АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ


Анализ эффективности деятельности учителя и учащихся по формированию представлений о здоровом образе жизниНа классных часах необходимо придерживаться направлений приобщения учащихся к знаниям законов развития человека на личностно-ориентированном уровне, воспитание потребности в здоровье, выработки индивидуального способа физического, духовного и нравственного самосовершенствования, психосаморегуляции, обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья.
Валеологизация обучения и воспитания в исследованном классе осуществляется благодаря использованию релаксационных приемов и упражнений, учета сведений о состоянии здоровья учащихся, предупреждению перегрузки школьников, воспитанник культуры общения, культуры умственного труда, созданию условий для самовыражения и самореализации личности, формированию и развитию мотивации учения, использованию разнообразных видов учебной деятельности, формированию системы знаний о ЗОЖ, созданию оптимальных гигиенических условий и др.
Для выявления динамики процесса формирования ЗОЖ школьников исследуемого класса были использованы следующие методы: анкетирование на тему «Я и мое здоровье», «Расти здоровым».
Для выявления изменения представлений детей о ЗОЖ, их видение собственного ЗОЖ, включая и стремление к ЗОЖ мы еще раз предложим им анкету «Я и мое здоровье».
В результате обработки ответов учащихся на вопросы анкеты получается следующая таблица.
№ Вопросы анкеты № Ответы учащихся Кол-во ответов учащихся Число проце-нтов1 Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»? 1 Когда человек делает все для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье. 15 58%
2 Когда человек выполняет правила личной гигиены, чтобы быть здоровым. 11 42%
2 Что ты знаешь о свое здоровье? 1 Мое здоровье отличное. 8 31%
2 Удовлетворительное. 16 61%
3 Не очень хорошее. 2 8%
3 Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят? 1 Ничего не беспокоит. 15 58%
2 Болит голова. 5 19%
3 Другие болезни. 6 23%
4 Часто ли ты пропускаешь занятия по причине болезни? 1 Пропуски каждую неделю. 2 8%
2 Пропуски каждый месяц. 7 27%
3 Пропусков нет. 17 65%
5 Делаешь ли ты утром физическую зарядку? 1 Да. 18 69%
2 Нет. -- --
3 Иногда. 9 31%
6 Занимаешься ли ты на уроке физкультуры? 1 С полной отдачей. 25 96%
2 Без желания. -- --
3 Не занимаюсь. 1 4%
7 Занимаешься ли спортом? 1 Хожу на танцы. 11 42%
2 Различные виды спорта. 13 51%
3 Не занимаюсь. 2 8%
8 Чувствуешь ли усталость после уроков? 1 Всегда. 2 8%
2 Иногда. 7 27%
3 Нет. 17 65%
Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: валеологизация учебного процесса учащихся класса принесла положительные результаты по формированию у детей ЗОЖ, привела к переоценке детьми своего образа жизни в связи с изменением их представлений о ЗОЖ, о значении ведения ЗОЖ для сохранения и укрепления их здоровья. Так, в исследуемом классе практически все учащиеся (96 %) занимаются на уроке физкультуры с полной отдачей, а также нет таких учащихся, которые совсем не делают зарядку по утрам, тогда как в начале нашего исследования таких учащихся было 35 %. Это говорит о том, что большинство учащихся класса прилагают все усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить свое здоровье. Их усилия имеют положительные результаты: 58 % учащихся не беспокоят часто болезни, лишь у 19 % иногда болит голова, 65 % учащихся не имеют пропусков занятий по болезням.
Необходимо заметить, что валеологизация учебного процесса, включающая формирование положительных эмоций и снятие напряжения во время учебных занятий, оказала благоприятное влияние на здоровье учащихся: 65 % детей не чувствуют после уроков усталости и лишь 27 % устают иногда.
Таким образом, в соответствии с уровнями (выделенными в первом параграфе этой главы), учитывая динамику представлений учащихся о ЗОЖ и изменении их собственного образа жизни, учащихся можно распределить таким образом: высокому уровню соответствует 19 % учащихся класса среднему уровню – 57 %, поверхностному – 27 %.
Для выявления особенностей жизнедеятельности учащихся класса, направленных на сохранение и укрепление здоровья, мы предложим детям анкету-тест «Расти здоровым».
В результате обработки ответов учащихся на вопросы анкеты получилась следующая таблица.
№ Вопросы анкеты № Ответы учащихся Кол-во ответов учащи-хсяЧисло проце-нтов1 На свежем воздухе я… 1 Занимаюсь спортом, гуляю. 9 35%
2 Играю, бегаю. 7 27%
3 Катаюсь на велосипеде, играю. 10 38%
2 В школе я… 1 Учусь. 10 38%
2 Учусь, занимаюсь спортом. 9 35%
3 Пишу, читаю, играю, бегаю. 7 27%
3 Аппетит у меня… 1 Хороший. 11 42%
2 Не очень хороший (удовлетворительный) 8 31%
3 Плохой. 7 27%
4 Иногда я чувствую себя… 1 Уставшим. 11 42%
2 Плохо. 9 35%
3 Больным. 6 23%
5 Утром я просыпаюсь… 1 С хорошим настроением. 8 31%
2 В 8 часов. 9 35%
3 В 9 часов. 9 35%
6 Телевизор я смотрю… 1 Редко. 17 65%
2 Часто. 5 19%
3 Вечером. 4 16%
7 В сауну я… 1 Не хожу. 11 42%
2 Хожу часто. 8 31%
3 Хожу иногда. 7 27%
8 Обливаться холодной водой я… 1 Люблю. 11 42%
2 Не боюсь. 10 38%
3 Боюсь. 5 19%
9 Простуда меня… 1 Боится. 12 46%
2 Иногда посещает. 8 31%
3 Часто посещает. 6 23%
10 Свои руки я… 1 Часто мою. 11 42%
2 Содержу в чистоте. 15 58%
11 Зубы свои я… 1 Чищу 2 раза в день 15 58%
2 Лечу вовремя, берегу. 11 42%
12 Заниматься спортом я… 1 Люблю. 19 73%
2 Не люблю (очень устаю). 7 27%
Анализ полученной таблицы и оценка особенностей жизнедеятельности учащихся в их совокупности позволила нам выделить 3 уровня соответствия индивидуального стиля ЗОЖ: оптимальный уровень соответствия отражает творческий характер использования основных положений ЗОЖ в индивидуальной жизнедеятельности. Личностью освоен основной спектр самосовершенствования и способов саморегуляции. Неукоснительно соблюдаются гигиенические предписания в отношении режима дня, организации питания, использование средств профилактики. Свободное время благоприятствует развитию личности за счет включения в его структуру разнообразных видов деятельности. К этому уровню относятся 18 % учащихся класса.
Средний уровень соответствия. В повседневной жизнедеятельности личность склонна придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализует их не всегда последовательно. Установка на самосовершенствование присутствует, но возможны затруднения в выборе адекватных средств в составлении программы. Позитивные привычки доминируют, осознаются негативные и ведется работа по их устранению. Этому уровню принадлежит 58 % учащихся.
Недостаточный уровень соответствия. Личность не руководствуется в повседневной жизнедеятельности нормами и требованиями ЗОЖ. Отдельные привычки, проявления и склонности соответствуют ЗОЖ, но сознательно они не формируются. В свободное время велика доля пассивных видов отдыха. К этому уровню относится 24 % учащихся исследуемого класса.
Таким образом, проследив динамику процесса формирования ЗОЖ учащихся класса при помощи анализа выше приведенных результатов анкетирования, а также при помощи распределения учащихся по выделенным нами уровням, можно сделать следующие выводы: валеологизация обучения и воспитания в исследуемом нами классе способствовала улучшению общего состояния здоровья детей.
Результаты исследования уровня соответствия индивидуального стиля учащихся класса ЗОЖ свидетельствует о возросшем количестве детей, придерживающихся ведущих принципов ЗОЖ (режим, дня, рациональное питание, оптимальный двигательный режим и др.). Позитивные привычки доминируют у большинства учащихся класса, осознаются негативные и ведется работа по их устранению.
Осознание детьми ценности здоровья явилось стимулом осознания личной потребности в здоровье и увеличения стремления следовать основным принципам ЗОЖ. Результаты исследования уровня развития мотивации свидетельствует о возросшем количестве детей, осознающих личную и общественную значимость ЗОЖ и уверенных в его необходимости. Теперь большая часть учащихся класса приписывает ответственность за отклонение от норм ЗОЖ только самим себе, а не своим родителям, врачам или окружающей среде.
Общий вывод: В исследуемом нами классе построение учебного процесса осуществлялось с учетом не только возросших, но и индивидуальных морфофункциональных и психофизических особенностей учащихся. Обучение строилось в соответствии с научно-обоснованным режимом дня, который нашел отражение в расписании учебных занятий. Это благоприятствовало развитию детского организма в условиях процесса обучения и воспитания в школе. Так к концу года обучения у 17 % учащихся класса произошли заметные улучшения в состоянии здоровья детей.
Стиль педагогической деятельности учителя исследуемого класса способствовал формированию высокого уровня учебной мотивации учащихся к снятию психической напряженности, приводящий к переутомлению. Так, в начале первого года обучения 35 % учащихся класса всегда чувствовали усталость после уроков и уровень тревожности исследуемого класса был достаточно велик, но к концу второго года обучения мы видим заметное снижение уровня тревожности и усталость после занятий чувствует теперь лишь 9 % учащихся класса.
Это удалось достигнуть благодаря использованию нами личностно-ориентированных и развивающих технологий обучения и воспитания, которые применялись на валеологической основе и имели следующие особенности:
- разнообразие видов творческой познавательной деятельности на уроке;
- проведение бинарных уроков (лечебной физкультуры и русского языка, английского языка и чтения и т.д.);
- рефлексия в учебно-познавательной деятельности, в общении учащихся.