продукции передается в школьную столовую, что заметно удешевляет питание учащихся, т.к. стоимость самостоятельно выращенной продукции минимальна – 2 рубля за кг.
Потребность в овощах для школьной столовой в 2015 году:
Наименование Количество, кг
Картофель 300
Морковь 150
Свекла 130
Лук 100
Томаты 50
Огурцы 100
Кабачок Зелень Редис Перец 4. Социальная значимость проекта
Идея проекта состоит в том, чтобы вырастить экологически чистую продукцию для питания в школьной столовой и реализовать излишки выращенной продукции населению и различным учреждениям с целью получения прибыли.
Теоретическая значимость проекта заключается в подготовке к самостоятельной жизни в условиях нынешней рыночной экономики, умение применять знания на практике, получение новых знаний и умений, научиться искать, анализировать и составлять бизнес-план. На основе полученных результатов открывается возможность начать своё дело и реально зарабатывать деньги в условиях села.
При реализации учащихся вырабатывается социально-активное отношение к окружающей среде. Школьники приобретают навыки опытнической и исследовательской деятельности по внедрению научно обоснованных методик и технологий выращивания сельскохозяйственной продукции.
Часть сельскохозяйственной продукции, полученной в результате производственной деятельности школы, идёт на питание учащихся. Деньги, вырученные от реализации сельскохозяйственной продукции, идут на поощрение учащихся, приобретение семенного и посадочного материала, оформление интерьера школьных рекреаций.
Формирование гражданской позиции, воспитание любви к малой Родине осуществляется через приобщение детей к труду, получения ими материального и духовного удовлетворения от решения поставленных перед ними задач, воспитание истинных хозяев на своей земле, а не просто потребителей её благ.
Производственный план
№ Мероприятие сроки
1. Подготовительные работы Декабрь
2. Закуп семян Январь-февраль
3. Разработка проекта март
4. Экспертиза проекта, согласование апрель
5. Подготовка юридической документации апрель
6. Посев семян овощей март
7. Посев семян цветов апрель
8. Пикировка рассады овощей и цветов Апрель-май
9. Закладка парников на доращивание рассады и высадка рассады в парники май
10. Посев капусты в рассадники май
11. Монтаж теплицы май
12. Благоустройство пришкольного участка (уборка территории, обрезка кустарников) май
13. Формирование ягодных кустарников, обработка приствольных кругов май
14. Планировка и закладка участка июнь
15. Посев, посадка овощей и цветов июнь
15. Уход за посевами и посадками, подкормка, прополка, рыхление, полив, борьба с вредителями и болезнями Июнь-август
16. Сбор ягод Июль-август
17 Заготовка зелени (укроп, петрушка) Июль-август
18. Сбор огурцов Июль-август
19. Сбор томатов на дозревание август
20. Уборка овощей Сентябрь-октябрь
21. Закладка овощей на хранение. Сентябрь-октябрь
22. Реализация и сбыт продукции Сентябрь
23 Уборка участка от ботвы и сорняков. Сентябрь-октябрь
Заготовка почвы для рассады Октябрь
Анализ работы Ноябрь
Маркетинговый план
Анализ рынка.
Мы живем в сельской местности, где у каждого имеется свой приусадебный участок, на котором выращиваются все необходимые овощи. Жители села, имея небольшие излишки продукции, не выходят на рынок, а снабжают ими своих родственников, живущих в городе, или кормят домашних животных. Жители с. Арбын имеют возможность купить овощи в магазинах и сетевых супермаркетах круглый год, но чаще всего это импортная продукция сомнительного качества и производства, те жители, у кого появляются излишки овощей, выходят на рынок и торгуют по цене, установленной рынком.
Закупом продукции в больших объемах заинтересованы детские образовательные учреждения района, которым требуется экологически безопасная продукция и по установленной цене. Таким образом, у нас нет конкурентов в цене и качестве.
Финансовая составляющая проекта в 2016году
Инвентаризация необходимого оборудования и материалов
№
п/п Наименование Количество Стоимость
Необходимо для работы Уже имеется Надо приобрести Покупка
Оборудование и приспособления 1. Емкость для воды 1 2. Шланг 30 м 3. Лейки 16 10 6 4. Лопаты 16 11 5 5. грабли 12 7 5 Грабли веерные 5 5 6. Ведра 15 9 6 7 Совки посадочные 10 3 7 8 Секаторы 3 3 285
9 Рыхлители 6 6 10 Плоскорез 2 2 11 Тачка садовая 1 1 12 Сучкорезы 2 2 Удобрения и инсектициды: 1 Удобрения для овощей, кг 10 10 2 Престиж, мл 50 50 Семена и посадочный материал: 1 Семена овощей, п. 43 43 430
2 Семена цветов,п40 40 600
3 Саженцы многолетних цветов, шт15 15 3000
Итого: Таким образом, расходы на реализацию проекта составят:
№ п/п Наименование статьи расхода План.сумма, руб. Прим.
Семена овощей, цветов и многолетников 4030 3000 рублей выделяем на обновление цветника многолетников для размножения в следующем сезоне.
Удобрения и средства защиты растений от вредителей 860 Перегной 2000 Транспортные услуги
Садовая тачка 1350 Садовый инвентарь 2000 Итого: 10350 Доходы
Ориентируясь на урожайность прошлых лет, планируем получить в 2016 году следующий доход: № п/п Наименование продукта Кол-во, кг Цена, рубСумма Прим.
1 Картофель 2 Морковь 3 Свекла 4 Томаты 5 Капуста 6 Огурцы 7 Черноплодная рябина 8 Вишня Итого: Финансовые риски
Возможные риски и источники их возникновения, а также механизмы снижения приведем в таблице:
Категория Наименование риска Механизм снижения рисков
Производственные Аномальные погодные условия (засуха, град,
ураган) Некачественный семенной материал Приобретение семенного материала только у проверенных поставщиков.
Потери урожая из-за ошибок производства Строгое соблюдение технологии
производства
Коммерческие Риск, связанный с реализацией товара Заключение предварительных договоров.
Риск, связанный с приемкой товара Маркетинговые Недостаточный анализ рынка Заблаговременно проводить анализ рынка
Недооценка своих конкурентов По возможности предлагать более выгодные условия потребителю, чем у конкурентов