Доклад на тему «Развитие УУД обеспечивающих формирование проектно- исследовательской компетенции как метапредметного результата образования».


Августовская конференция работников образования
Куйтунского муниципального района Иркутской области.
Круглый стол для учителей естественно - научного цикла и точных наук.
Тема: « Педагогические приемы и методы , направленные
на формирование УУД».
Доклад на тему
«Развитие УУД обеспечивающих формирование проектно- исследовательской компетенции как метапредметного результата образования».

Подготовила: Кравченко С.А.
учитель физики
МКОУ Карымской СОШ
2015 г.
 
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. 
В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Принципиально новое явление, вводимое в педагогическую практику стандартами второго поколения – метапредметные умения учащихся. Часто учителя ошибочно совмещают понятия метапредметные результаты и межпредметные связи и общеучебные умения. Несомненно, в составе метапредметных результатов присутствуют общеучебные умения, формируемые на различных уроках и внеурочных занятиях, что объясняется таким качеством их как универсальность. Но они составляют только часть метапредметных результатов, которые поднимают их из межпредметности в надпредметность. Кроме того, они находят свое применение не только в школьных предметах и внеурочной деятельности, но и что самое важное, используются в повседневной жизни, составляют основу успешной деятельности.  
Концепция ФГОС ОО метапредметные результаты обозначает как  освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Разработчики стандартов нового поколения вкладывают в содержание метапредметных результатов, прежде всего, сформированную способность использования межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) в учебной, познавательной и социальной практике.
Особую роль в развитии УУД, обеспечивающих формирование проектно- исследовательской компетенции как метапредметного результата образования в старшей школе играет работа ребят над проектами, исследовательскими работами. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. И поэтому логическим продолжением урока или серии уроков по теме могут стать различные формы внеклассной работы: предметные недели, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов, ежегодные конференции, материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.
Такие занятия для обучающихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике. С точки зрения обучающихся - это возможность сделать самому что-то интересное, индивидуально или в группе; это деятельность, которая позволяет проявить себя, заявить о себе, попробовать свои силы и показать публично достигнутые результаты. С точки зрения учителя - это средство развития, обучения и воспитания школьников одновременно. Средство, которое выполняет основной принцип обучения – научить школьника самостоятельно добывать знания, самостоятельно учиться.
Это самостоятельная деятельность обучающихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. В результате этой деятельности всегда предполагается решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Но учебное исследование становится реальным только тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и обучающихся. Неслучайно новый Стандарт предъявляет особые требования к современному учителю, который должен не только «владеть содержанием избранной научной области и уметь эффективно использовать его в профессиональной деятельности, но и быть мотивированным к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций».
Я убеждена в том, что, если заинтересовать обучающихся, целенаправленно работать с ними, оказывая помощь в поисках необходимой информации, создать условия для формирования навыков проектно- исследовательской деятельности, результат не заставит себя долго ждать, и школьники непременно порадуют нас своими интересными работами. Это как раз то, на что нацеливает нас Стандарт второго поколения.
Обращаясь к своему опыту работы, хочется отметить, что то на протяжении нескольких лет обучающиеся нашей школы участвовали с исследовательскими работами в конференциях разного уровня, где добивались определенных результатов.
Все эти обучающиеся в процессе работы развивали свои исследовательские умения, им приходилось формировать цель предстоящей работы, планировать свою деятельность для решения какой-либо задачи, анализировать ситуацию, выбирать наиболее регулятивный способ решения проблемы, выделять главное и второстепенное, уметь строить гипотезы и делать выводы и многое другое, что, в общем, может быть необходимо им не только на уроках физики, но и пригодится в повседневной жизни.           Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира.     Специальные умения, формируемые в процессе исследовательской деятельности, являются метапредметными, универсальными.  
Таким образом, исследовательская деятельность является перспективной формой работы в данном направлении.
Метапредметные результаты
Принципиально новое явление, вводимое в педагогическую практику стандартами второго поколения – метапредметные умения учащихся (метапредметные результаты)
Метапредметные результаты
Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях .Исследовательская деятельность обучающихся –
деятельность учащихся, связанная с решением
учащимися задач с заранее неизвестным решением и
предполагающая наличие основных этапов,
характерных для исследования в научной сфере,
нормированную, исходя из принятых в науке традиций.
Главным результатом исследовательскойдеятельности является интеллектуальный продукт,
устанавливающий ту или иную истину в результате
процедуры исследования и представленной встандартном виде.