Статья по технологии на тему Применение ИКТ на уроках технологии.
Применение ИКТ на уроках технологии
Доклад учителя технологии Прусакова В.С.
МОУ «Лицей №1»
г Балаково
К чему стремиться учитель на своем уроке? В первую очередь, каждый учитель стремиться к повышению уровня качества знаний, так как учитель отвечает перед государством, учениками и их родителями именно за количество и качество полученных знаний его учениками. Перемены и перестройка в образовании, в которой мы сейчас с вами находимся, влечет необходимость пересмотра подходов в образовании детей. Ведь они будут жить совсем не в этой системе знаний, в которой проходили обучение мы (старое поколение).
Поток полезной и бесполезной информации расширил кругозор подрастающего поколения и старыми методами провести урок становится затруднительно, требует от учителя больших усилий, а поток информации на уроке увеличивается. Увеличение умственной нагрузки на уроках в школе заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащихся интерес к обучению, поддерживать их активность на протяжении всего урока. И в этом на помощь учителю могут придти информационно - коммуникативные технологии.
В основе этих технологий лежит компьютер. Компьютер можно рассматривать, как универсальный источник информации. Компьютер дает не только информацию, но и наглядность, т.е. возможность видеть эту информацию. Ведь каждый учитель знает, что эффективность учебного процесса во многом зависит от наглядности. Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным. Развивает наблюдательность и мышление. Таким образом наглядность содействует развитию абстрактного мышления, а это очень важно.
Учитель располагающий компьютером имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения , сделать его более наглядным и динамичным, создать на уроке информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка .
Урок с применением ИКТ может чередовать разнообразные методические приемы. Какие же методические приемы можно использовать ?
На уроках с применением ИКТ можно выделить следующие направление:
Создание презентаций – наиболее распространенная форма внедрения ИКТ на уроках технологии. Я считаю, что на первом этапе использование ИКТ в 5-7 классах на уроках технологии можно использовать видеоряд слайдов в основном, как иллюстрации сопровождающие рассказ учителем новой темы. При этом видеоряд должен быть коротким, занимать только часть урока и сопровождаться активным обсуждением увиденного. Можно некоторые слайды сопровождать вопросом «почему?».
Где брать презентации? Хороших презентаций по технологии в Интернете найти трудно, а вернее их там просто нет. Поэтому презентации приходится создавать самому. Чтобы сократить свое время на создание презентаций, я привлекаю для этой работы старшеклассников.
По договоренности с учителем информатики они создают на его уроках презентации по технологии на темы, которые я им задаю. Здесь в педагогический процесс включаются межпредметные связи, ведь старшеклассники еще не забыли уроки технологии, и они с удовольствием включаются в этот процесс. Я им задаю темы презентации, снабжаю их необходимой информацией по теме, и какую информацию они должны найти в Интернете, а главное какая наглядная информация должна сопровождать слайды. Как правило, одну тему даю нескольким ученикам. И наиболее удачные работы, беру на вооружение, что является стимулом для учащихся при создании своих работ. Старшеклассники очень гордятся тем, что созданные ими презентации использует в своей работе учитель.
Еще одна распространенная форма уроков с использованием тестов. Применение компьютера для проведения различных видов тестирования не вызывает сомнения. Тест в руках педагога- удобный инструмент для почти моментального видения картины усвоения материала. Хорошо составленные тесты всегда пользуется успехом у учащихся, т.к. учитель не вмешивается в процесс определения оценки.
Также за проверкой контроля знаний учащихся на равнее с тестами можно использовать на уроке викторины, кроссворды.
Следующий не менее интересный способ применения на уроках
технологии ИКТ в виде игровых программ, которые также могут быть
использованы с целью проверки знаний. Единственное здесь
препятствие , что игровых программ по темам технологии очень мало,
а создавать их самому учителю технологии очень сложно.
Можно использовать ИКТ для организации проектной деятельности и защиты проектов. Пока мы мало использовали это направление , потому -что думаем, что ученики 6-7 классов не смогут создать проекты в электронном виде и тем более защитить их. Но некоторые ученики 6-7 классов очень хорошо владеют компьютерами , и могут создавать проекты в электронном виде . Конечно не все это могут сделать, но работать в этом направлении можно.
Просмотр фотографий и видеоматериалов при изучении нового материала, т.е. сопровождения рассказа темы учителя иллюстрациями. Это самый простой и доступный способ использования ИКТ на уроках технологии, который в основном и применяется на уроках, на данном этапе применение ИКТ дает хороший результат .
Информационно образовательные ресурсы должны не заменять учителя, а помочь достичь более высоких результатов. Это сделает урок менее скучным, однообразным, а более динамичным, интересным, и как следствие поможет ученикам быстрее и глубже усвоить тему урока. Также помогает оптимизировать трудозатраты учителя. Например, часть урока преподаватель может объяснить сам, другую часть – перепоручить своему ,, электронному ,, помощнику.
. Говорить о преимуществах уроков с использованием информационных технологий можно бесконечно долго. А всегда ли внедрение информационных технологий ведет к повышению качества знаний ? Для меня ответ один. Применение компьютеров на уроках позволяет ученикам рассматривать компьютер, как инструмент для удовлетворения возрастающих познавательных потребностей.
Однако не следует забывать, что лекарство в больших дозах тот же яд. Задача учителя заключается в том, чтобы оценить, оптимизировать и обеспечить наибольшую эффективность применения ИКТ на уроках.
Нужно отметить и некоторые на мой взгляд недостатки применения ИКТ на уроках. Ни один компьютер не заменит ,, живую ,, речь учителя. Во время урока могут возникнуть разные ситуации, педагог может привлечь внимание учеников в нужный момент т.е. подобрать интонацию, скорость речи, внести необходимые пояснение . Ни одна программа , ни одна презентация не могут сделать того, что может человек. Поэтому презентацию использовать на каждом уроке нельзя - существуют и другие приемы и все необходимо учитывать.
В целом умеренное применение средств ИКТ на уроках для объяснения нового материала обосновано и дает хорошие результаты:
- увеличивает темп урока,
- возрастает концентрация внимания учащихся,
- увеличивается объем получаемой информации,
- а главное легче усваивается изучаемый материал, потому – что
совместное зрительное и слуховое восприятие материала обеспечивает
прочное усвоение самых главных моментов данной темы урока.
В заключении хотелось бы сказать, сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам , ведущим занятие с использованием ИКТ. Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения. Хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Современная техника прочно вошла в нашу жизнь и уже скоро станут нормой уроки с использование ИКТ.
15