План – конспект урока по музыке в 6 классе. Тема: Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане», фрагмент «Три чуда»
конспект
урока по музыке в 6 классе.
Тема: Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане», фрагмент «Три чуда»
Цель: познакомить учащихся с творчеством Н.А. Римского-Корсакова.
Задачи: -знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова « Сказка о царе Салтане»,
- воспитание слушательской культуры, любви и интереса к русской классической музыке, решение задач нравственного воспитания,
- развитие творческого и образного мышления, формирование музыкального вкуса.
ТСО: мультимедийная установка, музыкальный центр, синтезатор, «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.
,.
План
1.Организационная часть урока.
2. Знакомство с творчеством А.С. Пушкина.
3. Жизненный и творческий путь Н.А. Римского -Корсакова
4. Слушание и анализ фрагментов
оперы Н. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».
5. Исполнение песни М. Блантера «Катюша»
6. Подведение итогов урока, выставление оценок с комментарием учителя.
1. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством русского композитора Н.А. Римского –Корсакова, с его оперой «Сказка о царе Салтане».
- Ребята, а вы любите сказки?
Д: Да!
У: Почему?
Д: Там происходят чудеса, волшебство.
2.
Итак, я приглашаю вас в мир сказок, но не просто сказок, а сказок Александра Сергеевича Пушкина.
Какие сказки Пушкина вы знаете?
- «Сказка о Попе и работнике его Балде»; (слайд)
- «Сказка о Золотом петушке»; (слайд)
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; (слайд)
- «Сказка о царе Салтане о славном сыне его Гвидоне и прекрасной
Царевне Лебеди»; (слайд )
поэма «Руслан и Людмила» (слайд)
Пушкин – великий поэт, его произведения (сказки, стихи, поэмы) получили свое продолжение в творчестве мастеров разных видов искусств: музыке, живописи; поэты и писатели тоже неоднократно обращались к сочинениям Александра Сергеевича.
У.- Многие сказки Пушкина получили вторую жизнь в музыке русских композиторов М.И.Глинки, Н.А. Римского - Корсакова. В 1899г.Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта, перед гением которого Римский-Корсаков преклонялся.
3.
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в Тихвине. Отец, композитор Андрей Петрович, происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при Елизавете Петровне.
В шесть лет Ника, как звали его родные, начал заниматься музыкой, но учительницы попадались неинтересные, и занятия не увлекали.
Нике было 12 лет, когда отец привёз его в Петербург и определил в морской кадетский корпус. Сбылась сокровенная мечта стать моряком. Занимался Ника усердно и ровно. И всё же бытовавшие здесь нравы были ему чужды. Он страдал от бессмысленных занятий "фрунтом", муштры.
В этом же году он начал брать уроки по фортепиано у виолончелиста оркестра Александрийского театра Улиха. Занятия сводились, главным образом, к совместной игре в четыре руки. В 1858 году Ника начал учиться у известного пианиста Федора Андреевича Канилле. Педагог пришелся по душе. Под его руководством были сделаны первые опыты сочинительства. А тут ещё осенью 1861 года произошла встреча с Балакиревым, и молодой Римский-Корсаков стал участником балакиревского кружка.
А осенью 1862 года Римский-Корсаков отправился в кругосветное плавание.
Радостным было возвращение на родину, где его ждали друзья-единомышленники. Дружеское внимание, поддержка старших членов "Могучей кучки" помогли Николаю Андреевичу почувствовать себя их товарищем.
В 1899 году Россия отмечала столетие со дня рождения Пушкина. Римский-Корсаков принял деятельное участие в торжествах. Знаменательной дате он посвятил кантату "Песнь о вещем Олеге" и оперу "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди".
4.
В каждой сказке есть чудеса, а в сказке Пушкина их целых три.
Назовите их, прочитайте отрывки из сказки (зачитываются фрагменты).
Д.- Чудо первое- белочка, чудо второе - тридцать три богатыря, чудо третье- царевна - Лебедь.(дети зачитывают отрывки из сказки)
У.- Последней картине оперы предшествует симфоническое вступление, которое композитор назвал «Три чуда». И у каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картина, только написанная не красками, а звуками.
Послушайте, как Римский-Корсаков изображает «Три чуда».
Слушание симфонической картины « Три чуда»
У.- Что вы услышали и представили? Какое первое чудо?
(слайд)
Д.- Трижды звучит трубная фанфара, извещая о чуде. Оркестр имитирует праздничный перезвон колоколов сказочного города Леденца с его «златоглавыми церквами, с теремами и садами» Первое чудо- белочка.
У.- Какую песенку поёт белочка, как она звучит?
Какие инструменты придают сказочный характер?
Д.- Для характеристики белочки Римский-Корсаков использовал р.н.п. «Во саду ли, в огороде». Её присвистывает самый высокий инструмент оркестра – флейта - пикколо (маленькая флейта). Поочерёдное присоединение к флейте ксилофона и челесты придаёт ей сказочный характер.
У.- Итак, первое чудо-белочка.
Сейчас мы с вами разучим песенку белочки.
У.- Итак мы с вами познакомились с первым чудом, а теперь послушаем и представим Второе чудо.
Слушание Чудо второе - тридцать три богатыря. (слайд)
У.- Ребята, что вы представили, слушая музыку? Каков характер?
Д.- В оркестровом сопровождении слышен грозный шум, кипенье морского прибоя и на его фоне появляется чеканный богатырский марш.
У.- Правильно. Молодцы. И вот звучит третье чудо .
(слайд )
Послушайте внимательно. Как и кого композитор изобразил в этом чуде?
Слушание. Чудо третье- прекрасная Царевна -Лебедь .
У.- Что вы представили, слушая Третье чудо?
Каков характер музыки?
Какие инструменты услышали?
(слайд )
Д.- Музыка рисует чудесное превращение Лебедь - птицы в красавицу царевну. Фантастические узоры мелодии, сменяются напевной темой, похожей на русскую протяжную песню. В данном отрывке звучали струнные инструменты, напоминая человеческий голос, флейты, кларнеты, арфа. Тема Царевны-Лебедя создана из интонаций русских народных песен.
У.- Соответствует ли картина художника Михаила Александровича Врубеля «Царевна-Лебедь» звучащей мелодии?
Д.- И в музыке и на картине мы видим трогательный образ Царевны - Лебедя, слышим тоску.
У.В произведениях какого композитора сказки Пушкина получили вторую жизнь?
- Фрагменты какого произведения мы сейчас прослушали с вами, ребята?
- Фрагменты из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».
5. Исполнение песни М. Блантера «Катюша». (Работа над дикцией, динамикой, фразировкой, исполнение по группам).
6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
15