Планирование классного занятия Мудрецы

Приложение 2.
«Мудрецы»
( Практикум. Разрешение конфликтов. 5 – 6 классы)

Карташова С.И.- социальный педагог ГБОУ ЦО №1601 им.Героя Советского Союза Е.К.Лютикова.

Подготовительная работа. (класс делится на группы по 4 человека)

- Ребята, я хочу узнать хорошо ли вам живётся в школе, в классе? Уютно, комфортно? Всё ли вас устраивает? Что мешает? (выявляем проблему конфликтной ситуации).
- Сегодня у нас необычный час общения с вами. Мы с вами будем совершенствовать себя. Будем совершенствовать свои умения в контроле конфликтных ситуаций и их предупреждения.
Конфликт не всегда означает спор или борьбу. Иногда он возникает, когда надо принять решение или что-то необходимо изменить. Конфликты бывают разрушающие и конструктивные. При правильном обращении он может быть полезен приводит к изменениям. При неправильном приводит к обиде, непониманию и даже к насилию. Конфликты бывают разных масштабов: от подростковых небольших разногласий до ядерной войны. Они происходят в разных формах: непонимание, несогласие, споры, борьба, войны.

Предлагается подросткам (от каждой группы) описать на отдельных листочках конфликты,
которые произошли с ними. Подписывать листочки не следует. Эти конфликтные ситуации
будут коллективно проанализированы на практикуме. Подростки попытаются совместно
найти оптимальное решение каждого проанализированного конфликта.
Правила разрешения конфликта (на доску вывешиваются вопросы и сразу даются комментарии)
Анализ конфликтной ситуации (необходимо подумать и ответить на ряд вопросов):
Кто участвует в конфликте (субъекты конфликта)? Что является главным противоречием,
в чем рассогласование? Какова цель вашего оппонента?
Какие положительные черты характерны для вашего оппонента, каковы, на ваш взгляд, его негативные черты? Какова ваша цель в конфликте?
Соотнесите эту цель с вашими жизненными ценностями (стоит ли настаивать на своем,
может, это и незначимо для вас?) Определите для себя ценностную альтернативу (что важнее,
выиграть в данном конфликте и потерять что-то важное для вас или лучше не настаивать на своем, но сохранить самое значимое для вас в отношениях с этим человеком или в чем-либо другом?)
Если вы решили бороться до конца, то определите методы, какими вы будете решать конфликт. Необходимо помнить, что избранные вами средства должны удовлетворять не
только вас, но и оппонента. Определите такие пути разрешения конфликта, которые не будут унижать и оскорблять вашего оппонента, но в определенной степени заинтересуют его,
будут ему выгодны без ущемления ваших интересов.


Сказка
Мудрецы и слон
Конфликты стары, как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Я прочитаю странную индийскую сказку, а вы попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, сказал один мудрец, мы ощупаем его». – «Хорошая идея, сказали другие, тогда мы будем знать, какой он слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» воскликнул он. «Вы оба неправы, сказал третий, он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», воскликнул четвертый. «Нет, нет, закричал пятый, слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, сказал он, слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
- В чем же было дело? Вы правы! Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие. - Были ли мудрецы действительно мудрыми?
Задание. Если бы вам довелось быть в кругу этих мудрецов, чтобы вы сделали? Как бы вы узнали, как выглядит слон?
Работа в группах
(обсуждение и нахождение выхода из ситуации с опорой на правила разрешения конфликтов)
Ролевая игра «Мудрецы»
(выбираются из группы по одному человеку те ребята, которым доверяют – «мудрецы» )
Необходимо донести до сведения своим ребятам в группе то, что каждый почувствовал, просунув руку в мешок. И все должны попытаться определить кто там. Затем это выносится на обсуждение на все группы.
Задание: опираясь на правила разрешения конфликтов, определить всем вместе «Кто в мешке?»

Голосование и награждение.