Урок по обществознанию для 10-11 класса по теме «Многообразие и диалог культур»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЗАВОДОУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
( МАОУ «СОШ №2»)





ТЕМА УРОКА: «Многообразие и диалог культур»
(2 часа)
10 класс


ИКОННИКОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА,
учитель истории и обществознания,
высшая категория,
Заслуженный учитель РФ
педагогический стаж- 30 лет.














Конспект урока.
Цель:
рассмотрение многообразия культур, их взаимодействие и взаимовлияние; проблемы диалога культур в современном обществе.
Задачи:
Обучающие:
- рассмотреть основные компоненты культуры и ее многообразие (по критериям);
- выяснить содержание понятий «диалог культур» и «толерантность»;
- обсудить проблемы диалога культур в современном обществе.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к проблемам современного мира;
- побуждать обучающихся к обсуждению и поиску решения общественных проблем;
-развивать учебно-организационные умения: умение планировать деятельность по рациональному выполнению задания, давать самооценку;
-развивать учебно-информационные умения: умение работать с различными источниками информации, переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
-развивать учебно-интеллектуальные умения: умение мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы;
- развивать коммуникативную компетенцию.
Воспитательные:
-воспитывать толерантную личность, готовую и способную жить в поликультурном и многоконфессиональном современном обществе;
-формировать культуру учебного труда, воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок - практикум.
Методы обучения (продуктивные): проблемное изложение материала, частично - поисковый и исследовательский.
Формы работы обучающихся:
- самостоятельная работа в группах с учебными пособиями и различными источниками социальной информации по выполнению проблемных и учебных заданий;
- выступления по результатам выполнения заданий в группах;
- самооценка и взаимооценка;
- написание эссе (в качестве домашнего задания).
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.



Этапы занятия и цели каждого из них
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Вре
мя

мин.)

1.
Вводный.

Цель: организовать
обучающихся на учебный процесс.

Совместное проектирование темы урока, цели и задач.
Работа с презентацией по теме урока. Слайды 1,2
Проектирование темы, цели и задач урока.
2

2.
Мотивация учебной деятельности обучающихся по теме урока.

Цель: рассмотреть основные компоненты культуры и многообразие культур по критериям.

1.Вводная беседа.
На предыдущем уроке мы рассматривали понятие «культура», различные подходы к трактовке данного понятия, ее функции и компоненты. Сегодня мы продолжим работу с понятием «культура».
Задание: опираясь на знания, полученные на уроках истории и обществознания, ответить на вопрос: «Много ли культур?». Свой ответ аргументировать и подтвердить примерами.
2.Обобщение ответов обучающихся.
Культура - это явление сложное, многогранное и динамичное. Сложно разобраться в многообразии культур. Это:
- исторические культуры древних цивилизаций;
- культуры наций и народностей;
-культуры, определяемые религиозными верованиями (конфессиональные культуры);
-культуры людей разных поколений, различных профессий, городских и сельских жителей и так далее.
Задание: классифицировать многообразные культуры по направлениям, продумать и предложить критерии для классификации культур.
3. Обобщение ответов обучающихся.
Слайд 3. «Классификация культур»

4. Задание: с первого взгляда может показаться, что культура как единое целое не существует, но на самом деле культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс только ускоряется. В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур. Попытайтесь раскрыть смысл понятия «диалог культур».
5. Обобщение ответов обучающихся и формирование проблемы для следующего этапа урока:
В ходе диалога культур происходит процесс взаимопроникновения и взаимообогащения культур. Каким образом этот процесс осуществляется? Существуют ли проблемы диалога культур в современном обществе?
Слайды 4,5









Выполнение задания: подбор аргументов и примеров.
Индивидуальная работа.















Выполнение задания по классификации.
Работа в парах.

Выполнение схемы «Классификация культур» в тетради




Выполнение задания по раскрытию смысла понятия.
Дискуссия
5













2




















2



2










2

3.
Практикум по выполнению проблемных заданий.

Цель: развивать умение планировать деятельность по рациональному выполнению задания, давать самооценку; умение работать с различными источниками информации.

(Осуществляется дифференцированный подход
при распределении заданий группам, исходя из уровня обученности обучающихся, способности выполнять продуктивные и творческие задания.)


1. Организация выполнений заданий практикума по группам, консультирование.

Задания: (Смотри Приложения 2-7)
Группа №1: опираясь на материалы практикума, привести примеры культуры различных поколений и исследовать возможные направления их диалога. В чем состоит важность данного диалога для развития человечества? Почему мы должны с уважением относиться к старшим поколениям?
Группа №2: опираясь на материалы практикума, привести примеры взаимного влияния массовой, элитарной и народной культур. Сделать все возможные выводы по исследуемой проблеме. Почему надо заботиться о сохранении народной культуры?
Группа №3: опираясь на материалы практикума, подумайте над проблемой: возможен ли диалог религиозных культур, ведь каждая религия - это уже устоявшиеся веками религиозное учение, мораль, обряды и т.д. Если возможен диалог, то в чем?
Группа №4: опираясь на материалы практикума, определить по каким направлениям возможен диалог национальных культур. Привести примеры взаимовлияния и взаимопроникновения национальных культур, используя знания по истории и опыт современной общественной жизни.
Группа №5: опираясь на материалы практикума, проанализировать и подтвердить примерами основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России.
Группа №6: опираясь на материалы практикума, определить проблемы в диалоге культур в мировом сообществе начала XXI в., опасности и риски для всего мира, вытекающие из глубокого культурного конфликта.
Работа в группах по 4-5 человек по выполнению заданий практикума, подготовка публичного выступления по результатам исследования проблемы.
30


4.
Представление группами результатов выполнения практической работы.

Цель: обсудить проблемы диалога культур в современном обществе; развивать речевые умения

Обобщение и корректировка ответов обучающихся.

Представление группами результатов выполнения практической работы.

Самооценка.
Взаимооценка .
(Смотри Приложение 10)
30


5.

Обобщение по теме урока.

Цель: сформировать понятие толерантности,
воспитывать толерантную личность, готовую и способную жить в поликультурном и многоконфессиональном современном обществе.

Рассказ притчи об аксакале.
(Смотри Приложение 8)
Организация беседы с обучающимися по формированию понятия «толерантность».
Слайды 6,7
Вывод по изучаемой теме.
Как показала жизнь, на протяжении многих веков история перешагивает национальные и региональные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие. Слайд 8.


Участие в беседе, формирование понятия «толерантность», запись понятия в тетрадь.


5

6.



















Домашнее задание.
Цель: отрабатывать алгоритм написания эссе; совершенствовать умения по аргументации позиции автора высказывания и собственной позиции при написании эссе.
Домашнее задание: написать эссе по одной из предложенных тем (Смотри Приложение 9).
Запись домашнего задания, выбор темы эссе.
5




















7.
Подведение итогов работы групп.

Рефлексия.

Цель: побудить обучающихся к самооценке, самоконтролю, и самоанализу деятельности; выявить мнение обучающихся по организации познавательной деятельности на уроке, степень усвоения изученного материала; поощрить инициативу и самостоятельность обучающихся в учебном процессе.
Анализ работы групп по выполнению заданий, оценивание знаний и умений обучающихся.
Выступления обучающихся по результатам самооценки и взаимооценки, рефлексия.
5




























Приложения к конспекту урока по теме «Многообразие и диалог культур».

Приложение 1 - Перечень используемых на занятии ЭОР
Приложение 2 - Задание и материалы практикума для группы №1.
Приложение 3 - Задание и материалы практикума для группы №2.
Приложение 4 - Задание и материалы практикума для группы №3.
Приложение 5 - Задание и материалы практикума для группы №4.
Приложение 6 - Задание и материалы практикума для группы №5.
Приложение 7 - Задание и материалы практикума для группы №6.
Приложение 8 - Притча об аксакале.
Приложение 9 - Темы эссе.
Приложение 10 - Критерии взаимооценки работы групп














Приложение 1
Перечень используемых на занятии ЭОР


Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1
Мультимедийное учебное пособие по курсу «Обществознание» для учащихся 8-11 классов. Авторы издания: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев.
CD-диск
Видеофрагмент
«Молодежная субкультура»


2
Многообразие и диалог культур
сайт МАОУ « СОШ №2»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Презентация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Приложение 2

Группа №1.
Задание: опираясь на материалы практикума, приведите примеры культуры различных поколений и предложите возможные направления их диалога. В чем состоит важность данного диалога для развития человечества? Почему мы должны с уважением относиться к старшим поколениям?

Материалы практикума:

Видеофрагмент о молодежной субкультуре.
Мультимедийное учебное пособие по курсу «Обществознание». Авторы издания: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И.Матвеев и др. Тема курса: «Молодежь современном мире. Молодежная субкультура».
Обществознание: учебник для учащихся 10кл.: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова.-М. : Просвещение, 2010. Стр.80-83.
Схема «Основные компоненты культуры»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Схема «Составляющие и признаки субкультуры»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение 3
Группа №2.
Задание: опираясь на материалы практикума, привести примеры взаимного влияния (диалога) массовой, элитарной и народной культур. Сделать все возможные выводы по исследуемой проблеме. Почему надо заботиться о сохранении народной культуры?

Материалы практикума:

Схема «Основные формы культуры»
.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


2. Обществознание: учебник для учащихся 10кл.: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова.-М. : Просвещение, 2010. Стр.85-87.
Приложение 4

Группа №3.
Задание: опираясь на материалы практикума, подумайте над проблемой: возможен ли диалог религиозных культур, ведь каждая религия- это уже устоявшиеся веками религиозное учение, мораль, обряды и т.д. Если возможен диалог, то в чем?

Материалы практикума:

Источник социальной информации.
«Религиозные сообщества»
В мире в настоящий момент насчитывается 22 религиозные конфессии с числом верующих в каждой из них более 500 тыс.человек и огромное количество разнообразных более мелких конфессий и сект.
По статистике, в мире сегодня насчитывается 2 млрд 100 млн христиан (33% всего населения Земли), 1 млрд 300 млн мусульман (21 % населения), 900млн индуистов (14%), 376 млн буддистов(6%). 1млрд 100 млн человек (16%) считают себя атеистами.
Для всех религий характерно разделение мира на «здешний» и «потусторонний». И, соответственно, разделение жизни на «мирскую» - ориентированную на нужды и потребности этого мира, и «церковную» - ориентированную на спасение души в «потустороннем» мире.
Политические и социальные притязания разных конфессий в значительной мере определяются тем вниманием, которое в них уделяется «мирской» жизни. Например, в буддизме она занимает очень ограниченное место, и целью верующего является как можно более полное и скорое достижение «потустороннего блаженства». Поэтому политика и социальные проблемы, которые являются неотъемлемой частью «мирской» жизни, для верующих в буддизме, как правило, не являются предметом первостепенных забот.
Иначе обстоит дело в исламе и христианстве. В исламской религии существует большое количество групп, по-разному оценивающих и утверждающих роль политического и социального поведения в спасении души верующего мусульманина. Для одних групп служение Аллаху является чисто индивидуальным делом и состоит в правильном выполнении религиозных норм и предписаний. Для других же подлинное служение Аллаху состоит в обращении или истреблении неверных и как можно более широком – при необходимости огнем и мечом – распространении мусульманской религии во всех регионах земного шара.
В истории человечества политические цели часто маскировались и продолжают маскироваться в религиозные одеждыНо религиозная вражда не является чем-то обязательным и непреодолимым. Наоборот, чем ближе религия к своей сути, т.е. чем больше она направлена на спасение человеческой души, тем сильнее в ней звучит идея мира и человеческого братства.
«Обществознание. Глобальный мир в XXI веке». Книга для учителя. Под редакцией Л.В.Полякова. М.: «Просвещение»,2007.


2. Обществознание: учебник для учащихся 10кл.: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова.-М. : Просвещение, 2010. Стр.106-110.


Приложение 5
Группа №4.
Задание: опираясь на материалы практикума, определить по каким направлениям возможен диалог национальных культур. Привести примеры взаимовлияния и взаимопроникновения национальных культур, используя знания по истории и опыт современной общественной жизни.

Материалы практикума:

1. Схема «Основные компоненты культуры»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Обществознание: учебник для учащихся 10кл.: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова.-М. : Просвещение, 2010. Стр.188-192.

Приложение 6
Группа №5.
Задание: опираясь на материалы практикума, проанализировать и подтвердить примерами основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России.

Материалы практикума:

1.Тенденции современной духовной жизни России.
В дискуссиях по вопросу перспектив духовной жизни России начала XXI в. можно выделить две основные идеи:
Необходимо пойти по линии культурного сближения с западными странами и, осваивая их опыт и достижения, как и они, двигаться к будущей постиндустриальной цивилизации
Необходимо противостоять экспансионистским тенденциям Запада и искать свой особый, принципиально отличный от всех других, путь в будущее, соответствующий культурно- исторической специфике России и исключительности ее положения и роли в мире.


Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России.
Снижение нормативности культуры, что характерно для переломных эпох. Расшатываются моральные устои, пересматриваются нравственные идеалы.
Бедность значительной части населения ведет к отстранению ее от активного участия в культурной жизни. Шедевры высокого искусства доступны лишь людям с достатком, а малообеспеченному большинству приходится ограничивать свои культурные запросы дешевой продукцией массовой культуры. Народ становится духовно беднее.
Требует внимания проблема культурного единства многонациональной России. В ней есть русская культура-культура русского народа- и национальные культуры других народов России. Можно ли отождествлять и рассматривать культуры народов нашей страны как субкультуры в составе русской культуры или же необходимо считать, что русская культура есть сочетание русской культуры с сосуществующими рядом с ней многими нерусскими национальными культурами? Решение данного вопроса очень значимо для понимания перспектив развития духовной жизни нашей страны.
Социокультурный организм реагирует на вторжение чуждых культурных элементов одинаково: начинается реакция культурного отторжения. Заполнение российского рынка массовой культурой Запада послужило мощным толчком для развития новых потенциалов в сфере российской культуры.
Современная российская культура соединяет несоединимое: коллективизм и индивидуализм, антизападнические настроения и стремление воссоединиться с мировой цивилизацией. Российская культура синтезирует в своем организме элементы различных культур.
П.А. Баранов. « Обществознание». Экспресс-репетитор.
М., «Астрель», 2008

Приложение 7
Группа №6.
Задание: опираясь на материалы практикума, определить проблемы в диалоге культур в мировом сообществе начала XXI в., опасности и риски для всего мира, вытекающие из глубокого культурного конфликта.
Материалы практикума:
Источник социальной информации.
Борьба за многополярность мира и «культурные войны» в цивилизации Запада.
.Долгое время США – страна, которая сама создавалась эмигрантами, - поощряли и приветствовали иммиграцию. В XX в. там господствовала теория «плавильного котла», согласно которой в результате жизни в Америке все иммигранты утрачивали свою первоначальную национальную идентификацию и «переплавлялись» в американцев. Но уже в конце XX в. была принята другая теория, названная теорией «салатницы», т.е. она предполагает не ликвидацию культурных различий, а сосуществование разных культур. Это признание того факта, что Америка больше не может интегрировать в одно целое поток иммигрантов и соединять в одну нацию»белых», «черных», «латинос» и др.. Этот процесс распада американской нации на отдельные этнокультурные группы и объединения разных групп небелого населения против «белых» назван «культурной войной», что ведет к внутреннему ослаблению США.
Похожие процессы происходят и в Европе. Иммигранты оказываются людьми второго сорта. Очень редко и очень немногие в состоянии достичь богатства и значимого социального статуса. Кроме того, в повседневности, в публичной жизни существует бытовой расизм.
В результате происходит отчуждение инокультурных групп и их «геттотизация», т.е. переход в «гетто»- компактное расселение, изолированное от групп коренного населения. Таким образом формируются инокультурные анклавы, где воспроизводится традиционная культура иммигрантов, вывезенная ими с родины, где люди едят свою пищу, говорят на своем языке, женятся на своих , так практически и не увидев и не почувствовав богатства и содержательности европейской или американской жизни.
Такие «гетто» порождают криминал и террористов, ненавидящих западную жизнь и западного человека. Погромы и поджоги в Париже и других французских городах, взрывы бомб в лондонском метро и в автобусах, взрывы на мадридских вокзалах- все это свидетельствует о глубоком культурном конфликте и грядущих потрясениях мировой системы.
«Обществознание. Глобальный мир в XXI веке». Книга для учителя. Под редакцией Л.В.Полякова. М.: «Просвещение»,2007.
Приложение 8
Притча об аксакале.
В одном селении умирал аксакал. Пришли к нему люди попрощаться и говорят: «Скажи нам, мудрый старец, как удалось тебе создать такой порядок в семье, при котором все невестки, дочери и зятья живут в мире и согласии?» Уже не может говорить старик - подают ему бумагу и карандаш, и пишет он долго-долго. И когда выпал из рук умирающего листок, все очень удивились – на нем 100 раз было написано всего одно слово. Не догадываетесь какое? На листке было 100 раз написано слово «ТЕРПИМОСТЬ!»
Приложение 9
Темы эссе к уроку «Многообразие и диалог культур»

«Настоящие ценности культуры развиваются только в соприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Может!- но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».
Академик Д.С.Лихачев.


«Культура может существовать только на границах: на грани прошлого, настоящего и будущего; в столкновении этнических культур, различных авторских позиций; в многообразии форм творчества человека и др.»
Культуролог М.М. Бахтин






Приложение 10 -
Критерии взаимооценки работы групп.
Критерии оценки выполнения задания
1
группа
2
группа
3
группа
4
группа
5
группа
6
группа

1.Объем и полнота выполнения задания, наличие аналитической и исследовательской деятельности







2.Уровень творчества, оригинальность рассмотрения и изложения проблемы







3.Культура речи, манера изложения







4.Самооценка







5.Итог


















Основные
компоненты
культуры



Ценности

Социаль-
но -культурные нормы

Верова-
ния

Техника

Язык

Духовные
ценности

Материа-
льные
ценности

Культур-
ные
ценности


Субкуль
тура


Стиль и образ жизни

Знание
( картина мира в узком смысле слова)


Ценности

Социальные институты как системы норм

Соци-
альные роли и статусы

Навыки, умения, способы осуществления, методы

Потребности и склонности

Основные формы культуры

Элитарная.
Создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами.

Народная.
Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.


Массовая.
Понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления

Основные
компоненты
культуры



Ценности

Социаль-
но -культурные нормы

Верова-
ния

Техника

Язык

Духовные
ценности

Материа-
льные
ценности

Культур-
ные
ценности



15