Статья по технологии на тему этническая педагогика (5-11 классы)
Аннотация
В статье рассматривается роль национально-художественной культуры в воспитании школьников. Освещены основные проблемы использования национальной художественной культуры, культурных ценностей в эстетическом воспитании школьников в соответствии с ФГОС.
Использование этнического декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании школьников
В рамках национально- регионального пространства цель системы образования, на наш взгляд, заключается в воспитании этнической личности «Как субъекта культурно- исторического процесса, отражающего в себе исторический разум, память, культуру этноса, человечества, чувствующего свою ответственность перед будущим, будущим этноса зависящим от его действий в настоящем» (А.С. Арсеньев). Образовательные учреждения выступают в качестве центра организации воспитания и создания воспитательной среды во взаимодействии с семьей и социумом. Обучение в сельской национальной школе происходит с учетом региональных особенностей, основой которой является традиционная культура. Сегодня обучающая и воспитательная деятельность в условиях Республики Алтай немыслима без опоры на специфические формы обучения детей, как представителя определенной этнокультурной среды. Современные технологии обучения требуют иного, компетентностного подхода к образованию, когда предметная обученность - это только половина успеха. Компетентностный уровень образовательного результата предполагает способность выпускника применять полученные знания для решения практических задач, искать и находить способы сделать мир лучше. Этнопедагогическая Концепция национальной школы Российской Федерации является ведущей для дальнейшего развития системы образования. При ее внедрении основное внимание было уделено, прежде всего, совершенствованию содержания обучения.
В нашем образовательном учреждении за последние годы в этом направлении сделаны определенные шаги: реализована этнопедагогизация содержания обучения, разработаны новые учебные планы, введены дополнительные образовательные программы, внедряемые во внеурочное время, предметные кружки, факультативы, различные образовательные мероприятия, проводимые в определенной системе, которые способствуют развитию обучающихся в национальных традициях. Для реализации трудового, эстетического воспитания учащихся, расширения их кругозора в области народного декоративно- прикладного творчества, привития интереса и любви к народному творчеству и изготовления изделий, внедрены дополнительные образовательные программы «Ай-Тана», «Волшебный войлок». Они имеют художественно–эстетическую направленность, где реализовываются теоретические и практические блоки. Разделы программы разработаны с учетом возрастных особенностей детей. Формы обучения индивидуальные, групповые. Обучение предусматривает творческое развитие обучающихся в рамках системы проектов. В содержании программ предусматривается изучение материала по следующим образовательным линиям: изготовление украшений из бус и бисера, изучение практического применения войлочных изделий, изготовление игрушек, декоративно- утилитарных предметов, декоративных украшений из войлока.
Интегрирующий характер содержания обучения предполагает построение образовательного процесса на основе использования связей между предметами: историей Горного Алтая, изобразительным искусством, технологией. Работа строится по основным педагогическим принципам: принцип сравнения( при определении творческих понятий используются самобытные образы из жизни коренного населения Кош-Агачского района), принцип синтеза- использования межпредметных связей, принцип сотрудничества( педагог и ученик –единомышленники),осуществляется дифференцированный и постепенно последовательный способ овладения мастерством изготовления изделий из войлока.
Актуальность программы в том, что она стимулирует познавательную активность подростков в области современного декоративно-прикладного искусства. Простота и лаконичность, доступность и относительно низкая себестоимость сырья и материалов, выразительность и красочность народных узоров позволяет использовать это искусство в воспитании и обучении детей.
Настоящая программа направлена на освоение детьми несложных приемов изготовления изделий из шерсти и обучению различным техникам войлоковаляния, целесообразность которой обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребенка за счет возможности его творческой самореализации в процессе обучения данному виду рукоделия. Занимаясь по программе обучающиеся не только осваивают старинное ремесло, но и реализуют свой творческий потенциал, погружаясь в данный вид искусства. В произведениях мастеров по войлоку неисчерпаемый запас линий, форм, образов и красок. Этот эстетический комплекс позволяет решать конкретные нравственные и эстетические задачи в единстве: подводит детей к пониманию прекрасного в народном искусстве, воспитывает желание узнать, кто и как это сделал; потребность бережно относиться к произведениям искусства; посильно участвовать в создании полезных и красивых вещей.
Являясь мощным воспитательным фактором, художественно-прикладное творчество позволяет использовать дидактические возможности для приобщения учащихся к национально- культурным ценностям, сохранять этническую самобытность теленгитов Чуйской степи, Бережно относиться к национальным традициям, воспитывать любовь и потребность к творческому труду.
Творчество, его формирование и развитие, одна из интереснейших проблем, привлекающее внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества- человек, способный к творческому созиданию. Как практикующий учитель, я прихожу к пониманию того, что формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Раннее развитие способности к творчеству – залог будущих успехов. Известный педагог В.Н.Шацкая определяла творчество школьников как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности. Благоприятными дидактическими возможностями умственного, эстетического развития человека обладают художественно-прикладное творчество, сочетающее технико-технологические и художественные компоненты. Искусство изготовления декоративно- прикладных изделий из бус и бисера, войлока обогащает творческие стремления детей, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а так же видеть в реальных предметах декоративно- прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д Бартрам, «вещь» сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге, в продумывании элементов узора, в расположении их на плоскости войлока, в создании элементов декоративного характера, умений найти способ изображения и оформления изделия. В процессе овладения приемами валяния войлока, при работе с бисером и бусами у детей развивается моторика пальцев. Деятельность способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На наших занятиях развивается речь детей, которая способствует расширению и обогащению словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов и иллюстраций формируется связная речь, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.
При знакомстве обучающихся с произведениями мастеров приобретается уникальный творческий опыт работы с разными материалами, они узнают о самобытности, своеобразии создания узоров (типичность мотивов, цветовое, композиционное решение) ,о связи содержания узоров с окружающей природой, связи искусства с бытом и жизнью народов, проживающих В Кош-Агачском районе. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, труду людей.
Таким образом, внеурочная творческая деятельность позволяет подросткам приобрести важное, по нынешним меркам чувство уверенности, успешности, а следовательно, внутреннюю и социальную защищенность по отношению к постоянно меняющему миру.
В соответствии с этим можно сделать вывод, что национально- региональный компонент системы образования внедряемый в наших школах отражает социально –экономические, культурные и образовательные потребности нашего района. Он учитывает потребности этноса, отвечает конкретным требованиям природно-географической зоны, включает виды народных промыслов и трудовой деятельности местного населения. Значимость занятий по формированию опыта художественно-прикладного творчества в процессе создания алтайских национальных дополнений к костюмам, войлочных декоративных изделий, обоснована разносторонним развитием подростков: способствует выявлению и развитию творческих способностей к художественно-прикладным видам работ, познавательного интереса к национальной культуре, формированию национального самосознания.
Литература
1 Артеменко Н.М. Эстетическое воспитание школьников: из опыта работы сельских школ М.,1998г
2 Неменский В.Д. «Изобразительное искусство и художественный труд» 5-6 , Москва «Просвещение», 1991г
3 Огнева Г.Н. «Детям о культуре и искусстве алтайского народа»,Горно-Алтайск , «Уч –сумер» 1992г
4 Эстетическое воспитание школьников.Вопросы теории и методики-М.Д.Таборидзе, Д.К. Бусурамвили, О.Г.Алавидзе – М «Педагогика» 1989г