Доклад на педагогический совет Семья и школа — пути эффективного взаимодействия
Доклад на педагогический совет
Подготовила: Рузманова И.Ю.
Педагог-организатор
МБОУ «Левженская СОШ»
Рузаевского муниципального района
Семья и школа: пути эффективного взаимодействия.
Педагогика должна стать наукой для всех:
и для учителей, и для родителей
В.А. Сухомлинский
«Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
В Семейном кодексе РФ описаны права и обязанности родителей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Почему же семье уделяется такое большое значение? Сегодня семья рассматривается как ценность № 1. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи. Один из способов решения данной проблемы – это взаимодействие семьи и школы.
Для выявления состояния, проблем и путей взаимодействия семьи и школы в условиях реализации новых образовательных стандартов необходимо определить особенности развития семьи и школы в современных социально-образовательных условиях.
В настоящее время семья и школа по-прежнему остаются основными институтами социализации и воспитания ребенка, хотя и сталкиваются с определенными трудностями в осуществлении взаимодействия.
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Рассмотрим значение двух терминов: «семья» и «школа».
В философской и социологической литературе семья определяется как:
социальный институт, подчинен тем же законам, что и общество, государство; характеризуется определенными социальными нормами, актами, образцами поведения; регулирует отношения между супругами, родителями, детьми;
малая социальная группа, объединена кровнородственными или иными приравненными к ним связями, обусловленными общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью;
субъект жизнедеятельности, сочетающий социальное и индивидуально-личностное начала.
Традиционно исследователи (C.И. Голод) выделяют основные типы семьи: патриархальная (традиционная), детоцентрическая, супружеская.
По мере трансформирования семьи возникают новые модели: супруги, находящиеся в незарегистрированном браке (с детьми без детей); семья кровнородственная неполная; полигамная; семья в повторном браке с детьми от предыдущих браков; семья, основанная на религиозных обычаях или новых нравственных нормах. Сегодня происходит распространение такого типа семьи, как постсовременная, которая характеризуется отсутствием официального принятия обязательств в отношении партнера и потомства (C. Г. Вершловский).
Воспитание детей до сих пор сохраняется в российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остается посредником между ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной жизни, в социально-культурном пространстве. В ФГОС нового поколения ведущая роль отводится развитию взаимодействия семьи и школы для достижения высокого качества образования, повышения мотивации учащихся к обучению, а также для решения социально-педагогических проблем ребенка.
Семья – это среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется несколькими параметрами. Влияние семьи на формирование личности ребенка зависит от следующих факторов:
социально-культурного, который определяется образовательным уровнем родителей и их ценностными установками;
социально-экономического, определяющегося имущественными характеристиками семьи;
бытового, определяющегося условиями проживания, особенностями образа жизни семьи.
Раскрывая суть этих понятий можно определить воспитательные функции семьи как следующие:
1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими общественными институтами. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным, когда возрастает влияние школы.
2. Семья играет ведущую роль и в интеллектуальном развитии ребенка. Американский исследователь Говард Блум в конце ХХ века выдвинул интересную гипотезу о том, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, влияет на отношение детей к учебе, во многом определяя ее успешность. На всех этапах социализации интеллектуальный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на умственном развитии ребенка, на формировании его внутренней культуры, на стремлении к продолжению образования и самообразования.
3. Большое значение семья имеет в овладении человеком общественными нормами в процессе его социального развития. Связано это с тем, что одобрение, поддержка, безразличие или осуждение близких сказываются на интересах ребенка, помогают или мешают ему искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.
4. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях. Определяется стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов.
Итак, в любой семье человек проходит своеобразную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.
Следующим социальным институтом после семьи, значимым в развитии и воспитании ребенка, является школа. Как социальный институт школа удовлетворяет потребность общества и семьи в образовании. Надо отметить, что семья и школа как субъекты воспитания и обучения ребенка имеют как общие, так и специфические особенности.
В законе «Об образовании в РФ» определено, что образовательное учреждение (школа) осуществляет реализацию образовательных программ, обеспечивает воспитание обучающихся.
В социально-педагогической литературе школа определяется как общеобразовательное или учебно-воспитательное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, природе, мире.
Цель школы как социального института — всесторонняя подготовка человека к жизни в современном обществе, к осознанному самоопределению, самореализации в профессиональной сфере.
Соответствуя потребностям реформирующегося общества, произошли следующие изменения:
появились новые типы образовательных учреждений (гимназии, лицеи с углубленным изучением ряда предметов и др.);
расширились возможности выбора образовательного учреждения родителями, так как они теперь являются полномочными представителями интересов ребенка в школе;
администрация школ, педагогические коллективы постепенно начинают признавать право родителей на их включение в дела школы, в учебный процесс, что является правомерным, так как в соответствии с законом «Об образовании в РФ» главную юридическую и моральную ответственность за детей несут родители;
педагоги совместно с родителями выбирают образовательные программы и образовательные маршруты, изыскивают ресурсное обеспечение инновационных преобразований.
Как обозначено в стандартах, кроме овладения основами умения учиться, способностью к организации собственной деятельности, младшему школьнику необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
На основании анализа текстов новых стандартов можно утверждать, что «ориентация на принятие ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей» является важной характеристикой выпускника основной и начальной школы, а также составляющей образовательного процесса.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ряду базовых национальных ценностей на приоритетные позиции выходит ценность семьи и семейной жизни. Для семьи важна любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья – ячейка школьного коллектива.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.
В Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования даны рекомендации по организации взаимодействия школы и родителей. В шестом разделе этой программы определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с родителями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Конечная цель воспитания - формирование у человека потребности и способности к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию. Такой человек в идеале должен обладать следующими качествами:
1. Личность свободная, с высоким уровнем самосознания. Принимающая понятие гражданственности, как ответственности за будущее своей страны.
2.Личность гуманная, милосердная, способная к состраданию, готовая прийти на помощь.
3. Личность толерантная, доброжелательная.
4. Личность духовная, с потребностью в познании и самопознании.
5. Личность творческая, с развитой способностью к креативному мышлению, с потребностью в знаниях, с развитым интеллектом.
6. Личность трудолюбивая, обладающая знаниями основ экономики и предпринимательства.
Именно эти запросы формируют сегодня социальный заказ родителей на воспитание образовательному учреждению.
Стандарт ориентирован на становление личностных качеств ученика («портрет выпускника начальной школы»), особую роль в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса:
- любящего свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру, духовные и семейные традиции;
осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества;
- активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда и творчества;
- умеющего учиться, осознающего важность самовоспитания и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике;
уважающего своих родителей и других людей;
- осознанно выполняющего правила здорового и экологического образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
В основе ФГОС лежат Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Ступени реализации Концепций отражают базовую роль и значимость родителей в данном процессе. Различают следующие ступени:
Усвоение ребенком ценностей семьи с первых лет жизни имеет непреходящее значение для человека. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
Сформированность Российской гражданственности высшей ступени процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратить на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов.
Школа взаимодействует с родителями в следующих направлениях: информационное, воспитательно- развивающее, формирующее, охранно –оздоровительное, контролирующее, бытовое. При этом полное взаимодействие невозможно без педагогического и психологического изучения семьи. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей.
Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга.
Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитания вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего очага, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. И для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье. Что же это за условия? Прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей. Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться
В систему работы школы вовлекают родителей и в органы школьного самоуправления, создан и функционирует Управляющий Совет школы, функционируют родительские комитеты. Родители входят в состав Совета профилактики и ШСП. Родители вовлекаются в жизнь школы. Не только присутствуют на общешкольных мероприятиях, но и сами являются активными участниками школьных праздников. Совместно с детьми совершают поездки в театр. Посещают общешкольные и классные родительские собрания.
Родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые как правило, оказывается втянут и невольный объект конфликта – ребенок:1. всегда помнить, что и родитель, и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка,2. не доверять информационным источникам со стороны, добивайтесь непосредственной встречи,3. не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет,4. не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей, - это может вызвать отрицательную реакцию,5. воспринимайте критику позитивно, делайте выводы,6. если вы считаете, что вы правы, скажите об этом друг другу – и попробуйте найти истину,7. помните, что вы доверяете воспитание самого главного в жизни – ребенка. Педагогическая реальность часто далека от желания родителей. Родители главенствуют в воспитании ребенка, и порой не признают никакого влияния на ребенка или их самих со стороны, особенно со стороны педагога.
Совместная работа с родителями в школе может быть спланирована по трём основным блокам:
Повышение уровня психолого – педагогических знаний:
- лекции, семинары;
- педсоветы с участием родителей;
- дни открытых дверей;
- индивидуальные консультации;
2. Вовлечение родителей в образовательный процесс:
- родительские собрания;
- помощь в укреплении материально- технической базы;
3. Участие родителей в управлении школой:
- классные родительские комитеты;
-Управляющий совет;
Направления содержательной деятельности с родителями:
- Изучение семей обучающихся:
пополнение Банка педагогических данных о родителях учащихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);
диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;
диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;
пропаганда успешного опыта семейного воспитания учащихся;
психологическое тестирование родителей по уровню подготовки учащихся;
индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;
родительские собрания; “Психологический комфорт в семье и школе — условие успешной познавательной деятельности”, “Педагоги и родители — одна семья”, “О душевном тепле, заботе, любви в общении, с детьми”, “Коммуникационные особенности в общении с детьми ”, “Как ликвидировать конфликт с ребенком?”.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей:
родительский лекторий: “Воспитание в семье и школе: проблемы, поиски, решения”, “Основы духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогической культуре”;
встречи с медицинскими работниками: “Психолого-физиологические возрастные особенности младших школьников”. “Здоровый образ жизни: диагностика и профилактика детских заболеваний”;
встречи Родительского комитета, Управляющего совета с администрацией школы, учителями: “Современные требования к учащимся по изучению отдельных предметов”, “Повышение качества образования — приоритетное направление модернизации сферы образования”;
встреча с юристом, психологом. “Права и обязанности ребенка ”.
- Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:
подготовка поощрительных призов, подарков учащимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня;
участие родителей совместно с детьми в различных конкурсах и мероприятиях
- Проведение открытых мероприятий для родителей;
конкурс отцов и сыновей “А ну-ка, парни!”;
конкурс матерей и дочерей (хозяюшек) “А ну-ка, девушки!”;
организация благоустройства и озеленения школьного двора;
ремонт и оформление классных кабинетов.
- Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:
создание Управляющего совета;
организация деятельности Родительского комитета;
разработка системы договоров между родителями и школой;
беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса;
обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.
- Работа в составе школьного совета:
участие родительского комитета в разработке Устава школы;
участие в работе школьных и общественных Советов (Совета профилактики, попечительских советов, управляющих советов и в других формах (ШСП)).
проведение общешкольных классных родительских собраний, в рамках которых происходит ознакомление с основными положениями ФГОС и Концепциями, а также участие родительской общественности в разработке плана реализации ФГОС и Концепции.
- Повышение педагогической культуры родителей:
знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;
изучение закономерностей развития ребенка;
содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;
- Пропаганда здорового образа жизни в семье:
родительские практикумы по закаливанию;
практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;
организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;
организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта;
- Повышение правовой культуры родителей:
изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;
изучение Конвенции ООН о правах ребенка;
изучение Закона РФ “Об образовании”;
Билль о правах ребенка;
программа развития и воспитания детей в системе национального образования;
программа развития и воспитания детей, имеющих особые образовательные потребности.
Методы работы с родителями:
наблюдение;
индивидуальные беседы;
тестирование;
анкетирование;
диагностика;
анализ детских рисунков и рассказов о семье;
метод коллективно-творческой деятельности.
Формы работы с родителями
- Формы участия родителей в управлении ОУ:
инвесторы-спонсоры;
социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;
эксперты качества образования;
защитники прав и интересов ребенка.
- Формы психолого-педагогического просвещения родителей:
Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний.
Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей.
Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Я предлагаю тестирования «Мы – родители».
Следующее направление работы с родителями – вовлечение их в учебно-воспитательный процесс. Формы деятельности: праздники, соревнования, походы, экскурсии, акции, ярмарки, акции милосердия, благотворительность, дни творчества детей и родителей. Разделы Портфолио ребенка: «Моя семья» . Проекты: «Традиции семьи», «Генеалогическое древо семьи»
Третьим направлением является: участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (управляющий Совет школы, родительский комитет).
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.
Перед нами, учителями, стоит задача при переходе на новые стандарты добиться более тесного сотрудничества с родителями.
Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.
Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в нашей школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.
Мы вместе – учителя и родители – делаем в равной степени одно общее дело: обучить, воспитать, вырастить из детей достойных людей. Мы в определенном смысле коллеги. Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений. Об этом желательно помнить самому и регулярно напоминать родителям. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Использованная литература
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011
Дереклеева Н. И. Родительские собрания. 1 – 4 классы, – М.: Вако, 2004
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азъ, 1993
Семейный кодекс РФ – М.: Кнорус, 2016
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011
ТЕСТКАКИЕ МЫ РОДИТЕЛИ?
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? Итак, какие мы родители?Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда.
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему о воспитании? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
9. Сумеете ли вы не приказать, попросить о чем-либо своего ребенка?
10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразами типа: У меня нет времени или Подожди, пока я закончу работу?
Ответ да = 2 очка, ответ иногда = 1 очко, ответ нет = 0 очков.
Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И, будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?
Тест «Хорошие ли вы родители?»
На вопросы этого теста можно отвечать «да», «нет», «не знаю». Итак:
На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а
потом жалеете об этом.
Иногда вы пользуетесь помощью или советами других лиц, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
Ваши интуиция и опыт - лучшие советники в воспитании ребенка.
Иногда вам случается доверить ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.
Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.
Вам случается просить у ребенка прощение за свое поведение.
Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют) вас.
Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.
Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).
Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.
Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.
У вас конфликты с собственным ребенком.
Ключ к тесту: За каждый ответ «да» на вопросы: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а также «нет» на вопросы: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 – получаете по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.
100-150 очков
У вас большие способности к правильному пониманию собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего собственного ребенка. Рискнете?
50-99 очков
Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать – не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.
0-49 очков
Кажется, можно больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для своего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам в этом поможет. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.
Тест «Умеете ли вы воспитывать детей?»
Достаточно ли вы терпеливы и упорны в воспитании ребенка? Воспитываете ли вы его с любовью? Умеете ли понять его психику? На эти вопросы, надеемся, вам поможет ответить этот тест.
Есть ли у вашего ребенка детская комната? (да – 5 очков, нет – 1)
Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день? (да – 5 очков, нет – 1)
Терпеливы ли вы, когда он капризничает, плохо ест? (всегда – 5 очков, иногда – 3, никогда – 1)
Умеете ли вы прощать своему ребенку шалости? (да – 5 очков, иногда – 3, никогда – 1)
Пользуетесь ли вы телесными наказаниями? (да, часто – 1 очко, иногда – 3, принципиально нет – 5)
Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок во всем с вами делился? (да – 1 очко, иногда – 3, нет, не хочу – 5)
Ваш ребенок послушен? (всегда – 5 очков, иногда – 3, нет – 1)
Если вы что-то запрещаете ребенку, то объясняете ему причину запрета? (да, всегда – 5 очков, иногда – 3, нет – 1)
Требуете ли вы от своего ребенка всех обязанностей, которые, вы считаете, он должен выполнять? (всегда – 5 очков, иногда – 3, нет – 1)
Следите ли вы за специальной педагогической литературой? (да – 5 очков, иногда – 3, нет – 1)
А теперь подсчитайте набранные очки.
От 10 до 23 очков. Боимся, что вы неверно воспитываете своих детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это проявляется. Если вы в ближайшее время коренным образом не измените методы своего воспитания, вполне может случиться, что ваш ребенок огорчит, будет постоянно огорчать вас или замкнется.
От 24 до 27 очков. Ваши взгляды на воспитание в основном правильны, тем не менее вам, вероятно, необходимо постоянно проявлять большую заботу о ребенке. В противном случае у вас, в конце концов, возникнут проблемы в отношениях с вашими детьми.
От 38 до 50 очков. Вы заслуживаете большой благодарности, признания как способный воспитатель. У вас достаточно терпения, упорства и любви к ребенку. А это так важно!