Национальная идентичность России: кто мы и кем мы хотим быть?


Национальная идентичность России: кто мы и кем мы хотим быть?
Учитель начальных классов МКОУ СОШ № 11
г. Биробиджана Мохвиченко Людмила Андреевна.
Есть на карте России незаметная точка – небольшой шахтерский поселок Чегдомын, Хабаровского края. Открыл богатейшие запасы черного угля ученый – исследователь Миттендорф. Это было еще в прошлом веке. Чегдомын в переводе с якутского языка «черный камень», «сосновая вода». Мороз зимой 40 градусов, в крещенские морозы 50 . Далеко от Москвы, семь суток на поезде и 8 часов на самолете. И, кажется, что амплитуда колебания сердца Москвы не может чувствоваться в этих таежных, суровых краях, слишком далеко. По – мнению западных жителей, медведи ходят по улицам дальневосточных городов, нет комфорта и цивилизации…… Кто мы, люди, живущие в районах Крайнего севера, на территории Дальнего Востока? Выживаем или живем?
Сурова и прекрасна природа нашего края. На севере Хабаровского края есть красивейший уголок, где горы покрыты таежными лесами и увенчаны снеговыми шапками, где бурлящие реки пробивают себе путь через каменные преграды. А животный и растительный мир настолько необычный, что с непривычки трудно поверить в их реальность. Первозданность дикой природы и ее неповторимость побудили создать здесь заповедник, получивший название Буреинского. Произошло это в 1987 году. Это наше творение. Разнообразен животный мир заповедника: 40 видов млекопитающих, наиболее заметны копытные (лоси, северные олени, кабарга, изюбр, косули, северные бараны),130 видов птиц. Местная флора насчитывает 509 видов сосудистых растений, 29 из них редкие исчезающие виды, 293 вида мхов. Богата тайга грибами да ягодами. Местные жители знают много ягодных мест брусники, лимонника. Они часто занимаются заготовками ягод и грибов. Тайга хранит еще до сих пор много тайн, непроходимых болот и топей.
2 ноября 1973 года в газете «Молодой дальневосточник» вышла статья в которой говорилось о том, как простая русская женщина потерялась в глухой тайге и почти 12 суток боролась за свою жизнь. Она стала знаменитостью поселка, выжила в схватке с двенадцатидневным одиночеством в тайге.
О чем она думала, находясь в яме, засыпанными сухими осенними листьями, глядя одинокой луне в лицо, встречаясь один на один с медведем? Почему, когда не хватало сил, ей виделась аллея с деревьями, на которых по порядку сидели ее дети: Надя, Юра, Люда, Боря, Женя и Коля? Страх или любовь к жизни выводил ее из непроходимой тайги? И почему она сказала корреспонденту в первую очередь: « Спасибо государству за моих спасенных детей!».
Русская женщина, сибирячка, таежница, женщина – шахтер, отличная хозяйка! Мама, сколько нежности и любви в этом коротком слове из четырех букв! Это моя мама – Фролова Валентина Григорьевна, мать – героиня шестерых детей. Ее «Медаль материнства» мы сейчас храним как семейную реликвию. Для нас, детей, те далекие дни были тоже большим испытанием. Бабушка раздувала огни и просила нас кричать в русскую печь «Мамочка, иди домой!», и мы, прижавшись, друг к другу, кричали. Мы не плакали, мы верили! Знакомые, незнакомые люди приносили нам еду, поэтому мы были сыты! В чегдомынской деревянной школе №1 нас поддерживали учителя, товарищи, друзья! Мы в своем горе были не одиноки! Администрация поселка все 12 дней неустанно вела поиски нашей мамочки, было затрачено много средств на горючее вертолета! Весь поселок сопереживал нам, мы были не одни! Нам помогли люди!
Семьи в этих местах крепкие традиционно. С самого раннего детства нас приучали к труду. У каждого были обязанности. Старшая сестра помогала маме готовить обеды, стирать на металлической доске белье, ведь машин – автоматов тогда не было, старший брат ухаживал за животными в сарае, колол дрова, заготавливал уголь, топил печь. Я была средним ребенком в семье, и мне приходилось нянчить младших, ухаживать за ними, вот поэтому в дальнейшем я и стала учительницей младших классов. Мама работала вместе с отцом на шахте, все домашнее хозяйство, его ведение было в общих руках. Всей семьей косили сено для коров, разводили домашнюю птицу, работали на огороде. Мы не знали, что такое голод, нищета, никогда не просили спонсорскую помощь, как некоторые семьи теперь.
Наша мама была доброй, красивой женщиной, у нее был очень стойкий характер, мы никогда не видели ее слез и не слышали жалоб, людей она очень любила и могла отдать иногда последнее. У жителей поселка до сих пор на дачах растут мамочкины розы….
Шахтеры – это особый народ. Каждый день они спускаются в шахты, рискуя жизнью, и, видимо по этому, всегда помогут в трудную минуту вовремя, откроют свою шахтерскую душу для беседы, свободны в своих рассуждениях и требованиях. В поселке много шахтерских династий. Они из поколения в поколение передают свой опыт по добыче« черного золота». Моя мама тоже была женщиной - шахтером. Из шахты их вывели в 1960году, слишком тяжел был этот труд. Она иногда брала меня на работу «посмотреть как добывается уголь». До сих пор я вижу большой черный коридор, по которому бегают крысы, сверкают фонари шахтеров и очень громко шумит угольный комбайн. Сейчас на наших шахтах все механизировано. Комбайном управляет компьютер, за которым сидит высоко - образованный человек. Об этом можно было только мечтать в те далекие шестидесятые. Вот такие мы, чегдомынцы - дальневосточники!
В 1975 году в наших краях началось бурное строительство Бама. « Дорога жизни», так называли ее в те годы, потому что это было строительство транссибирской магистрали от Байкала до Амура, по которой вскоре пошли поезда с Дальнего Востока на Запад, перевозя различные грузы: уголь,нефть, лес…. Я работала старшей пионерской вожатой и поэтому часто со школьниками встречала на Ургале строителей Байкало – Амурской магистрали, посланцев с Украинцы, Малдавии, Казахстана и других союзных республик. Молодыми, сильными руками построены станции: Солони, Ургал, Джамку, Герби, Сулук…… Многие бамовцы до сих пор живут в наших краях и обслуживают дорогу, пользуются уважением , достойно несут свой долг и звание дальневосточник. Это мы, бамовцы - дальневосточники!
Еврейская автономная область. История заселения территории тесно связана с историей заселения земель вдоль Амура. Началось оно с похода Василия Пояркова, который в июне 1644года, проплыв по Амуру отрезок пути от Хингана до Тунгуски и сделав роспись рекам, сообщил, что « те земли людны и хлебны, и собольны, и всякого зверя много, и те реки рыбны». События 1917 года перевернули новую страницу в истории Дальнего Востока. В начале 1920 годов стали активно обсуждать планы землеустройства трудящихся евреев и изыскания территории для компактного проживания. Путь на Амур при отсутствии железной дороги был долгим и трудным. Крестьяне ехали на подводах, шли пешком, несли на себе хозяйственный скарб, земледельческие орудия и семена. Бывали случаи, когда переселенцы добирались до Амура два, три года и более. Начало еврейского переселения стало значимой вехой в истории Дальнего Востока и положило начало образованию государства, в котором представители всех национальностей живут в мире и согласии. К 1940году в области уже было развитое сельское хозяйство и промышленность (стройматериалов, легкая, пищевая). С началом Великой Отечественной войны все предприятия области перешли на выпуск военной продукции. Двенадцать тысяч жителей области ушли на фронт – семь тысяч из них погибли.
Прошло 80 лет со дня образования еврейской автономной области. Город Биробиджан - культурный центр Хабаровского края: создан музей с экспонатами еврейской истории и быта, открыт университет имени Шолом – Алейхема, ежегодно проходит международный фестиваль еврейской культуры и искусства, созданы творческие коллективы, функционирует общинный цент « Фрейд», православный Кафедральный собор. На привокзальной площади, в честь еврейских переселенцев, возведен монумент «Фантан Минора» и скульптура: лошадь с еврейской семьей. Там очень любят фотографироваться жители и гости города. Народные традиции всех национальностей бережно сохраняются и развиваются в области.
Это мы – евреи и русские, украинцы и белорусы, биробиджанцы - дальневосточники!
«Это мы!» - могут сказать комсомольчане, построившие великолепный город на Амуре, со своей инфраструктурой, авиазавод имени Юрия Гагарина, завод имени Ленинского комсомола, строившие, так необходимые, подводные лодки для укрепления российских границ.
« Мы это !» - люди, которые проживают на всей территории Хабаровского края, начиная с дворника, учителя , врача , мэра города…… Нас называют дальневосточниками потому что мы в России первыми встречаем солнце, наши дети первые пишут единый государственный экзамен, да и встречаем Новый год мы первыми. Первый! Это значит, что есть кто- то второй, который наблюдает за тобой, берет пример и старается делать все по аналогии.
В Петербурге, Москве, Сочи, китайском курорте Бэйдэхе, на острове Бали можно встретить дальневосточников. Они отличаются крепким рукопожатием, люди слова и дела. Эти странные люди могут занять крупную сумму денег на самом краю света, если Вы оказались в трудной жизненной ситуации. И если внимательно вглядеться в глаза дальневосточника, то можно понять, что суровые края сделали их самыми добрыми, отзывчивыми, терпеливыми, а морозы закалил их характер и силу воли. Дальний Восток стал малой Родиной, общим домом для тех, кто бежал от бомбежек с многострадальной Украины, переселенцев из других районов нашей России. Здесь они нашли свою Малую Родину - это дом, семья, родные, это очаг. Малая Родина – это то место, куда тянет каждого человека, где бы он ни находился, потому что в доме тепло и уютно, потому что в нем есть родные, близкие сердцу и душе люди.
Родина. Это слово пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. У этого слова много значений. Подберите родственные слова! Русь, русские, Россия, россияне. Почему слова являются словами – родственниками? Правильно! У них один корень. Эти слова можно представить одним большим дубом. Дуб могучий, большой, у него огромный корень, а это значит, его тяжело сломить, вырубить.
Великий педагог К. Д. Ушинский писал: «Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы ее зовем потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все для нас родное. Зовут матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас своему языку. Как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов».
« Кем мы хотим быть?». Я думаю, что каждый из нас ответил бы так:
« Дальневосточником. Счастливым, ведь счастье однажды стучится в дверь, откроем ли мы ее или нет, зависит только от нас, каждый кузнец своего счастья. Добрым – ведь самое лучшее военное искусство – это доброта, она предоставляет атакующему благоприятную возможность потерпеть неудачу. Мудрым – ведь мудрость – родная сестра счастья. Умными - ведь из двух ссорящихся виновен тот, кто умнее. Свободным – ведь кто к нам с мячом придет, от мяча и погибнет, а счастья не бывает без червоточен. Верующим, – ведь тот, кто верует, теплей ему на свете.»
Мы приглашаем всех желающих из центральной части России поселиться на эти удивительные, исконно – русские земли. Земли нераспаханной много, не хватает простого люда: электросварщиков, бульдозеристов, предпринимателей, фермеров, рабочих. Всем места и забот хватит! Наше правительство разработало государственную программу развития Дальнего Востока, перед всем дальневосточным регионом открываются многообещающие перспективы.
Какой бы пестрой и разнообразной ни была бы наша современная жизнь с ее сумасшедшими и стремительными темпами, какими бы разными не были бы территории, вероисповедания, цвет кожи, величина кошелька, идеи, мнения - нас объединяет то, что мы живем в России. Мы – россияне несем в себе народные традиции, вечные ценности, одной из которых является Великое чудо – любовь. Любить по - русски – значит жалеть: близких, родных, окружающий мир, животных и даже «врагов своя».