Методическая статья на тему: Применение ИКТ на уроках математики
Применение ИКТ на уроках математики как способ достижения качественного результата обучения
Яцкова Анна Сергеевна,
учитель математики МБОУ СОШ № 86
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к предметному материалу. Это побуждает к постоянному поиску эффективных методических приёмов обучения, которые стимулировали бы школьников к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа детей зависит, в большей степени, от методики её преподавания, поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда только определяются и формируются склонности и интерес к предмету. Немаловажную роль в этом «играют» информационно-коммуникационные технологии, ведь в настоящее время они стали неотъемлемой частью современного образования, которое «диктует» непростую задача: подготовить граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.
За последние несколько лет компьютеры перестали быть экзотикой. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. Как следствие – изменение ситуации на рынке труда. Одним из основных требований при приёме на работу становиться умение пользоваться компьютером. В связи с этим освоение компьютерных технологий должно происходить уже в школе, чтобы выпускник как можно быстрее включался в жизнь общества.
Традиционно в школе применяются, в основном, урочная и лекционно-семинарская формы обучения, поэтому усвоение материала во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Кому-то мы симпатичны, а кому-то просто не нравится наш стиль изложения, кому-то кажется, что учитель к нему не объективен при контроле. Попытки разрешить эти проблемы только с помощью традиционных методов уже не дают желаемого результата, не способствуют развитию творческой личности.
Есть разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике. Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько пробных уроков в 7 и 8 классе и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и решению различных математических задач. Обычно урок часто сводится лишь к «прохождению» программы, причём преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода: делай как я (посмотри – повтори – запомни). В этом случае при объяснении нового материала большинство учеников являются пассивными слушателями, а наша задача воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, находить необходимую информацию. В своей практике я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда решение стандартных задач, даже сложных и объёмных, не вызывает трудностей у учащихся. Но стоит лишь немного изменить условие, сформулировать практическую задачу, для которой необходимо построить математическую модель, ученики не справляются и учителю приходится подробно расшифровывать каждый шаг.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам. Огромные возможности компьютерной техники, многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет становятся доступны учащимся. Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности, ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта.
Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее одноклассников усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, современных средств видеотехники позволяет создать реальную обстановку деятельности.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером эффективно и интересно для ученика. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т. д. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой проблемы до конца, опираясь на необходимую помощь. Я использую компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения. Так, например, в ходе изучения темы: «Квадратные уравнения», «Теорема Пифагора» учащиеся накапливают материал по методам и способам решения уравнений и задач. При закреплении изучаемого материала использую компьютерные презентации творческого характера по данной теме, которые на заключительном уроке представляют и защищают учащиеся. Творческое задание позволяет расширить программные рамки темы (другие нестандартные способы решения квадратных уравнений или доказательства и применения теоремы Пифагора, которые выходят за рамки школьной программы). Каждый комплект слайдов позволяет отработать прочные навыки по изучаемой теме. Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у ребят интерес к предмету повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой, и сами выставляют предварительные оценки своей группе и оценивают работу других групп. После презентации 2-3 минуты даётся на обсуждение.
Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Основная задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся.
Включение в ход урока информационно-коммуникационных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Решая компьютерные тесты, учащийся получает объективную оценку своих знаний и умений и рекомендации по ликвидации пробелов. Конфиденциальность полученных результатов благоприятно сказывается на психологическом здоровье ребёнка.
Считаю необходимым использование всех возможностей для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Заголовок 2%, Знак Знак Знак